Смекни!
smekni.com

Основные принципы современного международного права (стр. 2 из 4)

По справедливому мнению российских ученых, принцип суверенного равенства государств как один из краеугольных принципов международного права призван содействовать демократическому сотрудничеству государств, гарантировать всем государствам равные права на равный суверенитет.

Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях начал формироваться в конце XIX и в начале XX в. Например, в Конвенции о мирном решении международных столкновений от 5 (18) октября 1907 г. говорится о том, что с целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами, договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий. Договаривающиеся державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволяют обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав.

Первым многосторонним договором, запретившим агрессивную войну, явился Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27 августа 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога).

Принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства. Этот принцип возник давно. Еще в феодальный период между владетельными князьями и суверенами в отдельных случаях заключались соглашения о невмешательстве в дела друг друга, например, русскими княжествами.

По мнению Н.А. Ушакова, к XIX столетию принцип невмешательства получил достаточно широкое международное признание. Он упоминался и в трудах большинства юристов-международников. В то же время в международном праве этот принцип уживался с такими принципами и институтами, как право государства на войну и на применение к другим государствам любых форм принуждения, режим капитуляций, раздел мира на сферы влияния, допустимость вмешательства на «законных» основаниях[10].

Впервые проблема о правах и свободах личности наиболее полно рассматривалась во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Данный принцип возник под влиянием национально-освободительных движений. Ему предшествовал принцип национальности, который был провозглашен в XVIII в., в эпоху буржуазно-демократических резолюций.

Принцип равноправия и самоопределения был признан в двусторонних договорах Советской России с Турцией, Белоруссией, Польшей, Латвией, Эстонией и другими странами.

3. Принцип территориальной целостности государств.

Принцип территориальной целостности государств запрещает насильственный захват или изменение принадлежности иностранных территорий, а также запрещает противоправное использование иностранных территорий или нанесения им существенного ущерба. Как справедливо подчеркивает Л.И. Волова, данный принцип «представляет собой такую основополагающую норму международного права, без которой немыслимо существование суверенных государств»[11].

Данный принцип является основным императивным принципом международного права. Однако наименование его окончательно не установлено. В международных и национальных документах можно встретить различные наименования: принцип территориальной целостности государств; принцип территориальной неприкосновенности и целостности государственной территории.

Принцип территориальной целостности закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ООН: все члены Организации воздерживаются в международных отношениях от угрозы силой или применения, как против территориальной неприкосновенности любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.

Рассматриваемый принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 г., правда, в увязке с принципом неприменения силы или угрозы силой( т. е., как это изложено в п. 4 ст.2 Устава ООН).

Каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Заключительный акт СБСЕ содержит более развернутое определение данного принципа. Во-первых, государства-участники должны уважать территориальную целостность каждого из участников этого документа. Во-вторых, государства-участники должны воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности и политической независимости или единства государства-участника; в-третьих, государства-участники обязуются воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других, прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких же мер или угрозы их осуществления; в-четвертых, никакая оккупация или приобретение территории силой или угрозой силы не может признаваться законной.

В Уставе СНГ 1993 г. в числе других принципов упоминается и принцип территориальной целостности государств, и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории.

В Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА, от 14 сентября 1999 г. сказано, что государства-члены будут уважать территориальную целостность друг друга. Они будут воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации.

Действие принципа территориальной целостности будет эффективным только в том случае, если государства будут сотрудничать друг с другом в его реализации в соответствии с теми источниками международного права, в которых он закреплен и получил прогрессивное развитие.

Принцип территориальной целостности означает, что территория государства и его природные ресурсы не могут использоваться без его согласия. Транзит любыми транспортными средствами через иностранную территорию нарушает принцип суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности. Международный суд ООН в своем решении о деле, касающемся права прохода через территорию Индии, от 17 апреля 1960 г. отметил, что проход по территории Индии осуществляется только с разрешения Индии и под ее контролем.

Международное право в отдельных случаях позволяет ограничивать территориальное верховенство государства.

В.Э. Грабарь указывал на два вида ограничений территориального верховенства государства:

· Договорные обязательства (международные повинности или сервитуты);

· Ограничения в силу передачи территории залог, в аренду или управление.

Первый вид ограничения, по мнению В.Э. Грабаря, заимствован из гражданского права.

Ограничение территориального верховенства может происходить также в государственно-правовой форме передачи территории другому государству «в управление». Как отмечал В.Э Грабарь, в такой форме было установлено ограничение территориального верховенства Турции в 1978 г. на Кипре в пользу Англии и в Боснии и Герцеговине – в пользу Австро-Венгрии.

Обе формы – аренда и управление – представляют не простое ограничение территориального верховенства, а полный переход его от одного государства к другому, причем суверенитет остается за государством, передающим территорию в аренду и управление.

Ограничение территориального верховенства может быть произведено в силу международного обычая или договорных норм. Как указывал В.Э. Грабарь, ограничения в различной мере стесняют деятельность территориальной власти, доходя в некоторых случаях до полного перехода ее в руки другого государства[12].

Задача.

На брифинге, проводившемся 26 мая 1998г. в пресс-центре МИД РФ, официальным представителем Министерства была дана оценка крупномасштабной военной операции Турции в Северном Ираке, которая мотивировалась ссылками Турции на необходимость борьбы с якобы просочившимися в этот район боевиками рабочей партии Курдистана. Было указано, что это уже далеко не первое грубое нарушение Анкарой фундаментальных норм международного права, суверенитета и территориальной целостности соседней страны и что стремление возвести подобные действия, чуть ли не в «дежурную» практику неприемлемо, чем бы оно не оправдывалось. Турецкие войска должны быть незамедлительно выведены с территории Ирака, а возникающие проблемы следует решать не силовыми, а цивилизованными политическими методами.

Вопросы к задаче. Как можно оценить позицию представителя МИД РФ в связи с данной им оценкой политики турецкого правительства по отношению к Ираку в свете основных принципов международного права?

В первую очередь хотелось бы отметить, что курды проживают в северной части Ирака очень давно, а также они проживают и на территории Турции, граничащей с северным Ираком. Курды, проживающие и на территории Ирака и Турции, боролись за право образовать как минимум свою автономию, а как максимум свое государство. Таким образом, заявление о том, что боевики «просочились» на территорию северного Ирака звучит как минимум некорректно. Кроме того, по моему мнению, Турецкие войска вторглись на 11 километров на территорию северного Ирака с пассивного согласия Саддама Хусейна, так как это совпадало и интересами Ирака в то время. Конечно, со стороны Ирака было заявлено требование о выводе Турецких войск с территории Ирака, но, по-моему, это было политической фикцией.