регистрация / вход

Философия правовой поддержки малого бизнеса 2

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время становится весьма актуальной разработка проблем права в контексте признания социально-философской значимости процесса усвоения идей правовой демократии, развития правопорядка и правосознания российских граждан. Этот процесс во многом стимулируется стремлением преодолеть неправовые реалии социализма и опереться в практике построения правового государства на точно определенные понятия права, равенства и свободы российских граждан.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время становится весьма актуальной разработка проблем права в контексте признания социально-философской значимости процесса усвоения идей правовой демократии, развития правопорядка и правосознания российских граждан. Этот процесс во многом стимулируется стремлением преодолеть неправовые реалии социализма и опереться в практике построения правового государства на точно определенные понятия права, равенства и свободы российских граждан. Само же это стремление определено в первую очередь объективной потребностью государства и органов его власти в развитии правовой культуры российских граждан, без устойчивости которой тормозится действительный процесс реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной законодательно не запрещенной экономической деятельности.

Как правило, проблемы развития правовой культуры и основные социальные формы ее проявления - сложившийся характер правоотношений и правосознание общества - изучаются в теории права и относятся к классу теоретических проблем правоведения. Это обусловлено тем, что и характер правоотношений, и правосознание общества самым тесным образом увязаны с проблемами его политического и социального развития, а главное, активно влияют на формы его государственной жизни. Кроме того, существуют и исторический аспект теоретического рассмотрения проблем развития правовой культуры, поскольку указанные нами формы ее проявления органично связаны с возникновением и функционированием права как целостного социального института исторически конкретного общества.

Теоретический ракурс рассмотрения проблем правовой культуры и основных форм ее проявления, таким образом, является необходимым элементом познания правовой действительности исторически конкретного общества. Исторические, социологические и философские определения правовой культуры становятся, таким образом, одним из методов анализа реальных правовых отношений, условием верификации значения и ценности права в обеспечении становления цивилизованного общества. С другой стороны, они могут быть рассмотрены в качестве основ для стимулирования самостоятельных исследований в области философии и социологии права.

Разработка предметных областей этих дисциплин имеет прямое отношение к осмыслению места и форм самоопределения правовой традиции в государственном и гражданском устройстве общественной жизни. Во всяком случае, контроль результатов изучения социальной динамики правоотношений, характера правовых отношений в различных социальных группах, а также форм психологического воздействия права на развитость социально-экономических отношений способствует осознанию "работоспособности" тех или иных правовых норм в данных социальных условиях. Тем самым, исследования социологии права не только становятся важнейшим условием, но и формой информационного обеспечения выбора критериев социальной обоснованности законодательства.Решение вопроса о социальной обоснованности законов в современных условиях ставится не просто в ракурсе того, что сообразно с правом , но также и в ракурсе того, сколько из того, что сообразно с правом, при данных условиях, выполнимо . В этом смысле информационное обеспечение законодательной практики является краеугольным камнем политики государства в условиях реформирования экономики и социальных отношений.

С другой стороны, имеющиеся формулировки и положения теории права могут рассматриваться как предметная основа для разработки важнейших положений философии права. Она состоит в том числе в определениях пределов законности и правовой свободы граждан как сферы отношений, регламентируемых существующим и действующим правом. Именно в контексте философской трактовки права, обращенной к рефлексии его ценностной природы и корреспондирующей идеалы свободы и социального равенства основам государственного устройства, осмысление совокупности обязанностей, прав и свобод человека обретает качество и смысл гражданского общества. В этом отношении развитие правовой культуры не может обходиться без интеллектуальных источников научного и философского творчества, идеи которых оказывают существенное влияние на способы и подходы к разработке практических действий политики государства в сфере правовых отношений. Социокультурный статус права обусловлен поэтому действительностью социальных результатов, достигаемых реализацией его норм в законодательной практике. В этом отношении правовая поддержка обретает не просто смысл юридических норм, имеющих свой временный социальный адрес. Правовая поддержка может стать элементом социальной и экономической культуры общества и приобрести качества системно выраженной практической политики. Однако для этого идеи правовой поддержки должны, во-первых, выражать реальные потребности субъектов хозяйственной практики в правовой защите и перспективном развитии, а во-вторых, учитывать их экономические интересы, ориентации и характер мотивации при осуществлении своей деятельности. В этом случае способы правовой поддержки различных субъектов хозяйственной практики обосновываются, исходя из процедур предварительного выбора ее конечных задач и целей и опираются на оценки резервов, потенциала и социальной значимости сферы их деятельности. В свою очередь определения законодательных норм правовой поддержки исходят из целесообразности их применения в конкретных экономических условиях

Данный реферат посвящен вопросам философского обоснования правовой поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящее время эта тема становится все более актуальной, поскольку малый и средний бизнес является ключевой формой развития предпринимательской инициативы российских граждан. При этом важнейшим направлением в философском обосновании правовой поддержки малого и среднего бизнеса оказывается, во-первых, реконструкция исторически конкретных форм правовой поддержки хозяйствующих субъектов, а во-вторых, определение социокультурного статуса ее организационно-технических мероприятий и юридических механизмов в современных условиях. Необходимость разработки такого подхода обусловлена прежде всего потребностью в осознании целесообразности и последовательности, а также социальной адресности в процессах либерализации правовых норм, обеспечивающих субъектам хозяйственной деятельности действительную свободу экономических действий.


ИСТОРИЧЕСКИ КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

В задачи философии права включаются вопросы, связанные с поиском и формулировкой положений о целесообразности выбора и применения понятий права и положений закона к той или иной сфере человеческой деятельности, - в том числе и экономической, - с целью обоснования ее возможных или изменения действительных социально-политических и экономических отношений . Философское обоснование возможности применения понятий права к экономике и хозяйственной жизни имеет весьма длительную историю. Античность, средневековье, эпоха Возрождения и эпоха промышленной революции во всей совокупности выдвинутых идей и положений выработали не столько стройную, сколько пеструю картину философских мнений о праве его формах, месте и назначении в социальной и экономической жизни.

Кроме того, философские размышления о государстве и праве развивали основополагающие принципы социально-политического мировоззрения, реализация которых в практической политике и организации юридической практики приводила социальную и хозяйственную жизнь людей к устойчивым и системно выраженным формам. Круг обсуждаемых в философии права проблем и утверждаемых различными социально-политическими мировоззрениями принципов касался прежде всего определения меры целого ряда важнейших соотношений, вне которых эффективность законодательной практики оказывалась необоснованной и не приводила к желаемым результатам. К их числу можно отнести: определения меры в соотношении природы и закона[1] , определения социально значимой меры соотношений божественных законов и человеческих установлений. Разработанная в Риме система права подразумевала развитие точно определенного конкретными ситуациями государственной и экономической жизни порядка деловых коммуникаций , основанных на ритуально организованном составе и фрагментации деятельности, а также на контроле составляющих ее действий. Римское право закрепляется в письменных сводах и регламентах, однако психологически они воспринимались каждым римлянином в качестве особого кода, используемого в деловых коммуникациях и частных отношениях, с помощью которого можно распознавать и оценивать поступки или действия человека, ориентироваться в его намерениях и целях. Римское право - это римский взгляд на человеческую жизнь, ее практический смысл и общественное предназначение, регламентируемое и направляемое правоспособностью граждан, нормами владения, контрактными отношениями порядком наследования, т.д. Нельзя не заметить, что регламентация римской государственной, гражданской и деловой жизни и несомненная ориентированность римлянина на достижение практических целей, сформировали особый тип самосознания римского гражданина . Вместе с тем, исследование человека римской эпохи ясно покажет, в какой напряженной драме взаимодействия и соотношений искусственного и естественного начал жизни участвовала его психическая организация.

Принятие христианства оказалось ключевым моментом в изменении отношения к социальным идеалам[2] и духовным ценностям человека, реализуемым им в практике повседневной жизни. Именно христианство в его средневековом варианте обосновало идею принципиального равенства людей перед Богом и утвердило представление о том, что человеческий труд является основным источником богатства, осуждало имущественное неравенство и требовало благотворительности как социального и религиозного оправдания наличия денег. В средневековье наука о праве и государстве развивалась на основе нормативного метода, что в конце концов позволило разработать кодекс законов, известный под названием каноническое право[3] , которое регламентировало экономическую, хозяйственную и торговую жизнь средневековых европейских городов. В сферу ведения канонического права входили правила торгового обмена и взимания арендной платы за землю, разработаны новые принципы взимания процентов за кредит, - в части оправдания существования ссудного процента[4] , а также рекомендованы принципы установления "справедливой цены" и ее контроля со стороны городских властей.

Как видим, каноническое право являлось средством системной организации экономических отношений средневековья. Однако, оно не нашло объективных ограничительных средств для величины прибыли и не обсуждало правила развития конкуренции между средневековыми производителями, что имело свои социальные и правовые следствия. Средневековый хозяйственный уклад реализовывал принцип монополии и поддерживал свое существование за счет предотвращения конкуренции , что было закреплено в уставах городских ремесленных цехов и торговых союзов. Кроме того, система протекционизма сложилась именно в это время и быстро укоренилась в средневековой хозяйственной практике, естественным образом вытекая из стремления получить привилегии в торговле или в производстве. Законодательство было нацелено на охрану местных ремесленников и купцов от проникновения чужаков на их рынки, и субъективно оцениваемый размер прибыли.

Таким образом, каноническое право, местное законодательство средневековых городов и уставы ремесленных цехов и торговых союзов, а также практика протекционизма и привилегий определенным образом упорядочивали экономическое поведение людей и формировали хозяйственную этику ремесленников и купцов. Очевидно, что уже в средневековье мы встречаем определенным образом организованную практику правовой поддержки отдельных хозяйствующих субъектов в сфере торговли и производства. Предметно она развивается за счет выработки особых принципов политики светских властей (система протекционизма и привилегий) и направлена на регулирование размеров прибыли хозяйствующих субъектов и ограничение конкуренции между ними.

При этом хозяйственная этика не являлась каким-то случайным или стихийно сложившимся элементом экономического поведения, но последовательно вырабатывалась нормами законодательства и правилами уставов и прямо была связана с регламентом канонического права, оправданием в нем представлений о мере должного и справедливого в экономических взаимодействиях людей.

Эпоха Возрождения и последовавшая за ней эпоха буржуазных переворотов, религиозной реформации и промышленной революции в корне изменила взгляды на природу общества и человека[5] , переместила центр интересов философии в сферу общественных явлений, утвердила взгляды на государство как на мощный инструмент обеспечения всеобщего мира и цивилизованного развития общества[6] , не только обнажив скрытую природу стремлений человека к созданию крупных состояний и богатств, но и обнаружив проблемы социального, имущественного и экономического неравенства в развитии регионов, государств, обществ и отдельных людей.

Однако пружиной и социокультурной подоплекой такого положения вещей стали не просто изменения форм хозяйственного уклада, но прежде всего изменения в характере экономического поведения людей и отношений между ними. Возможность таких изменений была предопределена протестантской реформацией католической церкви и всех ее социальных, моральных и психологических принципов, реализуемых в отношениях человека и Бога. Соответственно кардинальным образом изменились представления о допустимом и должном (добре) и недопустимом и произвольном (зле). Главной обязанностью и долгом человека перед Богом становится исполнение своего призвания, ибо Бог дает ему способности и наклонности для определенного занятия, основной заслугой становится честное, добросовестное и старательное выполнение своего дела, а наградой , оправданной в глазах Бога, - заработанная прибыль и богатство , которым человек не владеет, а управляет. Реформация и протестантские вероучения оказали серьезное и глубокое воздействие на хозяйственную жизнь Европы[7] .

Законодательство, наука о праве и государстве используют уже не нормативный, а позитивный метод, обосновывающий идеальные нормы естественного права и исходящий из порядка наблюдений за природой человека[8] . Позитивный метод познания и нормы естественного права изменяли принципы светского законодательства. Прибыль получает божественные санкции и оправдание своего роста, что находит свое выражение в совершенствовании и развитии кредита, который из потребительского кредита превращается в оборотное средство.

Соответственно именно кредит становится нормальной формой финансовой поддержки развития предпринимательства, что законодательно закрепляется в величине платы за кредит, которая постоянно оспаривается развитием деловой и финансовой практики, но не подвергается сомнению в своей необходимости[9] .

Таким образом, важнейшим, но не единственным результатом выработки норм протестантской этики становится оправдание участия денег и денежной политики в развитии хозяйственной и деловой жизни, а также верификация утверждения и определения социального качества денег - быть легким, т.е. свободным средством обмена и приобретения вещей или качеств (например, образования, здоровья, т.д.)

С другой стороны, позитивный метод познания и идеально выраженные нормы естественного права неограниченно оправдывали развитие конкуренции однако, в практической жизни стимулировали образование крупных торговых домов отдельных семейств и учреждение общенациональных торговых компаний , главным образом с целью укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе за прибыли. Развитие в европейских странах новых организационных форм торговли, укрупнение ее размеров и объемов и совпадало по времени, и стимулировало процесс великих географических открытий, освоение морских путей в Индию, Африку и Америку, а также положило начало процессу европейской колонизационной политики . Важно отметить, что развитие колонизации обострило конкурентную борьбу между европейскими странами в сфере торговли и оспаривании своего политического и экономического первенства, но в целом саму Европу и европейские ценности жизни поставило в особое положение по сравнению с другими формами ведения хозяйства и характером культурного развития. Необходимо помнить, однако, что все это вместе взятое стало для самих европейцев условием первых контактов с иными, чем европейская, формами цивилизованной жизни, иными системами ценностей и принципиально иными природными и материальными ресурсами.

Объективно все эти процессы приобретали характерные черты монополизации торговой деятельности в государстве отдельными купцами и предпринимателями, обладавшими значительным денежными состояниями и материальным богатством и - одновременно - ставили в очень невыгодное положение купцов и предпринимателей средней руки. Именно от процветания, успеха и надежности торговой деятельности крупных предпринимателей зависела эффективность внешней торговли государства, пополнение его казны и успешность внешней политики. В глазах государства меняется поэтому сам статус и значение торговой конкуренции. И если в глазах крупного предпринимателя конкуренция является естественно-исторической формой развития его деятельности, то перед лицом государственной власти он стремится к тому, чтобы придать ей форму правил, действий по уставам торговых компаний и соответствующих правовых норм.

Так, уставом компании не допускалась внутренняя конкуренция, государственной привилегией он ограждал себя от конкуренции на внутреннем рынке, а в конкурентной борьбе с крупными компаниями других государств применялись такие средства как войны и каперство. Капер - такой же морской разбойник, как и пират. Но пираты действовали на свой страх и риск, находясь вне закона, а каперы - по лицензии от своего правительства и находясь под защитой государства. Во всяком случае, на морских торговых путях и на заморских территориях время от времени возникала острая конкурентная борьба, в которой споры часто разрешались через войны между отдельными странами. Характерно, что на внутреннем рынке, т.е. в среде мелких и средних предпринимателей, сохранялись те же средства предотвращения конкуренции, какие были уже опробованы ранее, т.е. в средневековом городе: законы, регулирующие численность и квалификацию мелких и средних предпринимателей, регулирование цен и заработной платы, регламентация приемов производства и стандартов качества продукции, порядок выдачи привилегий и предоставления монопольных прав на производство и торговлю.

Тогда же, - под влиянием осознания важности и значимости торговли для увеличения богатства и денег в отдельной стране - возникает целый поток литературы, специально посвященной проблемам организации торговли в отдельно взятом государстве, что приводит впоследствии к важнейшему идеологическому сдвигу в сознании представителей государственной власти. Этот сдвиг получил название меркантилизма и именно в его рамках находили свое идеологическое оправдание первые формы монетарной политики, монополизация внешней торговли крупными предпринимателями, а также привилегии и нормы правовой защиты крупного бизнеса и сохранения ими преимуществ и своего "statusquo" на внутреннем рынке своих стран.

Конкуренция, торговля и торговые сделки, а также деньги и принципы фискальной и налоговой политики становятся не просто хозяйственной практикой и источником приобретения богатства отдельными предпринимателями и государством, но объектом пристального изучения и теоретического рассмотрения. Именно меркантилистам принадлежат заслуги в дифференциации торговли по основанию направленности денежных потоков[10] , обосновании представлений о богатстве страны как об особых, идеально представленных, долях[11] , введение в практику систем денежных и торговых балансов, представлений о том, что обработка сырья добавляет в цену фабриката произведенные затраты, обоснование приоритетности развития торговли и промышленности перед стимулированием занятий сельским хозяйством, т.д.

Вместе с тем меркантилизм идеологически оправдывал, а в правовом отношении - поддерживал развитие в отдельной стране торгово-промышленного монополизма и одновременно ограничивал возможности развития, стимулирования и правовой поддержки малого и среднего бизнеса. Соответственно в реальной практике это приобретало форму противоречий между крупным бизнесом и средними и мелкими предпринимателями, создавало условия для потенциально конфликтных ситуаций, стимулировало поиск альтернативных социалистических и коммунистических идеологий. Замечание одного из первых критиков идеологии меркантилизма как раз указывало на это противоречие. Н.Барбон, в частности, писал следующее: "как ни убедительны и хороши могут показаться вступительные части их доводов в пользу расширения и продвижения торговли, заключительные части, призывающие к ограничению числа лиц и мест, прямо противоположны условиями, необходимым для расширения торговли"[12] .

Оспаривается или, по крайней мере, подвергается сомнению и другое важнейшее идеологическое убеждение меркантилистов - убеждение в том, что увеличение богатств и денег, а также правильные способы их употребления, их накопление и концентрация есть действительные формы развития благосостояния отдельной страны, причем внешняя торговля и законы, препятствующие расточительству и ограничивающие роскошь, суть актуальные средства для их увеличения. Современник Н.Барбона Д.Норс не просто выступает против этих основополагающих положений меркантилизма, он тщательно выбирает аргументы своей критики и доказывает, что такая законодательная практика психологически снижает у отдельных людей и целых семей стремление к трудолюбию и изобретательности , а в качестве правовой нормы, направленной на рост общего богатства страны, приводит к обратному эффекту - росту богатства немногих[13] . Д.Норс приходит к выводу о необходимости снятия целого ряда запретов, введении права свободной торговли внутри страны и взаимосвязей внешней и внутренней торговли между собой. Не менее интересен и важен стиль его аргументации и выбор акцентов в его стремлении обосновать иной, чем у меркантилистов, подход к пониманию характера богатства страны и способов его создания. Его аргументация впервые обосновывает необходимость расширения числа субъектов правовой поддержки развития деятельности, указывает на труд и изобретательность как на альтернативные деньгам и материальным ценностям средства увеличения общего благосостояния страны и подчеркивает социальную значимость развития денежного обращения внутри страны. Тем самым малый и средний бизнес впервые появляется на страницах экономического трактата, но еще не в качестве активного и правообеспеченного субъекта, а в качестве носителя труда и изобретательности как основных качеств естественной природы человека и потенциала для роста национального богатства страны.

В дальнейшем экономическая наука будет черпать из анализа идеологии, опыта и разнообразия критики меркантилизма новые и новые темы, заостряя внимание на тех, которые актуализируются временем и местом, но суть аналитических размышлений вокруг проблемы источников и средств создания богатства и процветания ее граждан, а также общего благополучия страны останется прежним. Исходя из философско-исторического позиционирования правовой поддержки как инструмента и средства развития предпринимательской деятельности ее можно сформулировать следующим образом. Во-первых, насколько прочны социальные идеалы свободы и гражданского равенства и политические устои демократической власти в государстве, если ее экономический фундамент прямо зависит от накопления богатств, роста капиталов и обращения денежных средств исключительно и только в среде монополистов - производителей, крупных предпринимателей, и финансистов? Во-вторых, насколько правовая поддержка как средство и инструмент развития хозяйственных связей и деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства корреспондируется с формами их государственной поддержки и опирается на информационную поддержку научных и исследовательских программ развития малого и среднего бизнеса? И, наконец, в-третьих, каковы источники развития конкретных правовых норм, необходимых для стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства в конкретно-исторической среде хозяйственной и социокультурной жизни?

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса сосредоточено от 45 до 80% работающих.

В нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии деловой активности и инициативы трудно переоценить. С позиций философского анализа, однако, имеет смыл рассматривать малое и среднее предпринимательство как определенную свободную и не запрещенную российским законодательством сферу деятельности , имеющую место в различных отраслях экономики.

При этом средством философского анализа малого и среднего предпринимательства как особой сферы деятельности в различных отраслях экономики является методологическая рефлексия предпринимательской деятельности с целью познания общих моментов в характере ее проявлений в различных отраслях экономики, вне зависимости от их особенностей. С нашей точки зрения такими общими моментами проявлений малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики являются:

¨ проблемы сосуществования и характер взаимодействий с крупным бизнесом

¨ наличие и степень выраженности конкурентной борьбы между предприятиями малого и среднего бизнеса за рынки и прибыли

¨ характер и уровень информационных взаимодействий с органами государственного и территориального управления и контроля, СМИ, т.д.

¨ формы, особенности и развитость взаимодействия с финансовыми и банковскими структурами как активными кредитными организациями

Следует подчеркнуть, что к моментам философского анализа малого и среднего предпринимательства - с целью определения основ и направленности правовой поддержки - следует отнести различение малого и среднего предпринимательства как социального агента и носителя идеальных форм деловой и предпринимательской активности, что воплощается и признается существующим в образовании специфических интересов, потребностей и мотивов поведения определенных социальных слоев и групп населения. С другой стороны, под малым и средним предпринимательством следуем понимать и уже устойчиво функционирующую на территории Российской Федерации социально выраженную группу хозяйствующих субъектов, владеющих собственностью в форме малых и средних предприятий и наделенную соответствующими правами и обязанностями. Еще в начале развития рыночных реформ экономисты указывали на проблемы развития малых предприятий как необходимое условие сбалансированного процесса перехода от форм государственной к праву частной собственности как средству развития рыночной экономики. Так, Р.И.Шнипер и А.Новоселов подчеркивали, что основными проблемами малых предприятий в условиях сложившейся экономики при неразвитости рынков средств производства и рыночной инфраструктуры станут неравное положение по сравнению с крупными производителями товаров, проблемы налогообложения и сроки регистрации новых предприятий, условия вхождения в системы государственной поддержки, а также характер развития и стимулирования коммерческих негосударственных форм финансовой поддержки малых и средних предприятий[14]

Как правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания для определения характера и направленности правовой поддержки малого и среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого вида экономической и деловой активности:

¨ создание и поддержка конкурентной среды в различных сферах экономики

¨ реализация своих преимуществ перед крупным бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск, развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на изменения конъюнктуры рынка)

¨ возможность мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов населения

¨ участие в освоении разнообразных, в том числе малых по своей емкости сегментов рынка

¨ возможность адаптировать производство к местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.

¨ участие в решении проблемы развития труда и занятости населения

¨ участие в развитии исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации производства новых видов товаров как форма развития инвестиционного проектирования.

В связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы традиционных ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни, государственного права и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум на трансляцию и поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение независимости и свободы и добровольных, этических по своей природе, смыслов реализации их потенциала в совокупной общественной деятельности. Как представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но не только средством сохранения и приумножения предпринимательских традиций или активности трудоспособного населения. Важно подчеркнуть, что правовая поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во всяком случае, некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление информатизации и развитие современного информационного общества с социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах"[15] .

Таким образом, мы видим, что в контексте социально-философского анализа малое и среднее предпринимательство представляет собой довольно сложную конфигурацию связей и взаимодействий субъектов хозяйственной деятельности, имеющую в рыночной среде свои социальные формы, и экономические границы - в среде конкурентной, формирующую свой имидж, содержащую целый набор конкретных интересов, экономических стремлений и целей, особый характер взаимодействий с государством и различные формы взаимосвязей с органами территориального управления. Собственно, изучение и анализ этой конфигурации взаимодействий и связей является необходимым предварительным условием для формирования принципов политики и развития основ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в производстве средств производства - 13,2%, в производстве потребления - 41,5%. В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья[16] .

В дальнейшем производство в России развивалось по пути создания крупных и сверхкрупных предприятий, причем выбор такой социально-экономической стратегии развития промышленности, науки и техники во многом был обусловлен политическими убеждениями и амбициозными стремлениями тогдашнего руководства страны, а социальным следствием стало вовлечение населения страны и его трудовых и интеллектуальных ресурсов в широкомасштабный политический проект, в котором, если и было место для инициативы, но не было идеологических основ для развития социально значимых форм предпринимательской активности, отрицалось право собственности на средства производства, лимитировались и распределялись права человека и личности на достойное существование.

Развитие принципов рыночной экономики в российской экономике было тесно увязано с формированием рыночной среды и развитием частной предпринимательской инициативы. Средствами ее развития являлось образование множества предприятий и постепенное развитие на рынке механизмов совершенной конкуренции[17] . На фоне развитых и устойчивых хозяйственных и управленческих структур крупного промышленного производства в 1988 было принято решение о правовой поддержке творческого потенциала и деловой активности наиболее подвижной части населения в рамках Закона о кооперации. Однако, по оценкам исследователей данного вопроса в Законе допускались такие нормы как "возможность регулирования принципиальных отношений с государством и органами МТС в сфере свободы выбора видов деятельности, принципов снабжения, ценообразования и налогообложения". Именно это и привело к деформации Закона, а самих кооператоров сделало представителями такого типа как "новые русские", извратив первоначальный замысел и направленность законодательной практики по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время правовая поддержка малого и среднего бизнеса существует главным образом в форме поиска форм и норм льготного налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. При этом государственные и управленческие структуры прибегают к различных моделям и формам экономического программирования развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации. К настоящему времени принята "Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", подписанная Президентом РФ В.В.Путиным. Принимаются различные Программы и подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, содержащие множество конкретных мероприятий. Однако, по-прежнему остаются проблемы обоснования правильности выбора правовых норм, обеспечивающих адресность поддержки, формирование ее нормативно-правовой базы и соответствующей информационной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных регионах страны.

Важно подчеркнуть, что с философской точки зрения при формировании концептуальных и программных положений правовой поддержки малого бизнеса остаются сильно размытыми границы между понятиями "малое и среднее предпринимательство" и "хозяйствующий субъект малого и среднего предпринимательства". Следует осознать, что, говоря о "малом и среднем предпринимательстве", мы имеем в виду совершенно определенный стиль и тип поведения человека в рыночной среде, ориентированный на конкретные нормы и ценности, характер коммуникативных и взаимодействий и деловых связей. В свою очередь, говоря о "хозяйствующем субъекте малого и среднего предпринимательства", мы имеем в виду конкретные малые и средние предприятия с ограниченным числом работающих на них человек. Ранее критерии численности были дифференцированы: в промышленности и строительстве число работающих на малом предприятии не должно было превышать 200 человек, в науке - 100, в других отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15 человек[18] . Имеет смысл заметить, что условие дифференцированного подхода к определению численности работающих на малых предприятиях разных отраслей формирует предпосылки к пониманию отраслевой природы малого предпринимательства и его места в отдельно взятой отрасли.

Отметим, что в свою очередь развивались и продолжают развиваться в настоящее время формы правовой и финансовой поддержки имеющихся малых предприятий - главным образом через организацию льготного налогообложения, установления льготного налога на прибыль, организацию коммерческих фондов финансовой поддержки, которые по своей природе призваны к страхованию коммерческого риска , поскольку малый бизнес особенно восприимчив к различным потрясениям и колебаниям рыночной конъюнктуры. У таких фондов могут и должны быть и другие функции - например, субсидирование предпринимательства, возможность гарантировать малым предприятиям банковские кредиты, участвовать в информационной поддержке наиболее перспективных направлений развития услуг и видов работ на малых предприятия региона.

Важнейшим этапом в развитии правовой поддержки малого и среднего предпринимательства является его информационное обеспечение. Создание специальных организационных и интеллектуальных механизмов, обеспечивающих обоснованность введения и изменения тех или иных правовых норм в практику регулирования и поддержки развития малого и среднего бизнеса должно включать в себя формирование специальных структур юридической помощи и консультирования предпринимателей.

Формы государственной поддержки и поддержки малого предпринимательства со стороны органов территориального управления должны опираться на методы экономического программирования, информационное обеспечение и прогнозы развития социальной ситуации в условия развития рыночной экономики. Только это является залогом правильного выбора правовых норм, успешного и эффективного их действия в практике развития малого предпринимательства и малых и средних предприятий в рамках конкретного региона. Это подтверждается и исследовательским анализом проблем региональной экономической политики.

"Такие элементы как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение - пишут В.Н.Лексин и А.Н.Швецов, - должны входить в блок формирования региональной политики. Только на основе этой группы элементов можно уверено формировать макроэкономические и общесоциальные параметры и пропорции государственной поддержки регионального развития, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования для этих целей общегосударственных ресурсов. При недостаточности или игнорировании таких обоснований государственное регулирование территориального развития неизбежно трансформируется в набор чисто политических акций"[19] .

Сказанное полностью относится также и к формам информационного обеспечения правовой поддержки малого и среднего предпринимательства и существующих на различных территориях его организационно-экономических форм в виде малых и средних предприятий. В настоящее время созданы многочисленные информационно-аналитические структуры различного профиля, которые успешно функционируют в этом направлении. Результаты их деятельности и анализ накопленного опыта представляет собой значительный информационный фонд , необходимый для актуального и значимого в социальном отношении выбора действительно работоспособных и эффективных форм правовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Таким образом, философия правовой поддержки малого предпринимательства является самостоятельной информационно-аналитической и критической формой представления и обоснования выбора правовых механизмов развития малого и среднего бизнеса, предпринимательской инициативы, а также средством развития правовой культуры современного российского общества.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Данный реферат был посвящен одной из наименее изученных проблем философии права - проблеме философского анализа и оценки характера, роли и места правовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальность данной темы не подлежит сомнению в контексте современных проблем развития правовой культуры, правосознания и правоспособности российских граждан, занятых в сфере малого и среднего бизнеса и ежедневно сталкивающихся с многочисленными проблемами, порождаемыми меняющимся характером правовых норм, регулирующих взаимодействия представителей малого и среднего бизнеса с государством, с крупным бизнесом, а также в развивающейся конкурентной среде малого и среднего предпринимательства.

Необходимо подчеркнуть, что анализ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте философского подхода к праву рассматривался нами впервые, что потребовало обращения к истории правовых установлений, регулирующих характер и формы взаимодействий в сфере крупного и малого бизнеса и опирающихся на традиции правовой культуры, опыт идеологического оформления экономического развития европейских стран и интеллектуальные системы философии, экономики и права. Рамки данного реферата не позволили нам остановится на всех этапах этого сложного процесса развития норм правовой и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в контексте его взаимодействий с крупным капиталом и формами их взаимоотношений в условиях развития рыночной среды европейских стран. Также за рамками данного реферата остался исторический и философский разбор правовых установлений Российского государства в части регулирования хозяйственной практики и экономических отношений, существовавших на протяжении всех периодов экономической истории России. Особо следует подчеркнуть, что - с учетом реалий сегодняшнего дня, сопоставления положительных и отрицательных моментов опыта реформирования советской экономики и оценки перспектив социально-экономического развития - представляется крайне необходимым провести самостоятельное изучение характера развития правовых норм и форм правовой поддержки предпринимательства, характерный именно для Российского государства и его территории, сильно отличающейся по своим природным, климатическим и материальным ресурсам от Европейского континента. Важно помнить, однако, что если общим условием развития предпринимательства в Европе были идеально выраженные нормы естественного права, то важнейшим условием развития предпринимательства в России были реально существующие нормы крепостного права. Возможно, что с точки зрения интересов социокультурной оценки социального места и экономического статуса предпринимательской деятельности в истории хозяйственного развития России имеет смысл сравнитьидеальные нормы естественного права, которые - благодаря развитию идеи правовых отношений и соответствующей организации правовой практики - в Европе становились нормами реальным , а в России действительные нормы права крепостного - благодаря исторической необходимости поддерживать сильную государственную власть - оказались в роли идеальных норм для развития характера правовых отношений и взаимодействий между государством и обществом в лице его различных социальных групп. Во всяком случае, изучение действительного характера и объемов правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России имеет смысл начинать именно с такой исследовательской процедуры, которая требует активного научного взаимодействия правоведов, историков, философов и экономистов.

Тем не менее в реферате достаточно обосновано представлена историческая реконструкция принципов правовой поддержки и ее оснований, которые - как мы видели, - не сводились только к идее организациионно-финансовых взаимодействий в различные периоды экономического развития, но и опирались, и учитывали разнообразие высказываемых в научном сообществе идей экономического права и характера экономических отношений.

Кроме того, довольно серьезным результатом проделанной в реферате работы является позиционирование правовой поддержки малого и среднего предпринимательства как настоятельного элемента практической политики, имеющего своим основанием необходимость защиты интеллектуального и трудового потенциала населения государства, а также развитие и расширение сферы денежного обращения на внутреннем рынке страны.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая тема далеко не исчерпала своих возможностей и потенциала нового знания и новых результатов, использование которого в практике преобразований социальных и экономических отношений и их правового обеспечения могло бы прояснить многие моменты современной хозяйственной практики, не удовлетворяющие идеалам свободы и равенства и препятствующие устроению России как правового государства.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бычков В.В. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997.

2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. М. УРСС. 1997.

3. Майбурд Е.М. Введение в экономическую историю. М., "Дело", 2000.

4. Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993.

5. Философская энциклопедия в 5-ти тт. М., "Советская энциклопедия", 1960-1970.


[1] Античные свидетельства Древней Греции часто гласят прямо противоположное: "Закон - царь всех смертных и бессмертных. Побеждающей рукой он доставляет добродетели превосходство" (Пиндар). Или: "Подобное по природе сродно подобному, а закон - тиран человеков, он часто насилует природу" (Гиппий).

[2] Средневековыемыслители излагали точку зрения, что исторические события, социальные и экономические установления зависят от божественного провидения, развивали положения о приоритете духовной власти над властью светской вследствие универсальности нравственной природы Закона Божьего.

[3] Интересно, что под термином каноника понимаются правила познания и истины.

[4] Более ранние христианские мыслители отрицательно относились к проблеме ссудного процента и ростовщичества. Так, Фома Аквинский взимание процентов за деньги, данные взаймы, называл продажей того, что не существует. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще продать право пить это вино. Каноническое право вносит значительные новшества, важные для дальнейшего развития экономической мысли и характера изменений правовой практики. Во-первых, оно разрабатывает юридические процедуры , согласно которым процент по ссуде уподобляется ренте с земли, а также вводит экономическое представление о пользовании деньгами и оправдывает существование ссудного процента отсутствием возможного дохода, который мог бы получить их владелец, если бы сам пустил их в оборот. Ссудный процент тем самым становится компенсацией неполученного дохода получает свое нравственно-правовое оправдание.

[5] Именно в эпоху Возрождения общество стало рассматриватьсякак суммакровнохозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды (Ж.Боден), а право основывается и утверждается в обществе разумной природой человека, исходя из его стремлений к мирному общению, организованному согласно требованиям разумного общежития людей (Г.Гроций).

[6] Согласно Т.Гоббсу забота о мире и цивилизованном развитии - основа "естественного права", созданного общественным договором. Государство признается абсолютным сувереном, причем в результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы). Благо народа, считал Т.Гоббс, - высший закон государства. Всего им было сформулировано 20 естественных законов, управляющих социальной жизнью и государственной жизнедеятельностью.

[7] Протестантская вера была гарантией скрупулезного выполнения контрактов и именно в протестантской среде стали быстро развиваться такие операции с ценными бумагами как кредит под векселя и банковское дело. При этом прием в протестантскую общину был обусловлен строгим испытанием честности. Более того, на основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом в поведении людей формируется новый тип делового человека - активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров и направлений вложения денег, но смелого и готового на разумный риск. Тип, который доброе имя ставит выше немедленной наживы.

[8] Естественное право выступает не в качестве нормативного, а в качестве идеального правового кодекса, предписанного самой природой и запечатленного в человеческом разуме. Соответственно, правовые устои, на которых должна основываться общественная и государственная жизнь, следует искать не божественном откровении, не в феодальном праве, а в разуме и опыте, в природе вещей и природе самого человека. В Англии в XV веке сложилось так называемое общее право, нормы которого, по мнению некоторых юристов того времени, удовлетворяли идеальному порядку права естественного.

[9] Формой выражения отношения делового мира того времени к правовым спорам вокруг проблемы ограничения процента за кредит стало убеждение в том, что без процента нет кредита, а без кредита нет бизнеса. Занятые деньги шли в оборот, становились капиталом и должны были принести доход, превышающий сумму ссуды.

[10] Так, У.Стаффорд в своем сочинении "Беглое обсуждение английской политики" предложил рассматривать три вида торговли: торговля, только удаляющая деньги из страны, торговля, тратящая здесь все деньги, которые здесь же и заработаны, а также торговля, ввозящая деньги из-за границы". См. Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 7 "Наука в открытом море", раздел "Начало меркантилистской литературы", М., "Дело", 2000, с. 79.

[11] "Богатство всякого короля, - писал У.Петти, - троякого рода. Первое - это богатство его подданных, второе - это та доля богатства его подданных, которая отдается ему для дела защиты, поддержания достоинства и укрепления страны, а также для управления предприятиями, имеющими целью общее благо, за что не могут взяться или могут взяться лишь очень немногие частные лица. Третья - это та часть упомянутой доли , которой король может распоряжаться так, как его собственные личные наклонности и желания подскажут ему, не отдавая никому отчета". Как видим, "второе" богатство - это доля, а "третье" - это доля доли. Следовательно наиболее существенно - богатство первое, т.е. богатство населения. Именно в этих рассуждениях и политически значимом обозначении принципа учета таких долей следует искать экономически обоснованного определения налоговой способности населения как социально-экономической категории, которой можно оперировать при осуществлении реальных экономических расчетов. См. там же, с.82. Трудно говорить об У.Петти только как о выразителе идеологии меркантилизма, трудно потому, что его произведения выходят за рамки произведений, имеющих только практические - политические или идеологические - цели, и становятся первыми научными произведениями экономической мысли.

[12] Н.Барбон. Очерк о торговле. Цит по книге Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове не унимаются", раздел "Отношение к монополиям". М., "Дело", 2000, с. 103. Характерно, что книга Н.Барбона, хотя и написана в конце XVII века (1690), но тем не менее свои аналитические средства экономической науки прилагает почти к тем же проблемам, которые в начале столетия в стиле политической утопии радикально решал Т.Кампанелла, чей трактат "Город Солнца" вышел во Франкфурте-на-Майне в 1623 году.

[13] "Страны, где существуют законы против роскоши, - пишет Д.Норс, - обычно бедны, потому что люди благодаря этим законам вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они могли и хотели бы нести, но тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности. Возможно, что отдельные семьи могут существовать и при таких обстоятельствах, но зато росту богатства страны это будет мешать, так как страна никогда не процветает лучше, чем при переходе богатства из рук в руки". Цит. по книге Е.М.Майбурд "Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове не унимаются". Раздел "Норс о богатстве", М., "Дело", с.105.

[14] См. Р.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993, с.112.

[15] С.И.Паринов. Экономика ХХI века на базе Интернет-технологий. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия". http://www.iis.ru

[16] В.В.Бычков. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997, с.12.

[17]

[18] См. Р.И.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993, с. 112.

[19] В.Н.Лексин, А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., УРСС. 1999, с.52-53.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 1.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий