Смекни!
smekni.com

Акционерное общество как субъект гражданского права 2 (стр. 3 из 6)

В известном смысле товарищество на вере можно считать разновидностью полного товарищества, где допускается использование капитала посторонних лиц (вкладчиков), то есть появляется возможность привлечения дополнительных средств за счет имущества вкладчиков, а не полных товарищей. Поэтому положение участников коммандиты с полной ответственностью определяется по общим правилам о полных товариществах и их участниках (п. 2 ст. 82 ГК), а на вкладчиков, по сути, распространяются правила об участниках хозяйственных обществ — объединений капиталов. Поэтому единственным учредительным документом коммандиты, как и полного товарищества, является учредительный договор, составляемый и подписываемый только участниками с полной ответственностью.

В учредительном договоре коммандиты должно содержаться условие о совокупном размере вкладов коммандитистов, а размер вклада каждого из них может отражаться во внутренних документах товарищества и его договорах с конкретными вкладчиками. Необходимо также, чтобы в образовании складочного капитала коммандиты обязательно участвовали и полные товарищи, хотя закон не определяет соотношения вкладов полных товарищей и коммандитистов.

При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов из имущества, оставшегося после удовлетворения других кредиторов товарищества, а если и после этого у товарищества сохраняется остаток имущества, то они участвуют в его распределении наравне с полными товарищами (п. 2 ст. 86 ГК).

Товарищество на вере сохраняется при наличии в нем хотя бы одного полного товарища и одного вкладчика (п. 1 ст. 86 ГК). Если же из коммандиты выбывают все ее вкладчики, полные товарищи вправе либо принять решение о ее ликвидации, либо преобразовать ее в полное товарищество. Данные правила не исключают, следовательно, участия в коммандите "компаний одного лица" в качестве полного товарища, а создавшего ее физического лица — в качестве вкладчика (что, как известно, широко используется в Германии)[4].

В обществе с ограниченной ответственностью уставный капитал поделен на доли участников, а у последних отсутствует ответственность по долгам общества. Оба этих признака важны для понимания природы этой разновидности хозяйственных обществ. Как уже отмечалось, деление такой условной величины, как уставный капитал, на доли участников не делает имущество общества их долевой собственностью. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, следовательно, нельзя сказать, что его участники несут по его долгам ответственность, ограниченную суммой их вкладов: в действительности они несут лишь риск убытков (утраты своих вкладов) (п. 1 ст. 87 ГК).

В силу изложенного кредиторам общества остается рассчитывать лишь на его имущество, отсюда и более жесткие требования закона к определению и формированию уставного капитала общества в сравнении со складочным капиталом товарищества. Размер этого капитала общества ни при каких условиях не может быть меньше минимальной суммы, определенной законом. При уменьшении стоимости чистых активов общества до размера меньше зарегистрированного уставного капитала общество обязано объявить об этом и зарегистрировать соответствующее уменьшение капитала. При этом, разумеется, нельзя распределять прибыль по долям участников. Если же стоимость чистых активов общества окажется менее установленного законом минимума, общество подлежит ликвидации (п. 4 ст. 90 ГК).

Любое уменьшение уставного капитала данного общества по сравнению с зарегистрированным (хотя бы и до величины больше предусмотренного законом обязательного минимума) согласно п. 5 ст. 90 ГК допустимо только после письменного уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения имеющихся обязательств с возложением на него всех связанных с этим убытков. Увеличение зарегистрированного уставного капитала общества разрешается только после полной оплаты всеми его участниками своих вкладов, с тем чтобы величина этого капитала всегда отражала реальное состояние дел.

Поскольку учредители общества не обязаны участвовать в его деятельности, появляется необходимость иметь специальные органы этого юридического лица, компетенция которых, как и некоторые другие вопросы, может быть установлена только уставом. Отсюда наличие у данного общества двух учредительных документов — учредительного договора и устава. Устав утверждается учредителями после подписания учредительного договора и в этом смысле становится частью последнего.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества в любое время и независимо от согласия других участников, изымая при этом свою долю из имущества общества (ст. 94 ГК). Порядок и сроки выдачи ему имущества, приходящегося на его долю, или денежного эквивалента в отсутствие специальных указаний закона должны пока определяться учредительными документами самого общества. Участники данного общества вправе также передать свою долю (или ее часть) иным участникам общества или третьим лицам. Поскольку в последнем случае речь фактически идет о приеме в общество новых участников, п. 2 ст. 93 ГК разрешает самому обществу решить в учредительных документах, допускает ли оно отчуждение доли участника третьим лицам. При наличии такой возможности члены общества приобретают преимущественное право покупки доли, продаваемой участником третьим лицам, пропорционально размерам своих долей (если иное не установлено учредительными документами общества или соглашением участников).

Управление в обществе с ограниченной ответственностью строится исходя из того, что общее собрание участников является его высшим органом, обладающим исключительной (не передаваемой исполнительным органам) компетенцией в решении некоторых основных вопросов жизни общества (ст. 91 ГК). Исполнительные органы общества обладают "остаточной компетенцией", то есть вправе решать все вопросы управления и деятельности общества, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания.

Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью допускается, помимо общих оснований реорганизации и ликвидации юридических лиц, также по единогласному решению его участников. При этом в соответствии с п. 2 ст. 92 ГК такое общество может преобразоваться либо в иное общество (акционерное или с дополнительной ответственностью), либо в производственный кооператив, но не в товарищество.

Общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК) по сути является разновидностью обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому на него распространяются и нормы, регулирующие статус общества с ограниченной ответственностью. От последнего общество с дополнительной ответственностью отличается лишь тем важным признаком, что при недостаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов участники такого общества могут быть привлечены к дополнительной ответственности принадлежащим лично им имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части — одинакового для всех участников кратного размера к сумме внесенных ими вкладов (трехкратный, пятикратный и т.п.).

С этой точки зрения данное общество занимает как бы промежуточное положение между обществами и товариществами. В российском гражданском праве, в частности в Гражданском кодексе 1922 года, такая разновидность коммерческих организаций как раз и называлась товариществом с ограниченной ответственностью, что вполне соответствовало и юридическому смыслу, и сложившемуся словоупотреблению.

3. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Крупнейший российский цивилист Г. Л. Шершеневич (1863-1912 гг.) в своем известном Учебнике торгового права (1914 г.) писал следующее. Акционерное товарищество представляет собой договорное соединение лиц для совместного производства торгового промысла, с ограниченной определенным вкладом ответственностью каждого участника. Акционерное товарищество представляет соединение лиц. Это могут быть лица как физические, так и юридические. Как соединение, акционерное товарищество не может быть менее чем из двух лиц, а так как капитал его разделен на известное число определенных долей, то число участников не может быть более числа акций и паев. Сосредоточение акций или паев в руках одного человека означало бы прекращение товарищества. В своем соединении участники образуют юридическое лицо[5].

Из легального определения акционерного общества следует, что акционерное общество является коммерческой организацией, т.е. такой, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п.1 ст.50 ГК РФ), в качестве юридического лица.

Акционерные обществапо своей юридической природе на первый взгляд весьма близки к обществам с ограниченной ответственностью. Будучи объединением капиталов, они как будто бы отличаются от последних только способом деления уставного капитала. Он всегда поделен на некоторое количество равных долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией).