Смекни!
smekni.com

Спорные вопросы квалификации преступления, предусмотренного статьей 131 УК РФ (стр. 3 из 15)

Воинский устав (арт. 167) впервые регламентирует санкцию за изнасилование проститутки (блудницы), которая подлежит защите наравне с «честною» женщиной: «Хотя правда, некоторые права насилие над иною блудницею не жестоко наказать повелевают, однакож сие все едино, ибо насилие есть насилие, хотя над блудницею или честною женою, и надлежит судье не на особу, но на дело и самое обстоятельство смотреть, в чем саксонская права зело согласуются».

Постепенно происходит смягчение наказания за сексуальные преступления. Во времена Екатерины II под влиянием Вольтера и других французских просветителей происходит дальнейшая либерализация законодательства, отменяется смертная казнь за совершение сексуальных преступлений. В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», система преступлений которого включала двенадцать разделов, в том числе и раздел Х «О преступлениях против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц» (ст.ст. 1920-2039) и раздел ХI«О преступлениях против прав семейственных» (ст.ст. 2040-2093). Тут изнасилование упоминается как квалифицирующее обстоятельство другого преступления. Так, например, превышение власти только тогда представляло собой самостоятельный состав преступления, когда оно не соединено с другим, строже преследуемым деянием, как должностным, так и общим, например, взяточничеством или изнасилованием. В остальном применяются нормы статей аналогичные ранее принятым документам в области уголовного права.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., кодифицировавшее уголовно-правовые акты, содержало специальный раздел «О преступлениях против чести и целомудрия женщин». В этом разделе были статьи о растлении девицы, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, изнасиловании лица женского пола, имеющего более четырнадцати лет от роду. Растление признавалось совершенным при квалифицирующих признаках, если оно было совершено с применением насилия или лицом, от которого потерпевшая находилась в зависимости. При изнасиловании учитывались личность виновного и его взаимоотношения с потерпевшей (родственные, служебные отношения), наличие таких признаков, как нанесение побоев или истязание, использование ее состояния беспамятства или неестественного сна, опасность для жизни потерпевшей, а также если изнасилованию предшествовало похищение. Особо выделялись в качестве последствия смерть или растление потерпевшей.[8]

Следующим основополагающим документом в плане норм, определяющих наказание за половые преступления, явилось Уголовное уложение 1903 г. - последний по времени принятия фундаментальный законодательный акт Российской империи в области материального уголовного права. Регламентируют преступления против нравственности главы 26 «О преступных деяниях против личной свободы» и 27 «О непотребстве» Уголовного уложения. Суть статей, которых заключалась в «сводничестве для непотребства» как в целях промысла, так и с понуждением к выезду за границу; содержании притона и насильном удержании там женщин; а также в сутенерстве. При этом существует градация потерпевшей в зависимости от ее возраста. Законодатель особо выделяет положение жертвы, которая по разным обстоятельствам зависит от виновного. В качестве наказания за эти преступления выступает содержание в тюрьме или исправительном доме.[9]

В УК РСФСР 1922 г. - глава «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» - был раздел о преступлениях в области половых отношений. В этом разделе содержались составы как ненасильственных преступлений, например, половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости; сопряженное с растлением или удовлетворением половой страсти в извращенных формах; развращение малолетних путем совершения развратных действий, так и преступлений, связанных с насильственным удовлетворением половой страсти. Изнасилование определялось как «половое сношение с применением физического или психического насилия или путем использования беспомощного состояния потерпевшего лица». В качестве квалифицирующего обстоятельства предусматривалось самоубийство потерпевшего.

В УК РСФСР 1926 г. законодатель, оставив в основном ту же систему половых преступлений, изменил формулировку состава изнасилования, определив его как «половое сношение с применением физического насилия, угроз, запугивания или с использованием путем обмана беспомощного состояния потерпевшего лица». Отягчающими обстоятельствами являлись недостижение потерпевшей половой зрелости, изнасилование несколькими лицами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1949 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование» были повышены санкции за это преступление и названы квалифицирующие признаки: изнасилование несовершеннолетней, изнасилование, совершенное группой лиц или повлекшее за собой особо тяжкие последствия.

УК РСФСР 1960 г. к преступлениям против личности относил пять составов половых преступлений. Это изнасилование, понуждение женщины к вступлению в половую связь, половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, развратные действия в отношении несовершеннолетних и мужеложство.

Статья 131 УК 1996 года по сравнению со ст. 117 УК РСФСР 1960 г. имеет существенные отличия, которые можно свести к следующим: 1) уточнены признаки изнасилования; 2) включены новые отягчающие обстоятельства, влияющие на квалификацию преступления; 3) уточнены прежние отягчающие обстоятельства и дана их новая классификация с учетом современной оценки степени общественной опасности; 4) изнасилование четко отграничено от насильственных действий сексуального характера; 5) внесены некоторые другие изменения, имеющие значение для характеристики данного преступления, которые будут прокомментированы в процессе их дальнейшего рассмотрения.

Изнасилование - это половое сношение мужчины с женщиной, совершенное против ее воли и желания в результате физического или психического (применения угрозы) насилия или использования беспомощного состояния потерпевшей.

При изнасиловании имеется в виду насильственное совершение естественного, сложившегося в природе, полового акта между мужчиной и женщиной. Все иные насильственные «половые акты» являются насильственными действиями сексуального характера (ст. 132 УК). В связи с этим имеющиеся указания Верховных судов СССР и РСФСР о том, что насильственный половой акт с женщиной в извращенной форме следует расценивать как изнасилование в настоящее время утратили силу не только по форме, но и по существу.[10]

По одному из дел об изнасиловании Верховный Суд СССР разъяснил: «В качестве беспомощного состояния могут рассматриваться: наличие у потерпевшей физических недостатков, малолетний возраст, расстройство душевной деятельности, бессознательное или иное болезненное состояние, в силу которых она не могла понимать происходящего и оказывать сопротивление. Следовательно, половое сношение с женщиной, находящейся в состоянии опьянения, без применения физического насилия или угроз само по себе еще не является основанием рассматривать это как преступное деяние. Для подобной оценки содеянного необходимо, чтобы степень опьянения характеризовала состояние потерпевшей как беспомощное, т. е. лишала бы ее возможности сознавать окружающую обстановку, понимать значение совершаемых виновным действий или оказывать ему сопротивление».

Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 постановления «О судебной практике по делам об изнасиловании» в редакции от 21 декабря 1993 г. указал, что если из материалов дела об изнасиловании усматривается, что беспомощное состояние потерпевшей наступило в результате применения лекарственных препаратов, наркотических средств, сильнодействующих или ядовитых веществ, то свойства и характер их действия на организм человека могут быть установлены соответствующим экспертом, заключение которого следует учитывать при оценке состояния потерпевшей наряду с другими доказательствами.[11]

Оконченным преступлением, как разъяснил Пленум в п. 1 того же постановления, изнасилование следует считать с момента начала полового акта независимо от его последствий. Иными словами, не требуется для признания преступления оконченным ни растления, ни завершения полового акта в физиологическом смысле. Одновременно Пленум указал, что действия лица, добивающегося согласия женщины на совершение полового акта путем обмана или злоупотребления доверием, например, заведомо ложного обещания вступить с ней в брак, не могут рассматриваться как изнасилование.

На основании вышесказанного:

Уголовными кодексами разных стран определяется разный круг сексуальных преступлений. При этом нередко встречается, что уголовное законодательство одной и той же страны на разных этапах её истории относит к категории сексуальных преступлений различные деяния. Так было и в истории российского уголовного права.

Впервые понятие «изнасилование» встречается нам в ХI в. в «Русской правде» - основном источнике права Киевской Руси, а именно в «Уставе Ярослава Владимировича».

В первом общероссийском («великокняжеском») Судебнике 1497 г. нашли применение нормы «Русской правды», обычного права того периода, судебной практики и литовского законодательства. Именно в этом документе преступления против нравственности (сводничество, нарушение семейных устоев и др.) вводятся в общую систему преступных деяний. Ранее же они были известны только церковному законодательству (ст.ст. 25, 26 гл. ХХП). Судебник 1550 г. во многом дублирует и развивает нормы первого Судебника.