Смекни!
smekni.com

Спорные вопросы квалификации преступления, предусмотренного статьей 131 УК РФ (стр. 1 из 15)

Содержание

Введение. 3

1. Эволюция состава изнасилования в российском праве. 7

1.1. История формирования состава изнасилования в российском праве. 7

1.2. Регламентация основного состава изнасилования в современном российском праве. 19

2. Квалифицированные, особо квалифицированные составы изнасилования. 31

2.1. Квалифицирующие признаки изнасилования. 31

2.2. Особо квалифицирующие признаки изнасилования. 38

3. Спорные вопросы квалификации преступления, предусмотренного статьей 131 УК РФ.. 48

3.1. Проблема квалификации при добровольном отказе от изнасилования. 48

3.2. Спорные вопросы квалификации изнасилования, совершенного с применением насилия. 51

3.3. Проблемы разграничения изнасилования со смежными составами преступлений. 55

Заключение. 68

Список литературы.. 72

Введение

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что изнасилование относится к числу наиболее опасных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Опасность его определяется тем, что оно влечет за собой тяжкие последствия, вредно сказывается на психике и здоровье потерпевшей, отрицательно влияет на потомство, нередко приводит к расторжению браков, способствует распространению разврата, снижает культурный уровень общества.

На проблему искоренения насилия в отношении женщин, в том числе в сфере сексуальных отношений, обращено внимание международных организаций. Так, в 1993 г. была принята специальная Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин», которая констатировала, что насилие в отношении женщины является одним из препятствий на пути достижения равенства, общественного развития. Признается, что насилие в отношении женщин - это проявление исторически сложившегося неравенства между мужчинами и женщинами, которое необходимо преодолевать, так как это нарушение прав и свобод человека.

Удельный вес изнасилований (как и половых преступлений в целом) в структуре российской преступности, с одной стороны, относительно невелик; он составлял, например, 0,29 % в 2008 г., 0,3 % в 2009 г. Но, с другой стороны, общее количество изнасилований достаточно велико (от 8000 до 10 000 в год), степень их общественной опасности высока и вред огромен. Доля изнасилований в общей структуре половых преступлений доходит до 80 % . Так называемое «досуговое изнасилование» (после «тусовок», дискотек, ресторанов и т.д.) - это в значительной степени ситуативное преступление. Но большинство изнасилований совершается с заранее обдуманным умыслом, что, по мнению криминологов, свидетельствует о глубокой моральной деградации преступников. В большей мере, чем при совершении других половых преступлений, при изнасиловании в грубой форме игнорируется воля женщины, наносится непоправимая моральная травма, физический вред ее здоровью. Для таких преступников в настоящее время характерно совершение изнасилований с особой жестокостью, стремление унизить женщину. Распространенным элементом значительного числа изнасилований стало истязание и глумление над потерпевшей.

Об особой общественной опасности изнасилования говорит и тот факт, что даже «простое» изнасилование (ч. 1 ст. 131 Уголовного кодекса РФ3), согласно ст. 15 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений, а особо квалифицированные изнасилования — это особо тяжкие преступления.

Правильная квалификация изнасилований представляет значительные трудности для правоприменителей, поэтому совершенно справедливо, что уголовно-правовые аспекты рассматриваемой проблемы не остаются без внимания Верховного Суда России.

Существуют довольно серьезные проблемы уголовно-правовой квалификации. Нередко изнасилование оказывается сопряженным с иными действиями сексуального характера, иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями, такими как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека и др. Несовершенство предложенных законодателем формулировок правовых норм, отсутствие необходимых научных рекомендаций по применению положений закона обусловили необходимость в разрешении некоторых правоприменительных проблем.

Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» хотя и ответило на некоторые существующие вопросы, но не затронуло всех аспектов проблемы, что свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки как сугубо теоретических, так и прикладных положений уголовного закона об ответственности за рассматриваемую категорию преступлений.

Как показал анализ специальной литературы, проблема изнасилований достаточно подробно и обстоятельно исследуется в доктрине уголовного права. В конце Х1Х-начале XX вв. к исследованию преступлений в сфере сексуальных отношений обращались М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, П.И. Люблинский, Н.С. Таганцев, А.И. Фойницкий и другие ученые. При этом основная часть работ по данной тематике приходится на середину 70-х - начало 90-х гг. прошлого века. Это монографии А.П. Антоняна, В.П. Голубеева, Ю.Н. Кудрякова, А.Н. Игнатова, В.Н. Сафронова, Н.М. Свидлова, ряд работ Т.В. Кондрашовой и др. Сравнительно немного было публикаций по данной проблематике в периодических юридических журналах.

Значительный вклад в развитие теории квалификации преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности внесли Г.З. Анашкин, Л.А. Андреева, Ю.В. Александров, Б.А. Блиндер, С.В. Бородин, Р.Р. Галиакбаров, Б.В. Даниэльбек, А.П. Дьяченко, Г.Б. Елемисов, П.Ю. Константинов, В.П. Коняхин, А.В. Корнеева, А.Н. Красиков, Г.Л. Кригер, М.И. Могачев, А.В. Наумов, П.П. Осипов, Э.Ф. Побегайло, Д.В. Ривман, Н.К. Семернева, Н.И. Трофимов, С.Я. Улицкий, М.Д. Шаргородский, Я.М. Яковлев, А.Е. Якубов и многие другие.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере применения уголовно-правовых норм об охране половой свободы и половой неприкрсновенности личности. В качестве предмета исследования выступают нормы уголовного законодательства, а также судебно-следственная практика, связанная с квалификацией преступлений, предусмотренных статьей 131 УК РФ, а также смежных и сопряженных с ним иных составов преступлений.

Основную цель дипломной работы можно определить как исследование проблемы уголовной ответственности за изнасилование. Данная цель подразумевает, прежде всего, разработку и обоснование теоретических положений по квалификации изнасилования.

Методологическую основу работы составляют общелогические методы (анализ, синтез), диалектический, исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический, социологический и др.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать основной состав изнасилования.

2. Рассмотреть квалифицирующие и особо квалифицирующие составы изнасилования.

3. Изучить проблемы квалификации при добровольном отказе от преступления.

4. Охарактеризовать спорные вопросы квалификации изнасилования, совершенного с применением насилия.

5. Выявить проблемы разграничения изнасилования со смежными составами преступлений.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Эволюция состава изнасилования в российском праве

1.1. История формирования состава изнасилования в российском праве

Церковное законодательство, судя по Уставу князя Ярослава о церковных судах, охраняло честь замужней женщины и дочери и наказывало за изнасилование. Русская Правда, памятник феодального права, — это светский судебник. В ней не предусматривалась защита жизни свободной женщины, а уделялось внимание только материальному ущербу, который наносило феодалу убийство принадлежащих вотчинному хозяйству ремесленницы, кормилицы или просто рабы. Значит ли это, что жизнь женщины не была защищена? Конечно, нет. В Уставе князя Ярослава за умыкание, изнасилование и избиение жены или дочери боярина установлены гривны золота, что позволяет предположить, что здесь могло иметься в виду бесчестье, нанесенное главе семьи в результате оскорбления его жены или дочери.[1]

Изнасилование боярской дочери или жены наказывалось более строго, чем изнасилование простых «чад». «Аще кто пошибать боярскую дочерь или боярскую жену, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота, а митрополиту — гривна золота, нарочитых люден — два рубля, а митрополиту два рубля; простых чади — 12 гривен кун, а митрополиту 12 гривен кун, а князь казнитель» (ст. 3 Устава Ярослава).

В Уставе князя Ярослава (ст. 7) впервые в источниках феодального права предусматривается наказание за групповое изнасилование, а именно случай, когда кто-либо из мужчин пригласит к себе девушку и вместе со своими друзьями совершит групповое изнасилование. Пригласивший подвергается трехгривенному взысканию в пользу епископа и такому же взысканию в пользу девки, а его друзья облагаются рублевым штрафом.

Уголовными кодексами разных стран определяется разный круг сексуальных преступлений. При этом нередко встречается, что уголовное законодательство одной и той же страны на разных этапах её истории относит к категории сексуальных преступлений различные деяния. Так было и в истории российского уголовного права.

Впервые понятие «изнасилование» встречается нам в ХI в. в «Русской правде» - основном источнике права Киевской Руси, а именно в «Уставе Ярослава Владимировича». Данный документ регулирует семейно-брачные отношения и отношения, касаемые церковных судов. В нем говорится также о преследовании за нарушение половых отношений. Законодатель того периода говорит о этом так: «Когда наскочит на женщину на коне ...».[2] Т.е. он не дает нам четкого определения данного вида преступления. Так, впрочем, не вполне понятны и сформулированы многие другие нормы статей «Русской правды». Но в то же время можно с определенной точностью сказать, что преступление по «Русской правде» определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц - уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового. Отсюда и наказание за изнасилование - денежный штраф (вира), размер которого возрастал при покушении на преступление лица привилегированного слоя.[3]