Смекни!
smekni.com

Особенности применения статьи 173 Лжепредпринимательство Уголовного Кодекса Российск (стр. 2 из 2)

Состав лжепредпринимательства - материальный, т.е. преступление считается оконченным только при наступлении последствий, указанных в законе. Если эти последствия не наступили, то при наличии необходимых условий речь может идти только о покушении на преступление. Стадия приготовления к анализируемому преступлению невозможна, т.к. в соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжким и особо тяжким преступлениям. Лжепредпринимательство к данной категории преступлений не относится, В тоже время закон не содержит каких-либо критериев для определения крупного ущерба, оставляя решение данного вопроса на усмотрение правоприменителя с учетом особенностей каждого конкретного случая, исходя из обстоятельств дела. Таким образом, признак "крупный" является оценочным. Полагаем, что применительно к исследуемой норме ущерб может быть не только имущественным. Это относится к тем случаям, когда речь идет о прикрытии запрещенной деятельности. В свою очередь, имущественный ущерб может выразиться как в реальном ущербе (например, при невозврате кредита), так и в упущенной выгоде. При расследовании уголовного дела необходимо в обязательном порядке устанавливать тот факт, что, причинение крупного ущерба находится в причинно-следственной связи с действиями виновного лица.

Субъективная сторона лжепредпринимательства характеризуется только умышленной формой вины, т.е. прямым умыслом по отношению к создаваемой ложной коммерческой организации и прямым или косвенным умыслом по отношению к наступившим последствиям. Следовательно, виновный осознает общественно опасный характер своей деятельности и (при прямом умысле) желает причинить крупный ущерб либо (при косвенном умысле) не желает наступления результатов своих действий, но сознательно допускает возможность причинения вреда третьим лицам или государству.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления являются цели совершения лжепредпринимательства, которые исчерпывающим образом отражены в самой ст. 173 УК РФ. Отсутствие этих целей влечет за собой отсутствие субъективной стороны преступления, а следовательно, и всего состава преступления.

Лжепредпринимательству обязательно присущи две цели. Первая цель сформулирована как негативный признак - не осуществлять предпринимательскую деятельность. Вторая цель изложена альтернативно - получить имущественную выгоду (в том числе - кредиты, освобождение от налогов) или прикрыть запрещенную деятельность. Было бы ошибкой считать, что преступление может быть совершено только с корыстной целью. Безусловно, указанные цели должны возникнуть у виновного до создания коммерческой организации. Этот вывод вытекает из диспозиции статьи, в которой прямо указано "создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности". "Перепрофилирование" уже действующей коммерческой организации на осуществление запрещенной деятельности, создание коммерческой организации с целью осуществлять запрещенную деятельность наряду с дозволенной, осуществление запрещенной деятельности под прикрытием незарегистрированной коммерческой организации состава лжепредпринимательства не образует. В перечисленных случаях содеянное квалифицируется по статьям, предусматривающим ответственность за конкретные виды запрещенной деятельности, а если виновный использует при этом поддельные документы о регистрации коммерческой структуры, то и по ч. 1 или ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Извлечение имущественной выгоды - это ситуация, когда создание коммерческой организации в определенной организационно-правовой форме и проведение от ее лица операций (сделок), в том числе и мнимых обеспечивает возможность льготного кредитования, льготного налогообложения, привлечения денежных средств на льготных условиях и т.п.

Получение кредита включает:

  • получение денежных средств, предоставляемых банком или иной кредитной организацией заемщику в соответствии с кредитным договором в размере и на условиях, определенных договором;
  • на основании товарного кредита сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822 ГК РФ);
  • на основании договора коммерческого кредита может предусматриваться предоставление кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (ст. 823 ГК РФ).

Освобождение от налогов может предполагать:

  • создание коммерческой организации в такой организационно-правовой форме, которая в соответствии с действующим законодательством предоставляет возможность освобождения от уплаты определенных видов налогов;
  • проведение от лица коммерческой организации таких видов операций (сделок), которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют возможность освобождения от уплаты определенных видов налогов.

Следует иметь в виду, что расследование уголовного дела, связанного с лжепредпринимательством, в обязательном порядке требует изучения ряда нормативно-правовых актов, регулирующих порядок получения кредита, анализ перечня организаций, которые могут освобождаться на основании закона от уплаты налогов и т.п.

Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, учреждающее коммерческую организацию или выполняющее управленческие функции в коммерческой организации. Полагаем, что к субъекту данного преступления может быть отнесен также директор коммерческой организации, не являющийся ее учредителем, но непосредственно выполняющий ряд действий по созданию коммерческой организации, заключению кредитных договоров и т.д. Решение вопроса о создании одной коммерческой организацией другой относится к компетенции ее высшего органа управления. В этом случае субъектами преступления должны быть признаны не все лица, входящие в этот орган (например, участвующие в общем собрании), а лишь те, кто осознает истинные цели создания такой организации.

Создание лжепредпринимательской коммерческой организации с целью противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц путем обмана или злоупотребления доверием и фактическое завладение чужим имуществом следует квалифицировать как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст.ст. 159, 173 УК РФ, будет иметь место в случаях, когда в результате лжепредпринимательства имело место извлечение имущественной выгоды, не связанное с хищением чужого имущества. Такое решение объясняется тем, что ст.ст. 173, 159 УК РФ имеют различные объекты уголовно-правовой охраны. Первое преступление посягает на экономические отношения, связанные с порядком регистрации и осуществления коммерческой деятельности, объектом же второго преступления является чужая собственность. Преступные действия, предусмотренные ст. 173 УК РФ, могут иметь реальную совокупность с такими преступлениями, как легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, хищение, а также с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и оружия, и иными преступлениями.

Правильное толкование признаков состава проанализированного нами преступления направлено на повышение эффективности выявления и расследования преступлений, связанных с лжепредпринимательством.