Смекни!
smekni.com

Криминология 2 (стр. 86 из 116)

При постоянном росте женской преступности наибольшие темпы ее прироста в последнем десятилетии отмечены в группах женщин в возрасте 25-29 лет (+ 82,8%) и 18-24 года (+ 80,8%). Указанные возрастные группы в структуре женской преступности составляют около 30%.

8. Влияние на женскую преступность социальных и психофизических особенностей личности женщины.

Характер совершаемых женщинами преступлений, их направленность, способы совершения во многом зависят от особенностей женщины как личности.

По возрасту, социальному положению, влиянию прежней судимости и некоторым другим признакам личности у женщин-преступниц, как правило, не наблюдается больших отклонений от среднестатистических показателей.

В то же время образовательный уровень женщин-преступниц всегда был выше по сравнению с мужчинами-преступниками. В последнее десятилетие прирост женщин-преступниц с высшим образованием к общему числу преступниц составил 70-80%. Значительное число женщин-преступниц (около 45%) постоянной работы не имели. Большую значимость для женской преступности имеют проблемы семейного положения женщин. Около 50% женщин-преступниц в момент совершения преступления не состояли в официальном браке. Велик и процент расторжения брака и распада семьи у женщин после их освобождения из мест лишения свободы.

По данным выборочных исследований, около 25% осужденных к лишению свободы женщин имели различные психические аномалии. Чаще всего это психопатия, олигофрения, органические поражения центральной нервной системы, последствия черепно-мозговых травм. Аномальных преступниц несколько больше среди несовершеннолетних.

Известно, что для самоутверждения женщинам очень важны оценки их со стороны других людей, то, какое впечатление они производят на окружающих. Поэтому многим из них свойственна такая черта в поведении, как демонстративность, исключительность, что нередко толкает их на совершение определенных преступлений.

§2. Особенности причин и условий женской преступности

Специфические причины женской преступности лежат в первую очередь в искаженной морально-волевой сфере личности женщин. Для них типичны определенные свойства личности и потребности: повышенная чувствительность в межличностных отношениях, стремление к совершенству, демонстративность; предрасположенность к психопатии и неврастении, конформизм; снижение волевой сферы в опасных условиях; стремление к комфорту в быту, к обладанию предметами личного обихода, особо модной одеждой и тому подобное.

Перечисленные свойства личности и потребности женщин часто приводят к активизации жизнедеятельности в экономических процессах, связанных с получением дохода (в больших мегаполисах женщине легче трудоустроиться, чем мужчине); к существенному ослаблению таких социальных институтов, как семья, культура, спорт, профилактика и контроль на работе и по месту жительства; к возросшей напряженности в обществе; росту алкоголизма, наркомании, проституции.

В условиях рыночных отношений в стране многие женщины получили доступ к материальным ценностям, причем значительным. Около миллиона из них руководят предприятиями, учреждениями, организациями, примерно полтора миллиона возглавляют цехи, участки, отделы и другие структурные подразделения. Доступ к материальным ценностям при ослаблении институтов контроля и надзора, направленных на повышение ответственности, позволяют женщинам, имеющим искаженную морально-волевую сферу, чаще идти на укрытие доходов от налогообложения, соглашаться на сомнительные сделки, чреватые мошенническими действиями. Относительно невысокие материальные доходы женщин в других сферах деятельности, пропаганда насилия, секса, добычи денег легким путем зачастую толкают женщин на путь проституции и даже в организованную преступность.

В целом же следует отметить, что прошедшие в стране преобразования в значительной мере изменили социально-ролевые функции женщин. Этот процесс как в экономическом, так и в моральном плане проходит довольно болезненно. Семья, семейно-брачные отношения, занимающие важное место в жизни женщины, подвержены распаду либо искажению. Причем стереотип двойной морали, существовавший в семьях государственно-партийной бюрократии при советской власти, ныне распространился на семьи "новых русских", представителей среднего и малого бизнеса. В таких семьях для женщины главным является получение высокой прибыли и преимущества над мужчинами. Поэтому не случайно уменьшение числа браков и рост количества разводов. Для женщин с девиантным поведением, особенно часто вовлекаемых в преступную деятельность, а также для женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сохранение семьи является положительно сдерживающим фактором. В отдельных случаях только семья спасает женщину от совершения преступления.

Психологические стереотипы женщин, их социальные связи разрушаются значительно быстрее, чем у мужчин. Они более подвержены деградации как личность например, женщина легче втягивается в алкоголизацию и наркоманию, ее проще завлечь мишурой, легким, ни к чему не обязывающим образом жизни. Именно из-за этого некоторые женщины перестают дорожить и семьей (особенно при росте бытового насилия со стороны мужчины), и работой, легко их бросают и начинают вести антиобщественный образ жизни, приобретая средства к существованию противоправным путем.

Ослабление или разрушение семьи неизбежно означает, что женщина перестает исполнять или исполняет ненадлежащим образом свою социальную роль и обязанности. Утрата же регулятивно охранных функций семьи для лиц, входящих в нее, позволяет делинквентной женщине совершать различные антиобщественные поступки, красть, обманывать, заниматься проституцией.

Значительное ослабление социального контроля за поведением женщин характерны для настоящего времени вследствие высоких темпов урбанизации, эмансипации, феминизации, массовой миграции, бытовой неустроенности, ломки уставшихся культур различных социальных слоев общества. Фактически происходит закабаление женщины пороками человечества.

Вышеуказанные негативные процессы происходят на фоне пропаганды насилия, жестокости, доступности женщин и мужчин, простоты их отношений в личной жизни. Эти факторы важно подчеркнуть в связи с тем, что в процессе подобного общения происходит криминогенное заражение женщин, особенно молодых, усвоение ими негативных установок и стереотипов, приобщение к асоциальному образу жизни. Они нередко завязывают тесные связи с преступниками и полностью подпадают под их влияние (особенно под влияние лидеров криминальной среды), что является предпосылкой их длительной преступной деятельности.

Весьма неблагополучно в настоящее время социально-экономическое положение молодых женщин из необеспеченных и малообеспеченных семей. Использование их на тяжелых, малоквалифицированных работах приводит к тому, что им почти полностью закрыт доступ к модным предметам одежды, парфюмерии, косметики и другим вещам, делающим женщину привлекательной и элегантной. Информированность об этих "земных благах", благодаря телевидению, средствам массовой информации, социальной мобильности, довольно высока, а поэтому столь значительны у этой категории населения чувства зависти, ущемленности, выброшенности. Это в отдельных случаях является и поводом, и причиной совершения краж, грабежей, разбоев. Проявляемые при этом женщинами жестокость, агрессивность служат средством психологической компенсации пережитых ими унижений, их ущербности и неполноценности.

§3. Предупреждение женской преступности

Предупреждение преступности женщин лежит в русле решения проблем предупреждения всей преступности. Однако обязательной предпосылкой такого предупреждения является облегчение жизнедеятельности женщин в производственной сфере. В последнее десятилетие было утрачено многое из того, чего достигли женщины в доперестроечные годы. Не соблюдается трудовое законодательство по защите женщин, матери и ребенка, девушек-подростков. Иногда над их правами издеваются частные предприниматели, хозяева производств. В отдельных случаях поощряется преимущество женщин в занятии руководящих должностей в криминально-коммерческих структурах, в которых фактическим руководителем, хотя и теневым, является мужчина. Женщины же назначаются руководителями лишь в расчете на то, что в случае их привлечения к уголовной ответственности к ним будет проявлено снисхождение. В результате женщины втягиваются в криминально-коммерческие отношения, участвуют в совершении даже тяжких преступлений, например заказных убийств. Часто женщины сталкиваются с дилеммой: подвергнуться уголовному преследованию или быть убитой. Чтобы исключить такие последствия, женщина должна иметь иной социальный статус, ей следует избавиться от роли основной или даже равной с мужчинами "добытчицы" материальных благ и сосредоточить внимание и силы на семье, детях.

В профилактической работе с женщинами, которые могут совершить или совершили преступление, необходимо широко применять гуманность и милосердие, понимание причин и мотивов, толкнувших их на уголовно наказуемые или безнравственные поступки, стремление помочь им выйти из порочного круга, разобраться в собственной жизни.

Особое значение для предупреждения преступности женщин имеет помощь семье, в том числе в рамках реализации специальных социальных программ. Федеральные программы по усилению борьбы с преступностью, разработанные в 90-е гг. и имевшие большое профилактическое значение, содержали ряд конкретных положений и мер как общего, так и специального характера, направленных, в частности, на обеспечение нормальной жизнедеятельности женщины, защиту семьи, борьбу с насильственными, экономическими и другими преступлениями. Однако в этих программах узкоспециальных профилактических мер по защите женщины не содержалось. В результате при осуществлении социальной профилактики недостаточно учитывалось то, что механизм социальной инерции, проявляющийся по отношению к семье, детям, влияние традиций и обычаев оказывают на женщину значительно большее воздействие, чем на мужчину.