Смекни!
smekni.com

Международное право3 (стр. 39 из 71)

§ 4. Другие случаи признания

История международных отношений в период после Второй миро­вой войны, в частности, до того как колониализм был признан несо­вместимым с современным международным правом, изобилует приме­рами признания национально-освободительных движений в лице их органов, возглавлявших борьбу зависимых народов за национальное освобождение и создание собственного независимого государства. Такое признание давалось как констатация факта наличия такого национально-освободительного движения, как подтверждение его право­мерности и международно-правового статуса, выражение государством готовности оказать этому движению политическую и иную помощь и поддержку в рамках, допустимых международным правом.

Признание национально-освободительных движений могло сопро­вождаться установлением официальных отношений с органами наци­онального освобождения и учреждением их представительств в при­знающем государстве. Широкое признание, например, получили в свое время Фронт национального освобождения Алжира, Народное движе­ние за освобождение Анголы, что в значительной степени способство­вало успешному завершению борьбы народов этих стран за ликвида­цию колониального господства и создание независимых государств.

Признание национально-освободительных движений в лице их ор­ганов давалось не только государствами, но в некоторых случаях Ор­ганизацией Объединенных Наций, ее специализированными учрежде­ниями и другими международными организациями, в частности Орга­низацией африканского единства. Так, единственным законным пред­ставителем народа Намибии ООН признала Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), а единственным законным предста­вителем палестинского народа — Организацию освобождения Палес­тины (ООП).

В ходе Второй мировой войны широкое признание держав анти­гитлеровской коалиции получали органы, возглавлявшие вооруженное сопротивление населения оккупированных Германией территорий и государств в Европе. Важную политико-юридическую роль в этот пе­риод сыграло признание Советским Союзом и другими государствами таких органов сопротивления агрессору, как французский Комитет на­ционального освобождения и Национальный комитет освобождения Югославии.

§ 5. Заключение

Выше достаточно бегло и далеко не полно приведены юридически значимые в международном плане события и ситуации, требовавшие соответствующей реакции государств и международных организаций в виде признания их правомерности, соответствия международно-пра­вовым предписаниям. Некоторые из вышеприведенных ситуаций, оче­видно, вновь не возникнут или утратили значение в силу последующе­го международно-правового развития. Вместе с тем можно предполо­жить, что в настоящем и будущем будут возникать ситуации, требую­щие явного или молчаливого их признания во взаимоотношениях между субъектом признания и субъектом соответствующего поведения.

Как подчеркивалось выше, признание - акт политический, не под­дающийся в общем виде международно-правовой регламентации. Вместе с тем это не акт произвола, поскольку закономерной целью признания является нормализация взаимоотношений между соответствующими субъектами признания в рамках действующего международного права. Возможной целью признания может быть также стремление побудить международное сообщество государств регламентировать условия действительности тех или новых международно значимых событий.

Конечно, в отдельных случаях акт признания может явиться неправомерным, вызывающим протест других государств или международного сообщества государств в целом.

Глава XII

ТЕРРИТОРИЯ СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

§ 1. Понятие территории

Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, от­граниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.

В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с по­нятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных бо­гатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международ­ного и национального права, касающихся природопользования.

Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая кон­фигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как пра­вило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это при­мерно 110 км.

Космическое пространство можно условно подразделить на близ­лежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее преде­лах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно ус­ловны.

Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, со­ставляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Такие пространства — государственная территория и негосударст­венная (международная) территория — отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим лини­ям вертикальные поверхности до границы земного пространства с кос­мосом и теоретически — до центра Земли в глубь ее недр, а практичес­ки — на достигнутую для проникновения в недра глубину.

Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздуш­ное пространство над земной поверхностью в пределах государствен­ной и негосударственной территории, правовой режим которых и ус­ловия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, со­ставляя, в частности, предмет регулирования международного морско­го и воздушного права.

§ 2. Государственная территория

Государственная территория — это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства, иными словами, про­странство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административ­ном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).

Одной из составляющих суверенитета государства является его территориальное верховенство, юридические признаки которого рас­сматривались ранее (см. гл. V).

Природа территориального верховенства государства и государст­венного суверенитета в целом не может следовать из каких-либо юри­дических категорий. Это объективно существующее свойство государ­ства как такового, коренящееся в конечном счете в материальных ус­ловиях жизни его общества.

Взаимоотношения между государствами по поводу их государст­венной территории обуславливаются присущим каждому государству территориальным верховенством, выраженным в международном праве, в частности в его основных императивных нормах-принципах взаимного уважения суверенитета, суверенного равенства государств, их независимости в международных отношениях, территориальной не­прикосновенности (целостности) каждого государства.

В пределах своей территории государство осуществляет свою ис­ключительную юрисдикцию в отношении всех находящихся на его тер­ритории физических лиц (граждан, иностранцев и апатридов) и их объединений (юридических лиц и общественных организаций).

Установление правового режима государственной территории — дело, относящееся к внутренней компетенции каждого государства, за исключением случаев, когда оно взяло на себя соответствующие меж­дународные обязательства по общему международному праву или в силу локальных соглашений об этом с другими государствами.

Внутригосударственное право предусматривает также, как прави­ло, необходимость сохранения входящей в состав государственной тер­ритории естественной среды обитания населения, содержа нормы о природопользовании, отражающие и соответствующие международ­ные обязательства государств.

Юрисдикция государства в силу его суверенитета в принципе тер­риториальная, т.е. действует в пределах его территории. Однако в от­ношении уголовных преступлений международного характера (см. гл. XXII) по соглашению между заинтересованными государствами может быть установлена их экстерриториальная юрисдикция, преду­сматривающая право государства — участника соглашения преследо­вать за такие преступления лиц по своему национальному праву или выдать их государству, на территории которого совершено преступле­ние, или государству гражданства преступного лица.

Национальное право устанавливает обычно также персональную юрисдикцию государства в отношении граждан, совершивших особо тяжкие преступления (например, государственная измена) вне терри­тории отечественного государства. Но осуществиться такая персональ­ная юрисдикция может лишь в том случае, когда подозреваемое в таком преступлении лицо окажется во власти отечественного государства, т.е. в пределах его территориальной юрисдикции.