Смекни!
smekni.com

Преступления против правосудия 3 (стр. 3 из 10)

Объективная сторона преступления состоит во вмешательстве в любой форме в деятельность суда. Вмешательством могут быть просьбы, увещевания, уговоры, советы, обещания оказать услуги, непосредственное обращение к судье, присяжному или арбитражному заседателю.

Вмешательство, соединенное с психическим или физическим воздействием, применяемым к судье, следует квалифицировать по ст. 295 или 296 УК как специальным нормам. Если вмешательство связано с подкупом, то необходима квалификация по совокупности ст. 294 и 291 УК.

Вмешательство может осуществляться в устной, письменной форме, через третьих лиц, в том числе и родственников. Главное состоит в том, чтобы в итоге было воздействие на лиц, осуществляющих правосудие. Нет состава данного преступления, если воздействие оказывается на секретаря судебного заседания или других работников суда, но не судей. Преступление имеет формальный состав, окончено с момента вмешательства, независимо от наступления последствий.

Субъективная сторона деяния – прямой умысел. Обязательным признаком является цель – воспрепятствовать осуществлению правосудия. Мотивы совершения преступления могут быть различными ( месть, сострадание, зависть и др.) и на квалификацию не влияют.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 ст. 294 установлена ответственность за вмешательство в любой форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Закон РФ « О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г. закрепляет недопустимость какого-либо вмешательства в деятельность прокурора или следователя с целью влияния на принимаемые им решения. Факультативным объектом могут быть права и интересы личности.

Объективная сторона преступления по содержанию идентична вмешательству в деятельность суда. Вмешательство происходит именно в деятельность прокурора в связи с расследованием или рассмотрением конкретного дела. По конструкции состав является формальным.

С субъективной стороны деяние совершается с прямым умыслом. Обязательным признаком преступления является цель – воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Мотивы совершения преступления могут быть различными.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 3 ст. 294 УК закрепляется квалифицирующий признак рассмотренных составов преступлений – совершение их с использованием лицом своего служебного положения. Лицо использует свои служебные полномочия в пределах своей компетенции вопреки интересам службы либо превышает эти полномочия. К таким лицам следует отнести должностных лиц правоохранительных органов, органов федеральной и местной власти, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, могущих повлиять на судебное решение или расследование, так как от них, например, зависит решение вопросов о продвижении по службе сотрудника правоохранительного органа.

Общественная опасность рассматриваемого преступления обусловлена тем, что оно посягает, как уже указывалось, на общественные отношения по реализации конституционного принципа независимости судей. Указанный принцип имеет существенное значение в механизме реализации судебной власти, он гарантирует его функционирование в соответствии с законом, а не согласно чьей-либо воле, стремящейся воспрепятствовать осуществлению правосудия. Реализация рассматриваемого принципа обеспечивается целой системой гарантий. Во-первых, исключительным правом суда на осуществление правосудия. При этом деятельность суда происходит в особом правовом режиме, создающем необходимые условия для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения дела. Во-вторых, процедура вынесения судом решения также призвана исключить какое бы то ни было постороннее воздействие на судей (например, тайна совещательной комнаты). Все это, регулируя процессуальную деятельность суда, в конечном счете, обеспечивает особый механизм принятия судьей решения, в основе которого является закон и совесть.[18]

Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования ( ст. 296 УК).

Опасность данного преступления в том, что делается попытка путем насилия оказать воздействие на осуществление правосудия, а также на производство предварительного расследования. В отличие от статьи 294 УК, здесь, кроме основного объекта — интересы правосудия — виновный посягает и на дополнительный — здоровье и безопасность соответствующих должностных лиц и их близких. Потерпевшими в соответствии с ч. 1 ст. 296 УК могут быть судья, присяжный и арбитражный заседатели и их близкие.

Объективная сторона состава заключается в угрозе убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества потерпевшего в связи с рассмотрением дела или материалов в суде. Под угрозой следует понимать заявления, сделанные потерпевшему лично или через посредника в любой форме: устной, с использованием аудио- или видеозаписей и т.д. В законе дан исчерпывающий перечень видов угрозы. Угроза огласить позорящие сведения, например, при необходимых условиях может содержать признаки иного состава преступления, в частности вмешательства в деятельность суда (ст. 294 УК). Преступление имеет формальный состав и окончено при высказывании угрозы. Если после угрозы совершено убийство, то виновного следует привлекать за посягательства на жизнь (ст. 295 УК).

Субъективная сторона деяния совершается с прямым умыслом.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 ст. 296 предусматривается ответственность за аналогичные действия в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта.[19]

В ч. 3 и 4 ст. 296 УК закреплены квалифицированные виды составов, предусмотренных ч. 1 или 2 этой же статьи. Необходимым условием наличия указанных квалифицирующих признаков должно быть применение насилия в процессе осуществления угрозы. Насилие, опасное для жизни или здоровья, охватывает причинение вреда здоровью средней тяжести и тяжкого.

В заголовке статьи речь идет о насильственных действиях, следует прийти к выводу, что угроза совершить такие преступления как изнасилование и похищение человека также должны влечь ответственность по данной статье. Характер угрозы — убить, причинить вред здоровью той или иной тяжести, изнасиловать, уничтожить или только повредить имущество на квалификацию не влияет, но может иметь значение для индивидуализации наказания в рамках санкции статьи. Угроза иного характера — уволить с работы, исключить из института, прервать интимные отношения, выселить из данной квартиры, разгласить позорящие сведения — может влечь ответственность в зависимости от характера требования как подстрекательство к вынесению заведомо неправосудного приговора, решения, или иного судебного акта, привлечению заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконному освобождению от уголовной ответственности и т.д.

Требования виновного должны быть связаны с рассмотрением конкретных дел или материалов в суде, с производством предварительного расследования либо с исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта: вынести более суровый, менее суровый или оправдательный приговор, в пользу одной из сторон, разрешить гражданское дело и т.п. Угроза, не связанная с названными обстоятельствами, например относящаяся к личным или интимным отношениям этого лица, по данной статье УК квалифицирована быть не может.

Неуважение к суду (ст. 297 УК)

Рассматриваемое преступление посягает на интересы правосудия и честь и достоинство участников судебного процесса, состава суда и других лиц, участвующих в отправлении правосудия.

Дополнительный объект – честь и достоинство лиц, участвующих в судебном разбирательстве. В отличие от состава преступления, предусмотренного частью 1 данной статьи, не требуется, чтобы оскорбление было нанесено в судебном заседании или на приеме у судьи. Важно лишь, чтобы оскорбление было связано со служебной (для народных и присяжных заседателей — общественной) деятельностью соответствующего лица. По ч. 2 ст. 297 УК потерпевшими от преступления являются судьи, присяжные и арбитражные заседатели.

Объективная сторона преступления выражается в оскорблении участника судебного разбирательства, судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Оскорбление – это оценка личных качеств какого-либо участника судебного разбирательства, выраженная в непристойной, непринятой в обществе форме. Оскорбление может выразиться в унизительном неприличном заявлении о непрофессионализме, например защитника, пристрастности судьи и др. Совершается путем устных или письменных заявлений, конкретных действий в зале судебного заседания или в ином помещении суда (например во время перерыва ). Из смысла закона вытекает, что местом и временем совершения данного преступления могут быть соответственно только зал судебного заседания или иное помещение суда, а также процесс судебного разбирательства. Преступление имеет формальный состав.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы могут быть различными. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.[20]

Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (298 УК).

Общественная опасность данного преступления состоит в подрыве доверия к суду, правосудию, лицам, осуществляющим правосудие. Поэтому основным объектом его является нормальная деятельность органов правосудия, их авторитет. Но одновременно страдает и дополнительный объект — честь и достоинство личности соответствующих должностных лиц. Поэтому данное преступление является двуобъектным.