Смекни!
smekni.com

Электронная коммерция правовое регулирование и налогообложение (стр. 18 из 52)

Как указывает акад. РАН Б.Н. Топорнин, "сильное государство долж­но играть важную роль в организации и развитии цивилизованных ры­ночных отношений... Мы до сих пор страдаем от ослабления государства, произошедшего по различным причинам, например из-за чрезмерного распространения концепций, пропагандирующих ограничение роли госу­дарства в условиях действия саморегулирующегося рынка (зачастую без учета реальных потребностей экономических реформ), тогда как реаль­ное реформирование невозможно без сильного, эффективного государст­ва. Авторитарное прошлое нашей страны также послужило причиной известного отторжения и противопоставления государства и гражданско­го общества... Пассивное отношение государства к переделу собственно­сти уже послужило причиной многих наших сегодняшних социальных бед. А в тех случаях, когда требуется защита прав человека, вмешательст­во государства является его святой и прямой обязанностью"2.

При этом представляется, что понятие "сильное государство", пред­ложенное Б.Н. Топорниным в качестве ориентира современной теории государства и права, применительно к проблемам рассматриваемой сфе­ры экономической деятельности нуждается в серьезной разработке в рамках как юридической, так и экономической науки, поскольку сегодня в это понятие нередко вкладывается разное содержание. Между тем, по нашему мнению, концепция государственного регулирования электрон­ной экономической деятельности в Российской Федерации должна стро­иться именно на ценностных характеристиках сильного государства, ис­ходя из конструкции "сильное право - для сильной страны". При этом под сильным государством должно пониматься не государство, основан­ное на полицейской силе, а на сильной рыночной экономике, сильном гражданском обществе, сильной демократии'.

Что касается соотношения сторонников "саморегуляции Интернета" и здравого смысла, отметим, что разрешение названного противоречия нам видится в использовании указанного выше дифференцированного двухсег­ментного подхода к определению правовых основ регулирования отноше­ний, формирующихся в сети Интернет.

Так, например, в рамках такого подхода отдельные элементы саморе­гуляции допустимы преимущественно в сфере информационных (неэко­номических) отношений.

Таким образом, основными налогово-правовыми аспектами концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности в Российской Федерации является совокупность следующих обстоятельств.

1. Для целей налогово-правового регулирования в Российской Феде­рации электронной экономической деятельности необходимо разработать общую универсальную систему мер по регулированию всех сфер как су­ществующих на сегодняшний момент, так и прогнозируемых видов элек­тронной экономической деятельности, с учетом особенностей неэконо­мических общественных отношений, формирующихся в информацион­ной среде глобальной компьютерной сети Интернет. Регулирование эко­номических и неэкономических отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, должно осуществ­ляться комплексно, исходя из недопустимости разрывов правового поля.

1. Как известно, с точки зрения налогово-правового регулирования важнейшим фактором выступают инструменты расчетного обеспечения электронной экономической деятельности. Именно применение новых механизмов осуществления электронных расчетов усложняет налоговый контроль за субъектами такой деятельности, фактически делая такую экономическую деятельность "скрытой от налоговых органов"2. Или, как образно выражаются П. Сиэгл и К. Браун, "с наступлением эры Интер­нета электронные безналичные расчеты превращают тыкву в карету, -словно из вакуума появляется новый вид коммерции"3.

Поэтому особое внимание должно быть уделено уточнению механиз­мов правового регулирования как относительно традиционных, но фраг­ментарно регулируемых российским банковским правом и слабо изучен­ных юридической наукой расчетных инструментов, получивших "новую жизнь" в рамках информационной среды глобальной компьютерной сети Интернет (и в первую очередь - банковских карт), так и абсолютно но­вых для российского права и юридической науки так называемых сете­вых расчетных инструментов ("электронные деньги", "сетевые деньги" и системы электронных денег).

3. При этом для целей эффективности реализации налогово-правовых аспектов концепции государственного регулирования электронной эконо­мической деятельности представляется необходимым системное сочетание двух групп правовых мер: общеорганизационных и налогово-регулятивных.

По справедливому замечанию Б.Н. Топорнина, "Юридическая наука не должна играть роль "пожарной команды", вызываемой каждый раз для разрешения критических ситуаций: она должна усилить свою методоло­гическую, прогностическую функцию"'. На сегодняшний день перед рос­сийским правом открывается, быть может, уникальная возможность не только установить (корректировать) правовые рамки и основы уже сфор­мированных общественных отношений, но и юридического конструирова­ния долженствующего быть (необходимого в перспективе, исходя из целей устойчивого развития российского общества) будущего экономического и публичного правопорядка в сфере использования информационной сре­ды глобальной компьютерной сети Интернет.

Поэтому первую группу правовых мер должны составить правовые механизмы организационного характера, призванные конституциониро-вать систему осуществления электронной экономической деятельности и в целом отношений, формирующихся в процессе использования гло­бальной компьютерной сети, с учетом двухсегментного подхода, то есть с учетом особенностей и информационных (неэкономических) и экономи­ческих отношений в информационной среде сети. Основной целью пра­вовых мер этой группы является установление общих принципов легаль­ного (законного) осуществления и правового регулирования электронной экономической деятельности, правового статуса такой деятельности, ее субъектов и т. д.

Вторую группу составят правовые меры, направленные на устранение пробела налогообложения в сфере электронной экономической деятельности.

4. Нельзя не согласиться с утверждением Р.А. Маршавина о том, что "Россия пока не принадлежит к кругу стран, задающих тон в формирова­нии основных принципов регулирования электронной коммерции в ме­ждународном масштабе, поэтому особое внимание нам следует уделить изучению того опыта, который накоплен к настоящему времени другими государствами... Изучение уже существующих наработок в данной облас­ти позволит нашей стране быстрее адаптировать свою законодательную базу для решения многих актуальных проблем, а иногда и избежать оши­бок и просчетов, допущенных другими государствами"2.

Вместе с тем безусловно необходимой является выработка на основе такой концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компькм терной сети Интернет, отвечающей интересам национальной экономичен ской и информационной безопасности внешнеполитической линии Рос-' сийской Федерации в сфере установления наднациональных основ ocy-i ществления электронной экономической деятельности.

Правовые подходы к разрешению проблемы . регулирования экономических отношений в глобальной компьютерной сети Интернет и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в зарубежных странах

Правовая проблема выбора механизма регулирования электронной эко­номической деятельности и в целом информационных отношений, форми­рующихся в процессе использования с использованием глобальной компью­терной сети Интернет, а также налогово-правовые проблемы в этой сфере становятся все более актуальными как для большинства индустриально развитых государств мира (в том числе в лице их фискальных органов) и международных организаций, так и для потребителей различных услуг, ока­зываемых с использованием сети Интернет, а также физических и юридиче­ских лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использо­ванием сети Интернет, - потенциальных налогоплательщиков. ;

На сегодняшний день не существует не только наработанной и при­знанной в различных странах мира практики регулирования и налогооб­ложения названной деятельности, но и значимых исследований данной проблемы в юридической науке (в частности, в теории налогового пра­ва). Вместе с тем глобальная компьютерная сеть Интернет достигла тако­го уровня развития и способна оказывать воздействие на жизнь общества в такой степени, что можно предполагать неминуемый переход от само­развития к государственному регулированию деятельности, связанной с этой глобальной сетью, и в первую очередь - регулированию экономиче­ских отношений в сети. Например, по оценкам специалистов, неучтен­ные обороты по реализации товаров, работ и услуг только в российском, сегменте глобальной компьютерной сети Интернет в 2000 г. составили порядка 0,5 млрд долл.

Решение проблемы налогообложения результатов экономической дея­тельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, осложняется во всем мире тем, что действующее нацио­нальное налоговое законодательство всех стран ориентировано на регу­лирование традиционных правоотношений. Поэтому при использовании в качестве инструмента извлечения прибыли глобальных компьютерных сетей большинство его норм оказываются неприменимыми.