Смекни!
smekni.com

Электронная коммерция правовое регулирование и налогообложение (стр. 29 из 52)

С точки зрения налогообложения значение названного правового акта заключается в том, что впервые признается (констатируется) существова­ние отношений в сфере выпуска и обращения банковских карт, а главное, впервые закреплена единая терминология и даны устойчивые определения юридических понятий банковской карты, видов банковских карт, операций с ними, трансграничных платежей с использованием банковских карт, ос­новных участников расчетов, основных финансовых операций и состав­ляемых при этом юридически значимых документов.

Кроме того, устанавливается нормативно-правовая основа межбан­ковских комиссий (денежных средств, взимаемых кредитной организаци­ей с контрагента в соответствии с условиями заключенного договора, в том числе комиссионных вознаграждений участников расчетов). Немало­важно и возложение на кредитные организации обязанности по контро­лю за соблюдением клиентами валютного законодательства, в особенно­сти при совершении трансграничных платежей с использованием бан­ковских карт.

При этом следует отметить, что высказывавшиеся в 1998 г. надежды

специалистов на то, что "принятие Положения № 23-П будет способст­вовать последующей унификации соответствующей сферы налогового законодательства, а также практики применения данного законодательст­ва налоговыми и судебными органами", к сожалению, не оправдались. Подтверждение тому - положения отдельных статей гл. 21 "Налог на до­бавленную стоимость" и гл. 27 "Налог с продаж" части второй НК РФ, вступивших в силу с 1 января 2002 года. Не в первый раз мы вынуждены отмечать, что названные акты разрабатывались законодателем так, слов­но законодательство о налогах и сборах является единственной отраслью российского законодательства (то есть без учета регулятивного потенциа­ла смежных отраслей).

Основным же недостатком самого Положения № 23-П следует при­знать то обстоятельство, что его положения не выявили структуру регу­лируемых отношений - полную правовую схему взаимосвязей участников карточных платежных систем. Безусловно, это усложняет разработку но­вых актов законодательства РФ, призванных установить порядок регули­рования и налогообложения субъектов электронной экономической дея­тельности.

Иные ведомственные акты Банка России, содержащие упоминание об операциях, осуществляемых с использованием банковских, платежных и расчетных карт (указания Центрального банка РФ (Банка России) от 3 июля 1998 года № 276-У, от 3 июля 1998 года № 277-У, от 2 декабря 1997 года № 48-У, от 9 апреля 1999 года № 536-У и письмо Центрально­го банка РФ (Банка России) от 19 декабря 1997 года № 48-Т)1 не содер­жат норм значимых для правового регулирования операций с банковски-^ ми картами и налогообложения участников названных отношений.

Представляется, что необходимую правовую базу для эффективной разработки и применения соответствующих актов смежных отраслей за­конодательства в рамках комплексного подхода к решению проблемы обеспечит принятие Федерального закона "О банковских пластиковых^ картах в Российской Федерации" либо дополнение гл. 46 ГК РФ пара­графом 5 "Расчеты с использованием банковских карт" и ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности"^ (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 года № 136-ФЗ). s

Предлагаемые изменения действующего законодательства должны устранить существующие сегодня пробелы в праве. '

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы регулирования порядка налогообложения операций, совершаемых с использованием банковских карт, заложено в положениях нескольких федеральных зако­нов. Так, идентичные по духу нормы содержались в двух нормативных актах, принятых в один день, 31 июля 1998 года: в Федеральном законе . "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельно­сти" № 148-ФЗ2 и в новой редакции Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" № 150-ФЗ3 (этими изменениями нало­говая система России была дополнена новым региональным налогом -был установлен налог с продаж). В соответствии с данными положения-1 ми безналичные электронные расчеты, осуществляемые с использовани­ем банковских карт, для целей налогообложения приравнивались к на­личным (признавались наличными). Впоследствии эти положения были репринтированы в законах ряда субъектов РФ (о введении на их терри­тории соответствующего налога). Юридическая некорректность такой нормы, смешивающей различные формы расчетов, была подтверждена в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года № 2-П "По делу о проверке конституционности положений подп. "д" п. 1 и п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чуваш­ской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О •;

налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами 000 "Русская тройка" и ряда граждан"'). Формально, указанная право­вая позиция Конституционного Суда была учтена разработчиками новой редакции налога с продаж. Однако выявленная проблема не была снята в принципе. В соответствии с положениями ст. 349 гл. 27 ("Налог с продаж") части второй НК РФ, "...операции по реализации товаров (работ, услуг) при­знаются объектом налогообложения (по на/югу с продаж. - А. Т.) в том слу­чае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт".

Кроме того, следует заметить, что положения, регулирующие налого­вые обязательства отдельных участников карточных расчетов, содержатся и в положениях части второй НК РФ (например, пп. 4 и 5 ч. 3 ст. 149 и ст. 349 части второй НК РФ)2.

Правовой статус участников электронных расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт

Действующее российское законодательство называет следующих уча­стников расчетов: расчетных агентов, эмитентов и эквайреров (разд. 1

Положения № 23-П).

Между тем, как нам представляется, в качестве субъектов правоотно­шений, складывающихся в сфере совершения операций с банковскими картами и являющихся в последующем субъектами соответствующего нало­гообложения, необходимо выделять следующих юридических и физиче­ских лиц: процессинговую компанию, процессинговый центр, расчетного агента; банк-эмитент, банк-эквайрер, предприятие торговли (услуг) и кли­ента (держателя банковской карты).

Последовательно рассмотрим правовой статус и основные функции участников электронных расчетов, осуществляемых с использованием

банковских карт.

В финансовом, банковском и налоговом законодательстве ряда зару­бежных стран участник расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт, выступающий в качестве процессинговой компании, именуется также "головной компанией платежной системы" или "пла­тежной организацией".

Действующее российское законодательство не дает легального опре­деления понятия "процессинговая компания". Данное обстоятельство имеет большое как теоретическое, так и практическое значение, так как отсутствие устойчивого правового определения какого-либо участника тех или иных предпринимательских отношений существенно затрудняет правильное применение к данному субъекту правоотношений норм рос­сийского законодательства, и в первую очередь норм законодательства о налогах и сборах.

В качестве процессинговой компании платежной системы (головной-' компании международной платежной системы) может выступать юриди--ческое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательств вом как налоговым резидентом, так и нерезидентом РФ. Между тем про-цессинговая компания платежной системы представляет собой юридиче­ское лицо, обладающее исключительным правом на использование то­варного знака данной платежной системы, устанавливающее правил;

платежной системы, а также осуществляющее функции процессингового центра данной платежной системы, за исключением случаев, когда ис­полнение названных функций в соответствии локальными актами данной платежной системы передано третьему лицу (участнику расчетов, высту­пающему в качестве процессингового центра).

Как показывает история развития банковских карт, а также систем их эмиссии и оборота, при создании и организации функционирования практически всех существующих международных платежных систем про-цессинговые компании либо формировались на основе специализиро­ванного подразделения банка, удачно развившего свою программу оказа­ния электронных банковских услуг, либо при создании использовали наработки какого-либо банка. В качестве примера можно привести меж­дународную карточную систему Visa, родоначальником которой был BankofAmerica, и его платежную систему BankAmeriCard. В Российской Фе­дерации процессинговая компания "Мультикарта" была создан при уча-, стии Мост-банка, а учредителем процессинговой компании STBCard являлся московский банк "Столичный банк сбережений" (СБС).

Как указывалось выше, если процессинговая компания (или ее струк­турные подразделения - региональные и локальные процессинговые цен­тры и палаты) в силу организационных, либо технологических причин не может осуществлять весь комплекс мероприятий, охватываемых понятием "процессинг", функции по проведению итогового процессинга в рамках данной платежной системы передаются процессинговому центру.

В соответствии с Положением № 23-П под процессингом следует по-' нимать деятельность, включающую в себя "сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемым процессинговым центром. Процсссинговый центр -юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов", д