Смекни!
smekni.com

Государство и его признаки 2 (стр. 3 из 6)

Сущность рассматривается с классовых позиций – как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. В западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего развития общества необходимо выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в политической сфере (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе), что привело к социальному расслоению общества, власть, принадлежащая всем его членам, приобрела политический характер и предпочтительна стала интересам прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Зарождение социальных неравенства и несправедливости объективно носит прогрессивный характер в условиях крайне низкой производительности труда, часть людей могла освободиться от повседневного, тяжелого физического труда, что приводило к существенному улучшению социального управления и возникновению науки и искусства, росту экономического и военного могущества такого общества. Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме она принадлежит классу рабовладельцев - собственники земли и рабов. Рабы не участвуют в осуществлении власти, лишены каких бы то ни было прав, являются « говорящими орудиями». В феодальном обществе, власть у феодалов, а крестьяне не допускаются к власти и не имеют юридических прав, находясь в собственности (полной или частичной) феодалов. В этих обществах социальное неравенство и классовая принадлежность власти. В буржуазном государстве формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется в декларациях и конституциях. Фактически в раннебуржуазном обществе законы устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения, тем самым обеспечивается принадлежность власти экономически господствующему классу- буржуазии. В восточных государствах власть была у бюрократического чиновничьего аппарата, при этом она выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Становясь классами, отличаются от других слоев общества, присваивают значительную часть общественного продукта, становятся фактически собственниками средств - производства, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного аппарата может иметь и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства, приобретая «чрезвычайную относительную самостоятельность», становясь во многом от общества независимым. Это может достигаться за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливая их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60 х. гг. IXв. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки, такое положение было в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить в нем имеющиеся социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых была власть (восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае; забастовочное и революционное движение рабочих…). Установление классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства и существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти:

1) власть в государстве может находиться в руках небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует в своих узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы);

2) во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, преобладает такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает необходимой силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть различных классов и неклассовых социальных групп, включая национальную буржуазию, рабочий класс, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев…;

3) будут условия для создания государства, где власть будет принадлежать не на словах всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над узкими классовыми.

Общество всегда едино, ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян-феодалов, без рабочих- капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечить постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства как особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление - целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Для сущности государства используют ценность его, которая состоит в его реальной способности направлять общественное развитие.

Есть проблема, связанная с социальным назначением государства,- определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Абсолютно все стороны функционирования человеческого общества должны находиться под контролем государства, или же публичная власть должна ограничивать свое вмешательство в общественные отношения? В науке, практической государственной деятельности известны решения этой проблемы: 1) концепции тоталитарного государства, которое абсолютно все старается держать при себе и под своим контролем. По марксистско-ленинской науки государство является главным орудием построения коммунистического общества и его управление должно распространяться на все общество (это сочеталось с идеями о необходимости развития самоуправления народа - в коммунистическом обществе не было места для государства); 2) есть теории с противоположной направленностью, к примеру, концепция государства - «ночного сторожа». Основана на либерализме, допуская только охранительные функции государства; такое государство не вмешивается ни в экономику (здесь единственный регулятор- рынок), ни в частную жизнь граждан, признает личную свободу (это характерно для индивидуалистического общества). А вот для общества, объявляющее главными общие, коллективные идеи, предполагает простор для государственной деятельности.

В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение этих сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. Классовая сторона государства превалирует в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможности реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Низкая производительность труда неизбежно приводила к превышению рабов над свободными. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в раках орудие труда – мотыгу, мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Методы воздействия: идеологические, религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов было не одинаковым. В Афинах раб выполнял обязанности полицейских), экономические методы – материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью…). В определенной степени они были юридически защищены. Это указывает на общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государства возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Большую роль играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль, государственное регулирование условий труда, развитие разнообразных социальных программ привели к смягчению противоречий, являясь мерой подавления классовых противников, их становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Тем самым увеличение социальной составляющей государства снижается доля классового содержания.

Сочетая в себе эти две стороны, государство выступает одновременно как организация политической власти общества и как единственный, официальный представитель. Оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. И поэтому его можно рассматривать таким, какого оно есть в действительности. Но следует иметь в виду, что соотношение между этими сторонами различно, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Государство, которое представляет собой орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда… При этом демократия, обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества законность и правопорядок. Демократическое, цивилизованное государство, в котором процесс формирования и деятельности всех государственных органов строго основывается на праве, существует разделение властей, есть верховенство закона и отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, является правовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю многовековую историю развития государства.