Смекни!
smekni.com

Понятие и значение института соучастия в преступлении 2 (стр. 1 из 6)

План:

Введение..................................................................................................... 2 - 3

Глава 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении............................ 4 - 9

Глава 2. Виды соучастников в преступлении............................................. 10-17

Глава 3. Формы соучастия.......................................................................... 18-23

Глава 4. Ответственность за соучастие в преступлении............................. 24-29

Заключение................................................................................................ 30

Список литературы...................................................................................... 31


Введение

Институт соучастия в преступлении является одним из самых важных и сложных в теории уголовного права. И это неслучайно. Преступная деятельность, как и всякое творчество человека, может осуществляться как в одиночку, так и группой лиц, и даже определенной организацией людей с разветвленной деятельностью, наделенных различными преступными "правами" и "обязанностями", с иерархическим руководством: от организаторов до исполнителей, пособников и укрывателей.

Групповое преступление известно уголовному праву с древних времён и всегда оно рассматривалось как более опасное для общества, чем преступление, совершённое единолично. Однако, несмотря на то, что исследованию данной проблемы с середины прошлого века уделяется всё большее внимание до её разрешения так же далеко, как и полтора века назад.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующим обстоятельством. Правоприменительная практика показывает, что в соучастии совершается очень большое количество преступлений (примерно одна треть), причем наиболее тяжких и опасных. Естественно поэтому, что в обстановке сегодняшнего роста преступности в законодательстве соучастию отводится большое место.

Конечно, наука не стоит на месте, и на разработку данной проблемы бросали свои усилия лучшие советские и российские учёные, однако и преступность с каждым днём приобретает качественно другие формы. Постоянно растёт организованная преступность, терроризм, коррупция среди государственных служащих различного уровня, о чём свидетельствует и судебная практика. Так в постановлениях пленума Верховного Суда как Российской Федерации ныне, так и СССР ранее о судебной практике по вопросам применения уголовного законодательства в различных областях особое внимание уделяется совершению преступлений группой лиц. Эта проблема привлекает к себе всё большее внимание, что в свою очередь неотвратимо влечёт усложнение системы взглядов, увеличение количества точек зрения на это явление, что, надо сказать, не способствует становлению единой системы понимания данного явления.

Поэтому целью моей работы является изложение моего представления о таком институте современного российского уголовного права как соучастие в преступлении.


Глава 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении

Совершение преступления несколькими лицами по общему правилу облегчает достижение преступного результата и сокрытие следов преступления, а в конечном итоге усложняет его раскрытие и установление виновных. Наиболее явно данное обстоятельство дает о себе знать по делам, связанным с проявлением организованной преступности. Именно поэтому совершение преступления в соучастии, которое по официальным данным составляет около 30% в структуре преступности, зачастую повышает общественную опасность посягательства. Вместе с тем, очевидно, что без специальной регламентации в уголовном законе невозможно определить круг лиц, которые несут ответственность за совместно совершенное преступление, т.е. установить, на каком основании они подлежат ответственности, каковы характер и степень их участия в преступлении и в каких пределах им должно быть назначено наказание.

Согласно ст.32 Уголовного кодекса Российской Федерации соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Из этого вытекает, что как особая форма совершения преступления соучастие обладает рядом объективных и субъективных признаков.

Объективными признаками соучастия являются, во-первых, участие в совершении преступления двух и более лиц; во-вторых, совместность действия участников. Первый из них означает, что соучастии в преступлении образует лишь стечение деятельности нескольких (минимум двух) физических лиц, которые отвечают признакам субъекта преступления (ст.19 УК). Для большинства форм соучастия минимально необходимым является наличие двух участников, однако в отдельных случаях соучастие в преступлении требует значительно большего количества виновных (например, преступления предусмотренные ст.208, 210, 212 УК).

Участники преступления должны достичь возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст.20 УК), и быть вменяемыми (ст.21 УК). Отсутствие указанных признаков согласно доктрине и по мнению Верховного Суда РФ[1] исключает соучастии в преступлении. Таким образом, если в преступную группу наряду с «годным» субъектом входили лица (лицо), которые не отвечают требованиям, предъявленным в ст.19 УК к субъекту преступления, то в целом данное преступление не может признаваться совершенным группой лиц (в соучастии). В таком случае согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» от 27 декабря 2002 г. действия лица, совершившего преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости и иных обстоятельств, должны рассматриваться как совершенные единолично, а не группой лиц (групповым способом)[2].

Использование лицом, обладающим признаками субъекта преступления, невменяемых и малолетних для непосредственного совершения преступления не означает безнаказанности данного лица. Содеянное рассматривается как «посредственное исполнение» преступления и влечет его уголовную ответственность как непосредственного исполнителя преступления (а при использовании несовершеннолетних – еще и по ст.150 УК за вовлечение их в совершение преступления).

Совместность как объективный признак соучастия означает, что действия каждого из соучастников, направленные на совершение общего для них преступления, взаимно дополняют и обусловливают друг друга. Объединив усилия для достижения единого для них преступного результата, лица, участвующие в совершении преступления, могут внести разный вклад в его осуществление. Одни из них непосредственно выполняют объективную сторону преступного посягательства, другие тем или иным образом способствуют им в этом, создают условия для успешного совершения преступления либо обеспечивают сокрытие его следов или иным образом препятствуют раскрытию. Однако достигнутый совместными усилиями нескольких лиц преступный результат является единым, общим для всех. Поэтому каждый из соучастников полежит ответственности за него независимо от выполняемой роли (хотя, разумеется, с учетом ее).

Таким образом, соучастие в преступлении представляет собой сложную деятельность, при которой преступный результат достигается объединенными усилиями нескольких лиц. Наиболее весомый вклад в содеянное вносит тот из участников, кто непосредственно совершает действия, предусмотренные диспозицией статьи Особенной части УК, поскольку эти действия находятся в прямой причинной связи с преступным результатом. Действия других участников преступления объективно облегчают достижение исполнителем намеченной цели, а поэтому являются необходимыми условиями для совершения им преступления. Это означает, что действия каждого из соучастников находятся в причинной связи с наступившим преступным результатом (в преступлениях с материальным составом) или функционально связаны с деянием исполнителя, который непосредственно выполнил объективную сторону общего для них преступления благодаря помощи остальных его участников.

Из сказанного вытекает, что по времени действия соучастников непременно должны предшествовать или, по крайней мере, совпадать с действиями исполнителя. Поэтому соучастие в преступлении возможно только до того момента, пока преступление не окончено. Например, заранее обещанное оказание помощи лицу, похитившему чужое имущество и спрятавшему его неподалеку от того места, где оно хранилось, в перевозке на квартиру виновного не образует соучастие в хищение этого имущества. Однако если последовавшие после окончания преступления действия были заранее запланированы с исполнителем (обещаны ему), то они образуют соучастие в преступлении.

Соучастие возможно в виде присоединяющейся деятельности, когда лицо своими действиями вносит лепту в начатое другим лицом преступление, если оно еще не доведено до конца (например, помогает угонщику проникнуть в салон чужого автомобиля). Другими словами, соучастие в совершении преступления возможно на стадии приготовления к преступлению или при покушении на преступление, но невозможно, если преступление исполнителем уже окончено.

Соучастием признается создание не любых условий для совершения другим лицом преступления, а только таких, которые имеют существенное значение для достижения им преступного результата, без которых в данной обстановке преступное деяние вообще не могло быть совершено или совершение его было бы крайне затруднительным.

Участие в совместном совершении преступления может выражаться, как правило, в активных действиях; бездействие как форма соучастия в преступлении возможно только как заранее обещанное соучастникам невыполнение лицом возложенных на него обязанностей (например, пропуск на охраняемую территорию участников банды). Однако само по себе обещание бездействия фактически является сговором на совершение преступления, т.е. представляет собой активное деяние. Вместе с тем заранее не обещанное укрывательство преступления ввиду отсутствия признака совместности соучастием не признается[3].