Смекни!
smekni.com

Предупреждение побегов в исправительных учреждениях ФСИН России (стр. 7 из 9)

Учитывая вышеизложенное, оперативным управлением ГУ ФСИН РФ по Самарской области в 2007 году были разработаны Методические рекомендации по организации профилактической работы оперативных служб на выявление данной категории осужденных.

Одновременно, с целью упорядочения ведения дел оперативного учета отделом розыска при ГУ ФСИН по Самарской области разработаны Методические рекомендации по ведению литерных дел на осужденных, состоящих на профилактических учетах, как склонные к побегу.

Отделом безопасности ГУ ФСИН по Самарской области в январе 2006

года направлены в подразделения области Методические рекомендации по работе сотрудников исправительных колоний по предупреждению побегов осужденными, в которых изложен комплекс мероприятий по взаимодействию всех служб колонии в своевременном и полном выявлении осужденных, замышляющих и подготавливающих побеги, а также постановке их на учет.

В результате, в 1 квартале 2006 года оперативными аппаратами исправительных учреждений предотвращено 12 побегов, в том числе 7 - из числа лиц, стоящих на профилактическом учете, как склонные к побегу.

28 марта 2005 года оперативным отделом ИК № 4 был предотвращен побег осужденных Синюгина и Сударцева, стоящих на учете, как склонные к побегу. Синюгин и Сударцев осуждены за тяжкие преступления.

Оба осужденных поступили в учреждение в октябре 1999 года. Первичная информация оперативным отделом была получена о том, что они неоднократно высказывали намерения при удобном случае совершить побег, т.к. терять им уже нечего. В целях проведения оперативной комбинации по предотвращению преступного замысла, оба осужденных были поставлены на оперативно-профилактический учет, как склонные к побегу, с одновременным заведением ДОУ.Для внутрикамерной разработки фигуранты были переведены в другую камеру соседнего корпуса, где имелась возможность проведения литерных мероприятий. В ходе реализации мероприятий, ночью осужденные Синюгин и Сударцев были задержаны дежурным нарядом во время распиливания решетки окна камеры. Проведенный обыск позволил изъять у осужденных лезвия бритв, приспособленных для перепиливания решеток, сплетенные из нитей корда канат, длиной более 2 метров.

Проведенной служебной проверкой было установлено, что Синюгин и Сударцев намеревались после побега совершать тяжкие преступления и скрыться на Северном Кавказе.

Каковы основные тактические приемы предупреждения и пресечения побегов со стороны осужденных, состоящих на оперативно-профилактических учетах в оперативных аппаратах исправительных учреждений, которые могли бы быть использованы при разработке соответствующего наставления, мы предлагаем рассмотреть в следующем параграфе настоящей работы.

§ 2. Тактические приемы предупреждения и пресечения побегов из исправительных учреждений

В целях предотвращения побегов оперативные аппараты мест лишения свободы организуют и осуществляют как профилактические мероприятия, так и меры по предупреждению замышляемых и пресечению подготавливаемых побегов и покушений на них.

Практика показывает, что профилактические мероприятия при правильной их организации и умелом проведении дают положительные результаты.

Однако в силу тех или иных причин отдельные осужденные все же становятся на путь подготовки к побегу. Поэтому, чтобы не допустить побега, проводятся специальные мероприятия по его предупреждению или пресечению. Это предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, замышляющих или подготавливающих побег и принятие мер, исключающих реализацию ими своих намерений.

Чтобы успешно вести борьбу с побегами, необходимо, прежде всего, выявить лицо, замышляющее или подготавливающее совершение побега.

Однако, как показывает практика, процесс выявления осужденных, замышляющих или подготавливающих побег, является наиболее сложным и трудоемким во всей работе по их предупреждению и пресечению. Объясняется это тем, что лица, вынашивающие такой замысел, боясь разоблачения и неизбежного при этом наказания, свое преступное намерение, как, правило, сохраняют в тайне, а подготовительные действия тщательно маскируют, прибегая к различного рода ухищрениям.

Наибольшего эффекта в выявлении этих лиц можно добиться с помощью агентов и доверенных лиц, способных устанавливать доверительные отношения с осужденными, представляющими оперативный интерес, и имеющими возможность непосредственно выявлять преступные замыслы или уже совершаемые подготовительные к побегу действия.

Таких агентов и доверенных лиц, как показывает практика, наиболее целесообразно приобретать из числа осужденных молодого возраста, приговоренных к длительным срокам лишения свободы, отбывших значительную часть срока наказания, имеющих широкие связи среди осужденных, особенно от которых можно ожидать совершения побега. Однако ориентироваться только на это, значит, заведомо ослаблять возможности оперативного состава в выявлении осужденных, вынашивающих намерения совершить побег или готовящихся к нему.

В этих целях, наряду с указанными категориями агентов и доверенных лиц следует максимально использовать и другие средства и методы оперативно-розыскной деятельности, а также помощь представителей других частей и служб исправительных учреждений, актива осужденных.

Известно, что лицо, замышляющее или готовящее совершить побег, даже при условии тщательной маскировки своих намерений и действий, допускает проступки, которые выдают его преступные намерения.

Например, нередко говорят в присутствии других лиц о желании повидаться с семьей, сожительницей, друзьями, отмстить кому-то, находящемуся вне мест лишения свободы и т.д. В письмах к свои родственникам или знакомым сообщают о скорой встрече с ними и т.д.

Эти высказывания, разумеется, нельзя без должной проверки принимать за реальные намерения, ибо, например, угрожать расправой осужденный может с тем, чтобы продемонстрировать перед окружающими свою «решительность» и «храбрость».

Безусловно реальность побега увеличивается, если осужденный, совершает и какие-либо действия, напоминающие по своему характеру приготовления к побегу. Например, изучает окружающую исправительное учреждение местность, ведет наблюдение за несением службы часовыми и младшими инспекторами отдела безопасности, часто отлучается с места работы и из общежития отряда, приобретает различные предметы и вещи, которые в период пребывания в колонии ему не потребуются и т.д.

Эти признаки могут выявить агенты, доверенные лица, даже не устанавливая доверительных отношений с лицами, замышляющими или подготавливающими побег, а также представители персонала исправительных учреждений и актива осужденных.

В этой связи оперативные работники должны:

- расставить агентов и доверенных лиц с таким расчетом, чтобы с их помощью можно было осуществлять постоянное наблюдение за всеми осужденными. Это, безусловно, повлечет увеличение количества негласных сотрудников, прежде всего доверенных лиц, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на качестве руководства ими со стороны оперативного состава. Избежать этого негативного явления можно путем увеличения количества резидентур.

- при инструктаже негласного аппарата обращать их внимание на необходимость выявления в поведении осужденных возможных признаков, свидетельствующих о подготовке к побегу, и своевременных признаков, свидетельствующих о подготовке к побегу, и своевременного информирования об этом оперативных работников;

- добиться, чтобы все сотрудники исправительного учреждения бдительно выполняли свои обязанности, внимательно следили за поведением осужденных и своевременно информировали оперативных работников о малейших признаках, свидетельствующих о подготовке к побегу. В этих целях следует обучать личный состав методике выявления таких лиц. Занятия надо строить на конкретных примерах, обращая внимание на имевшие место ошибки в действиях представителей персонала и положительные примеры из практики предотвращения побегов;

- на инструктажах членов самодеятельных организаций ориентировать их на выявление в поведении осужденных признаков, свидетельствующих о преступных намерениях, разъяснять порядок действий в случае выявления таких лиц.

Получив первичные сведения о преступных намерениях или подозрительном поведении осужденного, оперативные работники должны немедленно проверить их достоверность с помощью имеющихся в их распоряжении возможностей, установить наблюдение за ним и одновременно принять меры к недопущению внезапного совершения замышляемого или подготавливаемого побега, ибо промедление чревато возможностью наступления отрицательных последствий, так как параллельно с действиями оперативного состава по проверке полученных сведений осужденный может продолжать реализацию преступных намерений. Если же из содержания таких сведений со всей очевидностью представляется реальная опасность совершения побега, то необходимо безотлагательно действовать по предупреждению и пресечению замысла, не прибегая к глубокой проверке поступивших сведений. Не принятие в подобных случаях срочных мер, исключающих возможность совершения побега, является грубейшим нарушением законности. В процессе проверки поступившей информации следует принимать меры и к документированию преступных действий осужденного, ибо для повышения эффективности воздействия на лиц, вынашивающих преступные намерения, с целью побуждения их к отказу от осуществления своих замыслов либо для пресечения подготовительных к побегу действий нужно не только располагать достоверными сведениями об их сущности, но и подкреплять данными, полученными из гласных источников, чтобы иметь возможность свободно оперировать ими.