Смекни!
smekni.com

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами 2 (стр. 6 из 7)

Попытки Правительства России снять социальную напряженность, вызванную задержками заработной платы, пособий, пенсий, ощутимых результатов не приносят. Сбои в системе социального партнерства, рост недовольства людей своим положением все чаще заставляют профсоюзы прибегать к организации акций протеста. Увеличивается силовое давление профсоюзов на исполнительную власть. Они требуют не только выполнения достигнутых в Соглашениях договоренностей, полной выплаты долгов, но и существенной корректировки проводимых в стране реформ.

К началу второй половины 90-х гг. политическая активность профсоюзов усилилась. Профсоюзные руководители все чаще участвуют в политической борьбе, политическую направленность имеют многие забастовки, в том числе и общероссийские акции протеста, проведенные в марте 1997 г. и в апреле 1998г.

Вторгаясь в сферу политики, профсоюзы неминуемо сталкиваются с необходимостью определить свои взаимоотношения с политическими партиями и структурами государственной власти. Для этих взаимоотношений, помимо стремления профсоюзов сохранить самостоятельность, характерны также, с одной стороны, поиски союзников из числа различных партий, позиции и программы которых близки профсоюзам, а с другой – конфронтация с теми партиями и движениями, которые противостоят профсоюзам.

На данном этапе российское население сохраняет удивительное спокойствие. По данным конфликтологической экспертизы, доля людей, готовых взяться за оружие, не превышает 7%, что ниже подобных показателей даже во вполне благополучных странах. Последнее объясняется, в частности, тем, что стихийное недовольство должно кем-то направляться, но у нас популярность партий и других общественных организаций низка, а организаторские возможности, соответственно, слабы. Подобная ситуация предоставляет государственным органам дополнительный, но не бесконечный кредит времени для постепенной корректировки своей экономической политики. [5]

Вместе с тем, нельзя не согласиться с выводами Э.Р.Тагирова и
Л.С.Троновой о том, что «Российская традиция разрешения конфликтных ситуаций разительно отличается от американской и европейской моделей. Если последние ориентированы на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений и компромисс, то в российском варианте высшей ценностью всегда являлась борьба до победы даже ценой великих жертв и испытаний». Авторы пишут, что феномен конфронтационного, «баррикадного» характера культуры и менталитета России объясняется особенностями ее истории, в которой веками сохранялись наиболее тяжелые формы крепостной зависимости, политического, национального гнета самодержавия, боязнь реформ и неспособность правящего класса к обновлению общества.


Крайняя идеологизация борьбы, использование лозунгов «если враг не сдается, его уничтожают» или «кто не с нами, тот против нас» стали трагической приметой послеоктябрьской истории России, содействовавшей превращению революции в гражданскую войну, а затем установлению тоталитарного политического режима. [6]

В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс – самый желательный исход.

Правительство так же заинтересовано в сотрудничестве с профсоюзами. Из выступления В.Путина на заседании генерального совета Федерации независимых профсоюзов России 16 февраля 2000 года:

«За эти годы во власти и в среде предпринимателей, и в профсоюзном движении появилось достаточно фигур, готовых к действительно новым, взаимовыгодным, партнерским отношениям друг с другом.

Из двух подходов, один из которых постоянное «перетягивание каната», а другой – поиск точек соприкосновения, я выбрал второй. И рассчитываю: здесь наши позиции совпадают.

Наша с вами общая задача – сделать экономику эффективной. Создать экономику, в которой люди имеют возможность хорошо работать и хорошо жить.

И не должно быть никаких сомнений: власть сегодня заинтересована в том, чтобы профсоюзы стали влиятельной и авторитетной силой в обществе. Силой обновленной и прогрессивной. У нас с вами общие цели, и давайте двигаться к ним вместе».[7]

Главной задачей на данном этапе В.Путин обозначил приведение трудового законодательства в такое состояние, которое достойно современного общества.

«У нас есть огромный долг – трудовой кодекс. Знаю, что далеко не все предложения профсоюзов были учтены при работе над этим проектом. Сейчас с вашим участием формируется комиссия по его доработке. Мы понимаем: социальное партнерство может быть успешным только при учете интересов всех сторон».[8]

Огромное количество людей работает на мелких и средних частных предприятиях. Профсоюзное движение здесь пока только «просыпается», а отсутствие полноценного законодательства о труде делает их беззащитными.

Профсоюз уже вполне может начинать переговоры с ассоциациями предпринимателей. Бизнес должен привыкать к мысли, что его руководители несут ответственность за судьбы работающих там людей.

Нельзя считать рынок цивилизованным, когда работники месяцами не получают зарплату, а хозяйства при этом имеют приличную прибыль. Это относится к любым видам бизнеса – и к государственному, и к частному.

Одна из главных проблем, решение которой необходимо взять на себя профсоюзам – отсутствие контроля за условиями труда работников, необходимых проверок и контроля за состоянием оборудования.

В итоге повышенный травматизм, много несчастных случаев, люди становятся инвалидами. Необходимо проводить проверки, выделять квалифицированных инспекторов, объединять усилия с государством и защищать интересы людей и на этом фронте.

Профсоюзы также могут помочь людям сориентироваться в новых рыночных условиях. Речь идет об элементарных знаниях своих прав, представлениях о работе рыночных механизмов.


Новый Трудовой Кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. В новом Трудовом кодексе целый ряд проблем, всплывших в 80—90-е годы, был решен.

Перспектива роста у наших профсоюзов колоссальна. Они должны заполнить то пространство, на котором человек, нанимающийся на работу, сможет ощутить свою защищенность, причем не только материальную и законодательную, а почувствовать и профессионально корпоративную солидарность.

Сегодня профсоюзы в большой степени напоминают броуновское движение. Все действуют в разных направлениях, хаотически и несогласованно. То, что у нас много профсоюзов, вредит делу, ибо лишь немногие крупные профсоюзы реально озабочены проблемами работников и в состоянии защищать их интересы. В основной массе это организации, занимающиеся очень ограниченным кругом вопросов, которые не выполняют пока главного — защиту прав работника перед лицом работодателя. Проблема приобретения путевки в санаторий или места в пионерлагере — это отнюдь не самое главное, чем должны заниматься профсоюзы.

В жесткой принципиальной профсоюзной защите нуждаются российские рабочие, занятые на предприятиях транснациональных корпораций, работники нашей бюджетной сферы, так называемой “социалки”. Такая же помощь требуется накануне вступления России во Всемирную торговую организацию трудящимся тысяч предприятий сталепромышленных регионов страны, нашим аграриям. И это — лишь часть той масштабной помощи профсоюзов, которую ждет наше общество в решении небывалой для России задачи построения социального государства.

Заключение

Профсоюз врос всеми своими корнями в нашу жизнь. Теперь никто просто не представляет своей жизни без профсоюза. Другое дело – насколько он в настоящее время дееспособен и вооружен знаниями законодательных и правовых документов, для того, чтобы квалифицированно защищать интересы трудящихся. Без профсоюза все полностью зависели бы от воли администрации, которая зачастую либо не считается с интересами коллектива, либо не в состоянии принять независимое от основного заказчика решение.

Сегодня уже более 12 тысяч профсоюзных организаций. И рост идет снизу, по инициативе трудящихся. Они хотят иметь профсоюзы, которые бы действительно защищали их права.

Но наряду с этой отмечена и другая — тревожная! — тенденция: снижение роли профкомов в регулировании социально-трудовых процессов на предприятиях. Дело не только в позициях профсоюзных лидеров, хотя от этого зависит многое. Но и в том, что правовая база сильно отстает от происходящих процессов.

Сегодня нет, предположим, закона об объединениях работодателей. Само понятие “работодатель” размыто, не имеет определения. Это и мелкий лавочник, и тот, кто занимается челночным бизнесом, и собственник крупного акционерного предприятия и так далее. На каком основании им объединиться? Какими должны быть их обязанности? Все это должно быть отражено в законе об объединениях работодателей. И профсоюзы должны активно продвигать этот закон.

Многие работодатели оказывают давление на работников своих предприятий, с целью принудить их выйти из профсоюза, угрожая увольнениями, сокращениями, лишением премиальных выплат и т.п. Некоторые прогибаются под этим прессом и пишут заявление о выходе из профсоюза, пишут своими собственными руками.