Смекни!
smekni.com

Становление и развитие гражданского общества (стр. 3 из 5)

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Здесь следует обозначить институты семьи – блок отношений, обеспечивающих соединение биологического и социального начал в обществе, связанных с продолжением человеческого рода, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей.

Второй блок – конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в коллективах (общественных объединениях, клубах и т.п.) – отражают сугубо социальную сущность человека.

Третий блок образуют отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Здесь можно выделить отношения собственности – в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Производственные отношения носят более абстрактный характер, так как в силу своей специфики не зависят от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления общения совокупного общественного продукта – важная составная часть экономической системы, хотя в определенной степени они функционируют и в рамках другой системы, социальной.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующие элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Основными здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему на всех этапах ее существования. Эти отношения весьма разнообразны: отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой всегда выступает политическая (государственная) власть.

Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы свободы слова, гарантий избирательных прав граждан и др.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения реализуются посредством соответствующих институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных).

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием – фундаментом развития человеческой личности. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения в сфере развития науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но неизменно одно: такие отношения направлены на сохранение исторического опыта, гуманистических традиций общества, на накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве структурных элементов данной системы можно выделить общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, пронизывают все сферы гражданского общества.

В заключении стоит отметить, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право; логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

2.4. Конституционное закрепление принципов

гражданского общества

Одно из основных обязательств государства перед гражданским обществом – это формулирование в конституциях важнейших идей функционирования гражданского общества, проведение их в жизнь и защита.

В связи с тем, что термин «гражданское общество» подразумевает не юридическую конструкцию, а качественную характеристику развития отдельных сторон демократии, он широко используется в политической теории, но не в законодательстве, хотя может встречаться при формулировании конституционных норм-принципов, для обозначения разделов основных законов, регулирующих публичную сферу отношений, а также в качестве служебного термина.

Принципиальная постановка вопроса о возможности и необходимости регулирования отношений в общественной сфере особенно характерна при разработке новых конституций в странах переходной демократии. В России, в частности, в период разработки действующей конституции имела место попытка со стороны Конституционной комиссии включить в текст проекта конституции самостоятельную главу о гражданском обществе[9]. С другой стороны, многие возражали против обозначения принципов развития гражданского общества и его структур в конституции, поскольку гражданское общество должно складываться автономно, без всякого вмешательства государства, в том числе без сковывания гражданского общества тисками законодательства. Представляется, что для стран с развивающей демократией есть смысл в конституционном урегулировании, по меньшей мере, основных гарантий свободы развития публичной негосударственной сферы, базовых норм, на которые институты гражданского общества могли бы опереться при

защите своих прав и своего особого места в политической жизни.[10]

В западных странах, имеющих большой и успешный опыт противодействия давлению государственной бюрократии на общественную сферу, система правовой защиты гражданского общества стала складываться, начиная с первых конституций, посредством формулирования базовых политических прав граждан, прежде всего свободы слова и печати, собраний и союзов. Правовая доктрина, законодательство, судебная практика двухвековой защиты этих субъективных прав в западных странах настолько авторитетны и результативны, что нет насущной необходимости в развитии конституционных текстов.

Между тем и в этих демократиях актуальны вопросы законодательного развития новых правомочий граждан в социально-политической сфере, например, права на обращение в государственные органы, права на доступ к правительственной информации и т.д.

Для целого ряда стран, испытавших авторитарный политический опыт, характерно закрепление наряду с системой политических прав также принципов политического и идеологического плюрализма. Данные принципы выражают те же правовые ценности, что и свобода союзов, и свобода печати. Принцип политического плюрализма гарантирует равенство перед законом ассоциаций граждан, открывая возможность для организации совместной политической и иной общественной деятельности людей.

Однако конституции некоторых государств и сейчас продолжают закреплять официальную идеологию. Такие факты основаны на традиционализме отношений политического общения и связаны обычно либо с авторитарным периодом развития страны, либо с большим значением религиозной составляющей в обосновании политического властвования[11]. Так, современные исламские государства закрепляют зачастую в качестве господствующей идеологию ислама. Кроме того, в некоторых светских государствах, где проводится отделение церкви от государства, с одной

стороны, признается идеологический плюрализм, как принцип политической жизни общества, но с другой стороны, закрепляется государственная или официальная религия (Греция). В этом случае религия не является обязательной, так как ее официальный статус связан с обоснованием организационной и финансовой поддержки «государствообразующей» религии, а не с обязательностью следования религиозным традициям и обрядам данной религии.

Также в конституциях и законодательстве ряда государств по сходным основаниям ограничивается и политический плюрализм. Например, в Саудовской Аравии или Катаре запрещены политические партии, поскольку религиозно-политической доктриной этих стран признано, что их создание разрушает единство общины правоверных.

Помимо закрепления политических прав и свобод и категорий политического и идеологического плюрализма в конституциях часто применяется еще один способ закрепления правовых гарантий гражданского общества. Речь идет о включении в конституции отдельных положений о некоторых наиболее важных вопросах функционирования основных институтов гражданского общества, таких как политические партии, средства массовой информации и профсоюзы.