Смекни!
smekni.com

Проблемы реализации права на доступ к правосудию при предъявлении иска (стр. 22 из 43)

В силу ст. 122 ГПК РФ судебный приказ является одновременно исполнительным документом, который обладает особыми свойствами. От других исполнительных документов, выносимых судом, приказ отличается требованиями, предъявляемыми к другим исполнительным документам, кроме того, приказ является постановлением суда первой инстанции, непосредственно обращаемым к исполнению.

Таким образом, судебный приказ является единственным судебным актом, сочетающим в себе свойства постановления, разрешающего дело по существу, и исполнительного документа. Сходство черт судебного решения и судебного приказа, который представляет собой акт защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов предопределяет, по нашему мнению, необходимость применения положений ГПК РФ об отказе в принятии искового заявления по причине тождества вынесенного решения в отношении судебного приказа.

Отказ от иска. Право на обращение в суд не может быть реализовано также при наличии определения суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон. Это основание для отказа тесно связано с распорядительными действиями субъектов процесса, что представляет собой реализацию процессуальных прав принципа диспозитивности в гражданском процессуальном праве. Истец вправе в течение всего времени рассмотрения дела по существу совершать юридически значимые процессуальные действия. В случае если он отказывается от иска (ст. 39 ГПК РФ) и суд принимает такой отказ, то производство по делу должно быть прекращено (ст. 220 ГПК РФ).

Отказ от иска - это одностороннее волеизъявление истца, содержащее безоговорочный полный или частичный отказ от судебной защиты своего требования и направленное на прекращение возбужденного процесса. При этом необходимо помнить, что причины, по которым происходит такой отказ, юридического значения не имеют, суд в данном случае проверяет не их, а последствия такого отказа (самое главное, чтобы отказ не противоречил закону и не нарушал чьи-либо права и охраняемые законом интересы). В случае непринятия судом отказа истца от иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу[226].

Практика показывает, что иногда суды прекращают производство по делу ввиду отказа истца от иска и в тех случаях, когда дело должно быть рассмотрено и разрешено по существу, чем нарушают права и интересы сторон[227]. В связи с этим интересно мнение о том, что отказ от иска необходимо понимать в двух смыслах: процессуальном и материальном. С одной стороны, это отказ от продолжения процесса, и в этом смысле указанный термин является понятием процессуальным, с другой - он может включать в себя и отказ от субъективных прав, и в этом случае отказ от иска является понятием материально-правовым[228].

На наш взгляд, отказ от иска является понятием гражданского процессуального права. Отказаться от иска - значит отказаться от судебной защиты спорного материально-правового требования или иного интереса. Напомним, что реализовать право на обращение в суд может не только лицо, обращающееся за судебной защитой своего права или охраняемого законом интереса, но и ряд других субъектов, представителей, выступающих в интересах других лиц. В связи с этим в науке обсуждается вопрос о том, имеют ли такие лица право отказаться от заявленного ими требования.

Например, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ст. 45 ГПК РФ).

Отказ истца от иска не должен лишать ответчика права на обращение впоследствии в суд с аналогичным иском к истцу. Так, определением суда, оставленным без изменения последующими судебными инстанциями, производство по делу по иску Ф. к К. о разделе совместно нажитого имущества прекращено в связи с тем, что имеется определение суда о прекращении производства по делу по аналогичному иску К. к Ф. и последний не вправе обращаться в суд с данным иском, поскольку К. отказался от иска. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления на том основании, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту всеми способами не запрещенными законом, поэтому Ф. правомерно обратился в суд. При принятии отказа от иска суд разъясняет только истцу последствия такого отказа, то есть невозможность вторичного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям[229].

Отказ от иска следует отличать от отзыва иска, который появился в новом ГПК РФ. Введению института отзыва иска в процессуальное законодательство предшествовала научная дискуссия, обусловленная сложившейся судебной практикой[230]. При отказе от иска суд выносит определение о прекращении производства по делу, после чего истец теряет право повторного обращения в суд с тождественным требованием, отзыв иска, который оформляется заявлением лица о возвращении искового заявления, отличается по правовым последствиям и оставляет возможность повторного обращения в суд.

Таким образом, отказ от иска представляет собой процессуальное право, содержащее безоговорочный полный или частичный отказ от судебной защиты своего требования, направленное на прекращение возбужденного процесса и препятствующее повторному возбуждению данного процесса. Причины, по которым происходит такой отказ, юридического значения не имеют, самое главное, чтобы отказ не противоречил закону и не нарушал чьи-либо права и охраняемые законом интересы.

Решение третейского суда. Пункт 3 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ как основание к отказу в принятии заявления может быть применен только в тех случаях, когда имеется тождественное решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон. В тех случаях, когда решение третейского суда не исполняется, сторона, в пользу которой принято это решение, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. Рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда отнесено к подведомственности и арбитражных судов, и судов общей юрисдикции, что соответственно порождает вопросы двойной подведомственности. Из анализа ст. 22 ГПК, ст. 27, 31 АПК, ст. 1 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"[231] следует, что суды общей юрисдикции компетентны рассматривать дела о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, вынесенных по гражданско-правовым спорам с участием граждан, не связанным с осуществлением его сторонами предпринимательской и иной экономической деятельности, которые разрешает арбитражный суд. Отказ суда в выдаче исполнительного листа не препятствует сторонам повторно обратиться в третейский суд, если такая возможность не утрачена, или в суд (ст. 426 - 427 ГПК РФ). Обращение в суд за разрешением спора возможно и в том случае, когда решение третейского суда отменено судом (ст. 421 - 422 ГПК РФ).

В случае если заинтересованное лицо при обращении в суд нарушает хотя бы одно из этих требований, то суд выносит мотивированное определение об отказе в принятии такого заявления, которое должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами. Основания к отказу в принятии заявления сформулированы и перечислены в законе. Перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, поэтому отказ представляет собой наиболее серьезное неблагоприятное последствие. Сам по себе термин "отказ в принятии заявления", по мнению ряда авторов[232], является формулировкой, лишающей права на судебную защиту. Более гибкой представляется формулировка, принятая Европейским судом, - "признание жалобы неприемлемой".

Существующее правовое регулирование отказа в заявлении не требует изменений и дополнений. Как показало настоящее исследование: положительные и отрицательные предпосылки перечислены в процессуальном законе полно и точно. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в российской науке широко не обсуждался вопрос об обеспечении права на судебную защиту в случае вынесения незаконного определения об отказе в возбуждении судопроизводства и, как кажется, основной причиной учреждения института обжалования этих решений послужила практика Европейского суда[233].

Глава 4. Условия реализации права на обращение за судебной защитой

§ 1. Соблюдение правил подсудности

Условия. Под условиями права на обращение в суд следует понимать такие обстоятельства процессуального характера, с которыми связывается надлежащее осуществление (реализация) возникшего субъективного права. К ним относятся:

- подсудность;