Смекни!
smekni.com

Механизм правового регулирования военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государств (стр. 4 из 14)

3.3. Узкий и широкий способы определения оборотоспособности продукции военного назначения

Различие в узком и широком способах определения конкретных объектов правоотношений заключается в распространении ограниченной оборотоспособности на все объекты в конкретно-определенной сфере военно-технического сотрудничества (широкий способ), либо же распространении ограниченной оборотоспособности на строго определенный перечень объектов правоотношений и, соответственно, установлении запрета на оборот остальной продукции военного назначения (узкий способ). Такой подход предопределен установлением общего запрета на наиболее значимые юридические действия в сфере военно-технического сотрудничества.

Рассмотрим конкретно ситуацию в отношении объектов гражданских правоотношений в сфере военно-технического сотрудничества.

Впервые, как объекты правоотношений внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества, продукция военного назначения была выделена из всей массы других объектов гражданских правоотношений Указом Президента РФ от 5 марта 1992г. N 179, который отнес к видам продукции, свободная реализация которых запрещена, вооружение, боеприпасы к нему, военную технику, запчасти, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническую продукцию на их производство и эксплуатацию[447]. Казалось бы ясно, что относится к названным объектам. Вместе с тем в определении конкретных видов объектов имеются определенные трудности. Закономерен вопрос - являются ли объектами внешнеторговых сделок в сфере военно-технического сотрудничества ядерное оружие, бактериологическое и химические оружие, ракетное оружие? Мировая практика пошла по пути создания специальных международных и национальных экспортных режимов отдельно для обычных видов вооружения и военной техники, отдельно для оружия массового уничтожения, и отдельно товаров двойного применения.

К товарам (услугам) двойного применения относятся оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения и военной техники, в том числе оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, ядерного) и ракетных средств его доставки[448].

Президент РФ определяет списки и перечни объектов, которые отнесены к товарам двойного применения[449]. В настоящее время в России действуют Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется[450] и Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется[451], которые дают исчерпывающий перечень товаров, отнесенных к объектам экспортного контроля товаров двойного применения.

Оружие массового уничтожения (ядерное, бактериологическое, химическое) не является объектами правоотношений ни экспортного контроля товаров двойного применения, ни экспортного контроля обычных видов вооружения и военной техники, а относится к объектам международно-правовых режимов, регулируемых нормами международного публичного права.

Так статус ядерного оружия определяется не только нормами российского гражданского законодательства, определяющими его как собственность РФ, но и нормами международного публичного права, в частности Договором о нераспространении ядерного оружия[452], согласно которому Россия обязалась не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо ни косвенно. Статус химического и биологического оружия также определяется нормами национального законодательства и международного публичного права: Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972г. и Конвенцией о запрещении разработки, производства, накоплении и применении химического оружия и его уничтожении 1993г.[453], участником которых является и Россия.

Специальный правовой статус установлен для ракетного оружия. В соответствии с Режимом контроля над ракетными технологиями (РКРТ) 1987г., участниками которого являются 19 государств, международный контроль осуществляется над законченными ракетными системами и беспилотными летательными аппаратами, способными доставлять нагрузку в 500 кг. и более на дальность свыше 300 км., а также над мощностями по производству таких систем.

Таким образом, к объектам правоотношений внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества не относятся товары двойного применения, включенные в соответствующие списки, ядерное, химическое, бактериологическое оружие и ракетное оружие, подпадающее под Режим контроля над ракетными технологиями (РКРТ).

4. Правовые режимы оборота вещей как объектов гражданских прав в сфере военно-технического сотрудничества

Как уже отмечалось, первым видом объектов гражданских правоотношений действующая доктрина называет вещи, имеющие товарную форму предметов материального мира. Все вещи относятся к материальным благам, имеющим экономическую природу товаров, и являющимися объектами вещных прав. Для вещей применяется узкий способ определения конкретных объектов, ограниченно оборотоспособных в сфере военно-технического сотрудничества. К ним относятся:

1. Продукция военного назначения, включенная в первый раздел списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - список ПВН)[454]. В список включена номенклатура вооружений и военной техники с указанием возможности передачи лицензий на их производство[455]. Для этого подвида объектов установлен жесткий режим регулирования гражданского оборота, требующий принятия решения КВТС России (Правительства РФ) и выдачи лицензии КВТС России.

2. Специальные комплектующие изделия, запасные части, учебное и вспомогательное имущество. Экспортироваться могут только названные вещи, к ранее поставленным основным изделиям, включенным в список ПВН или поставленным инозаказчикам по специальным решения Президента РФ, если основная продукция не включена в этот список. В отношении этой категории вещей (продукции военного назначения) применяются два вида правового режима.

Мягкий (основной) режим используется, если специальные комплектующие изделия, запасные части, учебное и вспомогательное имущество поставляются на основании принятых в установленном порядке решений о поставке иностранным заказчикам продукции военного назначения или о передаче лицензий на ее производство. При этом режиме для поставки инозаказчику этой продукции военного назначения достаточно лицензии КВТС России.

Жесткий режим используется в отношении поставки специальных комплектующих изделий, запасных частей, учебного и вспомогательного имущества, если ранее не было принято в установленном порядке решения о поставке иностранным заказчикам продукции военного назначения. Данный режим требует принятия соответствующего решения КВТС России (Правительства РФ) и выдачи лицензии КВТС России. Исключение предусмотрено только в случае, если решение по такой продукции военного назначения было принято Президентом РФ.

В соответствии с действующим общим запретом в сфере военно-технического сотрудничества остальные вещи (продукция военного назначения) к обороту не разрешены и, следовательно, могут являться объектами гражданских прав только на основании решений Президента РФ.

По отношению к продукции военного назначения, относящейся к вещам, необходимо различать статику и динамику имущественных отношений. Вещные права, оформляющиеся и закрепляющие принадлежность продукции военного назначения (материальных, телесных объектов внешнеторгового оборота в сфере военно-технического сотрудничества) российским и иностранным субъектам военно-технического сотрудничества определяют статику имущественных отношений. Наиболее широким по объему правомочий вещным правом является право собственности.

Вследствие того, что продукция военного назначения является предметом внешнеторговых сделок в сфере военно-технического сотрудничества весьма важны коллизионные аспекты права собственности при их совершении.

Коллизионные аспекты права собственности регулируются законом места нахождения вещи (lex rei sitae). Данный закон регулирует следующие вопросы:

1. Может ли продукция военного назначения, вещного характера, быть объектом права собственности или иного вещного права.

2. Регулируется этим правилом также содержание вещных прав и их объем.

3. Возникновение и прекращение права собственности.

В соответствии с российским коллизионным правом (ст. 1205 ГК РФ) содержание права собственности при внешнеторговой сделке определяется в соответствии с правом страны, где имущество находится, а возникновение и прекращение права собственности – по праву страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности на продукцию военного назначения (ст. 1206 ГК РФ). Отношения права собственности при обороте продукции военного назначения не относятся к специфичным отношениям, требующим специального законодательного регулирования. Вследствие этого, данные отношения регулируются в порядке, установленном гражданским законодательством, в т.ч. коллизионными нормами международного частного права. Необходимо подчеркнуть, что действующим коллизионным правом (п. 1 ст. 1206) в отличие от Основ гражданского законодательства (ст. 164) предусмотрена возможность установления законом иных коллизионных привязок для определения применимого права к отношениям собственности. Однако на отношения права собственности в области экспорта продукции военного назначения законодательством не установлено специальное регулирование и, соответственно, указанные вопросы решаются в общем порядке.