Смекни!
smekni.com

Юридические факты в гражданском праве 2 (стр. 14 из 17)

3.2. Юридические фикции

К таким же феноменам правовой действительности, которые не будучи юридическими фактами, тем не менее, могут порождать юридические последствия, относятся и правовые фикции.

Фикции (от лат. fictio - вымысел) представляют собой используемый в нормотворчестве специфический прием, известный еще римскому праву, суть которого выражалась формулой «fictio est contra veriitatem, sed pro veritate habetur» (фикция противостоит истине, но фикция принимается за истину). Римские преторы и юриспруденция с целью разрешения противоречий, возникавших между «строгим правом» и требованиями действительной жизни, необходимостью удовлетворения справедливого интереса в ущерб «старому праву» вводили в оборот юридические фикции.[117]

Так, например, в римском праве была фикция о признании «по вымыслу» иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках.

Фикции — это положения заведомо неистинные. Главное в фикции состоит в том, что, преследуя цель преодолеть действующий режим правового регулирования, наступление определенных правовых последствий закон связывает с заведомо не существующими в реальной действительности фактами. Одновременно «fictio legis inique operator alieni damnum vel unjuriam» (юридическая фикция не должна использоваться для того, чтобы причинить вред другому лицу).

Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической).

Под правовой фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта.

Так, например, в гражданском праве установлено, что днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (ч. 3 ст. 45 ГК РФ). Положение о том, что днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, не соответствует действительности, а следовательно, считается ложным, и даже если вдруг такое соответствие обнаружится, оно буде считаться не более чем случайностью.

Примером фикции также может служить ст. 42 ГК РФ, которая гласит: "При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года".

Таким образом, законодательно закрепляется заведомо не истинное положение о дне получения последних сведений об отсутствующем.

Еще одним примером фикции является признание кровными родственниками усыновителя (и его родственников) и усыновленного (и его потомства) по отношению к друг к другу при наследованию по закону (п. 1. ст. 1147 ГК РФ). Таким образом, следует считать существующим факт родственных отношений, которых в действительности не существует.

Фикцией считается и признание двух людей умерших в течение суток, умершими одновременно (п. 2 ст. 1114 ГК РФ)[118]. Закрепление такой фикции связано с тем, что в некоторых случаях (например, при автокатастрофе, в которой погибло сразу несколько человек с некоторым промежутком времени) технически очень сложно определить время смерти каждого из них, поэтому чтобы не возникало проблем с применением права в таких случаях, и была закреплена данная фикция.

Необходимость фикций в праве обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование общественных отношений, в правовое положение личности. Так, решение суда, вступившее в законную силу, о признании гражданина умершим, является юридическим фактом, с которым связано возникновение изменение или прекращение правоотношения. Данное решение в нашей классификации относится к правомерным действиям, судебным актам. В основе данного решения лежит юридическая фикция, соответственно она является предпосылкой, наряду с правоотношениями к возникновению сложного юридического состава по завершении которого, появляется тот юридический факт (судебное решение) который служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Таким образом, по нашему мнению, еще одной предпосылкой (элементом) сложного юридического состава наряду с правоотношениями выступает и юридическая фикция.

Схема элементов юридического состава (дополненная) представлена в Приложении 9.


Заключение

В ходе исследования темы дипломной работы «юридические факты в гражданском праве» мы пришли к выводам, которые будут отражены ниже.

В результате рассмотрения классификации юридических фактов, мы пришли к следующим выводам:

1. На наш взгляд состояния не могут признаваться в качестве юридических фактов, поскольку они должны относиться к правоотношениям. В свою очередь правоотношения также не могут считаться юридическими фактами, поскольку правоотношения сами по себе не порождают юридических последствий, а только в некоторых случаях представляют собой предпосылку наступления юридических последствий. Поэтому мы предлагаем исключить состояния и правоотношения из классификации юридических фактов.

Таким образом, классификация юридических фактов по волевому признаку, по нашему мнению должна быть представлена следующим образом:

а) Юридические события (абсолютные, относительные)

б) Юридические действия (правомерные, неправомерные)

· правомерные действия (юридические акты, юридические поступки)

– юридические акты (административные акты, сделки, судебные акты)

– юридические поступки (объективированный результат)

2. В результате рассмотрения такой правовой категории как юридический состав, мы пришли к выводу, что под юридическим составом понимается

совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных юридических последствий.

Элементами юридического состава выступают отдельные юридические факты, каждый из которых в иных случаях мог бы выступать в качестве самостоятельного юридического факта.

Например, для перехода права собственности на объект недвижимости от одного лица к другому (то есть прекращения права собственности на имущество у одного лица и возникновения права собственности на это имущество у другого лица) недостаточно совершения сделки купли-продажи, необходима еще государственная регистрация (п. 1 ст. 551 ГК РФ). Т.е. наличие двух юридических фактов (сделки купли-продажи и государственной регистрации) в своей совокупности и проводит к такому юридическому последствию как переход права собственности.

В свою очередь сделка купли-продажи относительно движимого имущества может сама по себе повлечь переход права собственности на имущество, т.е. сделка купли-продажи в данном случае выступает в качестве самостоятельного юридического факта.

Помимо юридических фактов, в качестве элемента юридического состава могут выступать общие предпосылки, которые в совокупности с юридическими фактами образуют юридический состав, т.е. сами по себе предпосылки не могут организовать юридический состав, а только в совокупности с юридическими фактами.

Таким образом, предлагаем в качестве элемента юридического состава выделить собственно правоотношение.

В результате рассмотрения сделки как юридического факта, мы пришли к следующим выводам:

1. Сделки, заключенные путем реальных конклюдентных действий не совсем точно находят свое отражение в законе, т.е. они, по сути приравниваются к устным сделкам, поэтому для более четкого понимания таких сделок, а также для отграничения их от устных сделок предлагаем внести соответствующую поправку в п. 2 ст. 158 ГК РФ и использовать изложение данной статьи предложенное Егоровым Ю.П., а именно: «Сделка, для которой не требуется обязательная словесная форма, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку».

2. Такую форму сделки, как молчание предлагается противопоставлять форме сделки, заключенной путем реальных конклюдентных действий, на основании того, что молчание – это пассивное выражение воли, в то время как реальные конклюдентные действия – это активное выражение воли.

3. В случае, если письменная форма сделки была предусмотрена сторонами по сделке, но не была ими соблюдена, то такую сделку мы предлагаем считать незаключенной, а не недействительной. В обоснование этого говорит ст. 432 ГК РФ, которая гласит, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Следовательно, факт незаключения сделки, не может повлечь ее недействительности, поскольку в качестве недействительных, могут рассматриваться только заключенные сделки. То же самое относится и к сделкам, в которых сторонами было предусмотрено нотариальное удостоверение сделки, но оно не было соблюдено, т.е. такая сделка также считается незаключенной.

4. В соответствии с п. 1 ст. 165 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы сделки, а также требования о государственной регистрации сделки прямо предусмотренной в законе, ведет к ничтожности такой сделки. Однако на практике невозможность соблюдения нотариальной формы сделки может быть связана с внезапной смертью одной из сторон по сделке или уклонения одной из сторон от нотариального удостоверения сделки, и в этом случае такую сделку мы предлагаем считать не ничтожной, а оспоримой.