Смекни!
smekni.com

Допрос подозреваемого и обвиняемого (стр. 5 из 15)

Этот тактический прием может использоваться по делам о хищении, кражах, взяточничестве и т.п.

4. ДОПРОС В УСЛОВИЯХ, КОГДА СЛЕДОВАТЕЛЬ РАСПОЛАГАЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТ­ВАМИ, ЯВНО НЕДОСТАТОЧНЫМИ ДЛЯ ИЗОБЛИЧЕНИЯ ДОПРАШИВАЕМОГО.

Такая ситуация, как при наличии доказательств, имеющих пробелы, может иметь место как при допросе подозреваемого, так и обвиняемо­го,когда у последнего выясняются обстоятельства, не фигурирующие в постановлении о предъявлении обвинения.

Важнейшая задача следователя в таких случаях - получить от допра­шиваемого полные и правдивые показания, определить, что в его показа­ниях соответствует действительности, а что ложь. Понятно, что решение этой задачи крайне затруднительно в связи с отсутствием в распоряжении следователя достаточных доказательств, с которыми могли бы быть сопос­тавлены показания обвиняемого или подозреваемого. Поэтому при такой ситуации следователю прежде всего приходится использовать ту информа­цию, которую ему удается получить уже в ходе допроса.

Наиболее приемлемыми тактическими приемами здесь являются: ис­пользование возможностей свободного рассказа, выявление в показаниях проговорок, противоречий, характерных умолчаний и неправдоподобностей.

4.а. Использование проговорок.

" ПРОГОВОРКА - это объективно правильная информация, в сокрытии

которой может быть заинтересован допрашиваемый ,

попавшая в его показания вследствие непонимания

им значения сообщаемых сведений либо в результа-

те незаторможенности реакции на поставленный воп­рос."

(А.Р.Ратинов," Судебная психология для следователей")

Определению достоверности показаний способствует внимательное наблюдение за поведением допрашиваемого и анализ этого поведения, а также интуиция и профессиональный опыт следователя. В целях получения от допрашиваемого важных для дела сведений следователь может на первых порах сделать вид, что верит всем сообщениям допрашиваемого, побуждая его тем самым как можно пространнее излагать подготовленную им версию. При этом важно подмечать, на что подозреваемый или обвиняемый больше всего хочет обратить внимание следователя, а о чем умалчивает.

Внимательный следователь в ходе такого рассказа получает досто­верную информацию от обвиняемого или подозреваемого даже в тех случа­ях, когда он дает заведомо ложные показания. Речь идет о проговорках.

Появлению в показаниях проговорок способствует умелое использова­ние следователем свойств личности допрашиваемого. Так, например, хвастливый обвиняемый или подозреваемый могут проговориться гораздо скорее, чем человек, по натуре более сдержанный. Но при этом получен­ные показания следует оценивать с осторожностью, поскольку, пытаясь продемонстрировать те или иные свои качества, хвастливый человек не­редко преувеличивает их, а с ними вместе и фактически совершенные им действия. В конечном счете это может привести к оговору или сомоогово­ру.

Проговорки необходимо подмечать, но не всегда целесообразно сразу же обращать на них внимание допрашиваемого, иначе он станет более вни­мательно следить за своей речью. Лучше, выслушав его до конца,потом объяснить, насколько очевидно его же собственные сообщения свидетель­ствуют о причастности к преступлению.

4.б. Использование противоречий.

Противоречия в показаниях допрашиваемого чаще всего возникают в связи с тем, что он дает ложные показания ( полностью или частично). Объясняется это тем, что " в сознании лгущего одновременно сосуществу­ют два паралельных события ( или два его варианта ). Одно из них,

действительно происшедшее, которое он хочет скрыть; другое вымышлен­ное, о котором он, напротив, намерен рассказать. Таким образом,ему приходится как бы изгонять из памяти то, что произошло (поэтому хорошо запомнилось), и запоминать то, чего не было, а лишь самим им придума­но... ему приходится лавировать между правдой, которую нельзя гово­рить, правдой, которую можно говорить, и ложью, которой надо заменить утаенную правду." (2)

В результате смешения этих двух событий чаще всего и возникают противоречия.Чтобы их выявить, необходимо заставить подозреваемого или обвиняемого выйти за рамки подготовленного им рассказа, а так же пред­ложить этот рассказ повторить несколько раз.

Заставив допрашиваемого постановкой соответствующих вопросов еще и еще раз повторить свои показания о тех или иных обстоятельствах, следователь тем самым может в какой-то мере определить, что в них правда, а что ложь.

Как правило, та часть показаний, которая соответствует действи­тельности, в своей основе остается неизменной, в то время как надуман-

ные детали постоянно меняются, а в них-то и появляется больше всего

противоречий.

При этом нельзя упускать из виду,что если наличие противоречий позволяет заподозрить ложь, то их отсутствие еще не свидетельствует о достоверности показаний.

Возникающие в показаниях противоречия не следует сглаживать, нап­ротив, их следует вскрывать, указывая на них допрашиваемому в целях получения от него объяснений. Однако необходимо сначала выслушать и зафиксировать противоречивые показания допрашиваемого, а уже затем об­ратить его внимание на противоречие, получить и закрепить его объясне­ния. Всегда более приемлема тактика накапливания противоречий с тем, чтобы затем в логической последовательности перечислить их обвиняемому или подозреваемому, продемонстрировав тем самым, что его ложь очевидна и совершенно несостоятельна.

Темп постановки вопросов может быть ускоренным, когда вопросы следуют один за другим, либо замедленным. Если допрашиваемый дает явно ложные показания и задача допроса - изобличить его во лжи, рекоменду­ется задавать вопросы в более форсированном темпе с тем, чтобы не дать обвиняемому или подозреваемому придумать новые ложные объяснения. За­путываясь во лжи допрашиваемый постепенно убеждается в несостоятель­ности своих объяснений. В иных случаях, напротив, не следует спешить с постановкой новых вопросов с тем, чтобы допрашиваемый мог продумать каждый из них. В этих случаях подозреваемый или обвиняемый успевают проследить последовательность постановки вопросов, логика которых при­водит их к выводу о необходимости рассказать правду.

Иногда опровержение одной ложной версии обвиняемого или подозре­ваемого еще не меняет позиции допрашиваемого, он выдвигает новую лож­ную версию, а затем еще одну и т.д. Следователь не должен при этом те­рять терпение. Важно создать у допрашиваемого уверенность в том, что любая его ложь будет разоблачена.

4.в. Метод косвенного допроса.

При отсутствии в распоряжении следователя доказательств, доста­точных для изобличения допрашиваемого, весьма эффективен метод косвен­ного допроса.

Этот прием состоит в постановке вопросов, особенности которых заключаются в том, что главный из них замаскирован, а отвлекающие вни-

мание, напротив, подчеркиваются. При этом у допрашиваемого складывает­ся впечатление, что они-то и интересуют следователя. Ответ на нейт­ральный вопрос (или вопросы) по существу является ответом и на вопрос замаскированный.

Так,например, если на месте происшествия обнаружен след, остав­ленный ботинками подозреваемого, необходимо установить, что эти ботин­ки были на нем в интересующее следствие время. Однако, если следова­тель прямо спросит об этом, допрашиваемый,догадавшись о значении воп­роса, наверняка ответит отрицательно. Рискованно также прямо спросить его, когда он купил ботинки, где и не одалживал ли их кому-нибудь, и т. д. Поэтому в таких случаях целесообразно замаскировать интересующий следователя вопрос постановкой целого ряда отвлекающих. Например, ка­ково благосостояние семьи подозреваемого, сколько за последнее время он истратил на приобретение одежды и обуви, сколько у него пар обуви, как давно им приобретена обувь.Далее можно выяснить, имеет ли подозре­ваемый другую обувь, кто еще ею пользуется, не носит ли ее кто-либо из родственников и знакомых, не носил ли кто-нибудь из них интересующие следователя ботинки, и т. д. Ответы на все эти вопросы, в конечном счете, помогут определить, подозреваемым ли оставлен след на месте преступления.

Если в распоряжении следователя доказательств настолько мало, что у него еще не сложилось убеждения, совершено ли данное преступление (или его отдельный эпизод) допрашиваемым, важно выявить преступную (виновную) осведомленность такого лица.Если подозреваемый или обвиняе­мый знает такие обстоятельства, которые мог знать лишь человек, совер­шивший расследуемое преступление, вероятнее всего он непосредственно к нему причастен.

Выявление подобных обстоятельств также может осуществляться с по­мощью косвенного допроса.На основании ответов на вопросы, непосредс­твенно относящиеся к обстановке преступления, его механизму, поведению потерпевших и преступников, сопутствующим обстоятельствам и т. д.,сле­дователь получает ответ на основной (скрытый) вопрос: совершено ли преступление допрашиваемым или при его участии.

С помощью косвенного допроса можно выявить не только преступную (виновную) осведомленность, но и неосведомленность о фактах,которые допрашиваемый должен был бы знать, если бы его показания соответство­вали действительности. Это особенно важно при проверке алиби. Ответы на вопросы, относящиеся к уточнению времени и места пребывания допра-

шиваемого в момент, когда было совершенно преступление, позволяют сле­дователю решить основной вопрос, насколько основательно возникшее по­дозрение или предъявленное обвинение. Если допрашиваемый заявляет, что в интересующее следствие время он находился в другом месте, целесооб­разно выяснить все связанные с этим детали и подробности. Неосведом­ленность о них подозреваемого или обвиняемого свидетельствует о лож­ности его заявления.