Смекни!
smekni.com

Судебное следствие в уголовном процессе 2 (стр. 3 из 9)

Если подсудимый не признает себя виновным, задача суда состоит в том, чтобы выяснить на сколько правдивые его объяснения, состоятельны ли выдвигаемые им версии и доводы, а не в том, чтобы он непременно признал себя виновным. Когда же подсудимый признает себя виновным, нельзя при его допросе не учитывать, что он при этих условиях остается заинтересованным в исходе дела и почти всегда стремится «в нужном ему свете» изложить обстоятельства совершенного деяния. Поэтому важно выяснить, насколько правдивы его показания, раскаялся ли он в содеянном.

На практике часто возникают такие ситуации, при которых показания подсудимого в суде противоположны его показаниям, данным на предварительном следствии. В этом случае суд вправе огласить все или часть показаний данных подсудимым на предварительном следствии и предложить ему объяснить причины и мотивы выявившихся существенных противоречий (несущественные расхождения не могут служить основанием для оглашения прежних показаний). Такое же право возникает у суда и в случаях отказа подсудимого давать показания. Например: Свиридов А.В. обвиняемый в хищении чужого имущества, дал на судебном следствии показания, которые полностью противоречили его показаниям, данным на предварительном следствии. Суд огласил в судебном заседании эти показания и предложил Свиридову объяснить причины и мотивы изменения показаний. На что подсудимый ответил, что он в судебном заседании дал правдивые показания, а на предварительном следствии его заставили оговорить себя13.

Показания подсудимого, данные им на предварительном следствии, могут быть также оглашены в судебном заседании, если дело рассматривается в отсутствии подсудимого. Такие случаи перечислены в уголовно-процессуальном Законе (ст. 246 УПК РФ), а именно, когда подсудимый находится в не пределах страны и уклоняется от явки в суд, когда по делу о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие. Следует признать, что право огласить прежние показания подсудимого относится и к его прежним показаниям, данным на предыдущих заседаниях по рассматриваемому делу (повторное рассмотрение дела после отмены приговора в надзорном или кассационном порядке, новое рассмотрение дела после отложения его слушанием и т.д.).

Показания подсудимого об обстоятельствах совершенного преступления или о доказательствах оправдывающих его или смягчающих вину, имеют большое значение для установления истины по делу и должны тщательно исследоваться и оцениваться судом в совокупности с другими доказательствами. При этом совершенно недопустимо как предвзятое отношение к ним, так и их переоценка14.

В соответствии со ст. 77 УПК РФСР «признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу».

После изложения подсудимым своих показаний суд и стороны в установленной законом последовательности ставит ему вопросы.

Вопросы должны быть ясными, конкретными и четко сформулированы. Они могут быть направлены на уточнение, дополнение и проверку сообщаемых сведений. Недопустимы наводящие вопросы, содержащие намек или наталкивающие на определенные ответы.

Первыми задают вопросы подсудимому председательствующий и другие судьи. Далее допрос ведется обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, защитником. Последними задают вопросы другие подсудимые и их защитники (ч. 1 ст. 280 УПК РСФСР). Право ставить вопросы подсудимому обладает и эксперт (ст. 288 УПК РСФСР). Судьям закон разрешает задавать вопросы подсудимому в любой момент судебного следствия.

Председательствующий не вправе устранить вопросы, поставленные народным заседателем, поскольку они как судьи наделены равными правами15.

Участники судебного разбирательства не ограничены ни количеством вопросов, ни временем, в течение которого можно задавать их. Они могут задавать вопросы не только в связи с показаниями, данными в первой части допроса, но и в связи с ответами подсудимого на вопросы других участников судебного разбирательства. В то же время допрос подсудимого не должен превращаться в основной источник выяснения обстоятельств преступления. Суд и участники судебного разбирательства обязаны тщательно исследовать все доказательства.

При постановке вопросов председательствующий вправе устранять те из них, которые не имеют отношения к делу, но весьма осмотрительно, в тем, чтобы не были нарушены права участников судебного разбирательства, и чтобы это не оказалось препятствием или не затруднило объективное выяснение существенных обстоятельств для дела.

Закрепление в законе обязанностей судей первыми допрашивать подсудимого, а также потерпевших, свидетелей, экспертов, приводит к тому, что основная тяжесть по установлению обстоятельств дела, указанных в обвинительном заключении ложится на суд, а стороны не проявляют должной активности в доказывании. В результате суд выполняет не свойственную ему в состязательном процессе обвинительную функцию, что ставит под сомнение объективность, беспристрастность судей и подрывает принцип состязательности и равенство сторон. Положение суда и сторон при последовательном разграничении их функций в судебном разбирательстве соответствует такой порядок допроса подсудимого и других лиц, при котором сначала их допрашивают прокурор и иные участники судебного разбирательства, осуществляющие функцию обвинения, затем та деятельность, которая направлена на защиту, и последними – судьи, если у них возникает такая необходимость16.

При участии в деле законного представителя, ему предоставляется возможность до защитника подсудимого.

Очередность постановки вопросов подсудимому установлена для того, чтобы защитник имел возможность выслушать не только показания подсудимого, но и его ответы на вопросы суда и других участников судебного разбирательства. Этим создаются наиболее благоприятные условия для защиты подсудимого17.

Общественный защитник задает вопросы подсудимому до защитника, осуществляющего защиту по соглашению или по назначению суда.

Последними задают вопросы подсудимому другие подсудимые и их защитники. После их вопросов защитник подсудимого в случае необходимости вправе просить разрешения у председательствующего задать подсудимому дополнительные вопросы. Если нет оснований для устранения этих вопросов, такая просьба подлежит удовлетворению.

Дача показаний подсудимым не ограничивается его первоначальным допросом. Закон предоставляет подсудимому возможность давать показания с разрешения председательствующего в любой момент судебного следствия (ч. 1 ст. 280 УПК РСФСР).

С целью устранения отрицательного влияния соучастника на правдивость показаний допрашиваемого закон допускает допрос подсудимого в отсутствии другого подсудимого. О принятии такого решения суд выносит определение (постановление). Удаление кого-либо из подсудимых во время допроса соучастника, если этого требуют интересы установления истины, допускается лишь в исключительных случаях, поскольку отсутствие подсудимого при исследовании доказательств может затруднить реализацию им своего права на защиту. Чтобы исключить такие последствия, председательствующий после возвращения отсутствовавшего подсудимого в зал судебного заседания сообщает ему содержание показаний данных в его отсутствие, и предоставляет возможность задать вопросы допрошенному подсудимому (ч.3, ст. 280 УПК РСФСР).

Суд и участники судебного разбирательства не могут в целях выполнения и проверки показаний подсудимого ссылаться в ходе его допроса на имеющиеся в деле доказательства, которые еще не были исследованы на судебном следствии. Не допускается подмена устных показаний подсудимого в судебном заседании свободно излагающего суду свою позицию и доводы, оглашение протокола его допроса на предварительном следствии и предложением ответить на вопрос о том, подтверждает ли он эти прежние показания. Доказательственное значение имеют данные, сообщенные подсудимым в ходе судебного следствия. Лишь в отдельных специально оговоренных случаях закон допускает возможность оглашения и дальнейшего исследования прежних показаний, полученных в ходе предварительного расследования или предыдущего судебного разбирательства, а также разрешает воспроизведение ранее сделанной звукозаписи этих показаний. Об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. Прослушивание звукозаписи закон допускает только после оглашения прежних показаний подсудимого, содержащихся в протоколе допроса или в протоколе предыдущего судебного заседания.

В соответствии со ст. 281 УПК РСФСР воспроизведение звукозаписи, приложенной к протоколу допроса подсудимого, допустимо при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, полученными в ходе судебного следствия. Здесь также преследуется цель установить причины расхождения в показании.

Кроме того, воспроизведение звукозаписи допускается и при отказе подсудимого от дачи показаний на суде, а также при рассмотрении дела в отсутствии подсудимого.

Допрос свидетелей на судебном следствии – это не

только способ получения доказательств, но и средство проверки их достоверности.

На председательствующем лежит обязанность обеспечить надлежащую обстановку при допросе, исключить нервозность, обеспечить постановку вопросов перед свидетелями в тактичном, спокойном тона. Вопросы должны быть краткими и ясными, без каких-либо «прелюдий»18.

С целью получения достоверных показаний свидетелей, закон установил ряд правил, которые должны обязательно соблюдаться при их допросе на судебном следствии.