Смекни!
smekni.com

Государственное устройство России (стр. 1 из 9)

Введение.

Для Российской Федерации, как и для любого федеративного государства, чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей (субъектов) и целого (федерации). Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

Все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что российский федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и, прежде всего, обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.

Предметом данного исследования является соотношение понятия суверенитета (государственного, народного и национального) с нормами, определяющими правовой статус Федерации и ее субъектов.

Объект исследования – федеративные отношения, складывающиеся между Федерацией в целом и субъектами, а также между субъектами в составе Федерации.

Целью данного исследования является выявление и изучение основных проблем российского федерализма на основании нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус субъектов.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

2) изучить нормы, определяющие правовой статус Федерации и ее субъектов;

3) сопоставить (попытаться обнаружить противоречия) конституции, уставы субъектов РФ с Конституцией РФ 1993 г. и между собой;

4) изучить реализацию на практике норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов.

Структура работы представляет собой два раздела, пять пунктов, введение, заключение, список литературы и приложение.

В первом разделе рассматриваются основные понятия исследования: федерализм и суверенитет. Во втором разделе изучаются проблемы суверенитета на примере различных субъектов. В приложение находятся сравнительные таблицы конституционных норм субъектов РФ.

Раздел I. Соотношение суверенитета и федерализма в Российской Федерации.

1.1. Современный взгляд на природу суверенитета.

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Государственный суверенитет – это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права[1]. В юридической литературе даются и иные определения данного понятия. Так, М.В.Баглай сформулировал следующее определение: «Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам[2]», - т.е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.

О.Е.Кутафин считает, что «суверенитет государства – это свойство государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами в международном общении»[3]. Таким образом, выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.[4]

Государственный суверенитет – исторически первая разновидность суверенитета, возникшая в связи с усилением монархической власти в ряде европейских государств в XV-XVII вв. благодаря сочинениям Н.Макиавелли, Ж.Бодена, Т.Гоббса, и др. Государственный суверенитет рассматривался ими как высшая, абсолютная, постоянная и свободная от законов власть над гражданами в политическом сообществе, чему способствовала особая роль государства в международном сообществе. В русской государственно-правовой школе данную концепцию поддерживали Г.В. Шершеневич, В.Ивановский. Развитие цивилизации имело, однако, ряд последствий для понимания государственного суверенитета. Теперь он стал рассматриваться не отдельно, а в комплексе с народным суверенитетом.

Под народным суверенитетом понимается верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе[5]. Народный суверенитет как понятие появилось в Новое время (в трудах Д.Локка, Ж.Руссо, других представителей либеральной доктрины) в результате противоречия между гражданским обществом и абсолютной властью государства. Стала очевидной необходимость признания всего населения страны быть единственным источником политической власти[6]. Государственный суверенитет стал рассматриваться как производный от народного суверенитета.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Норма ч.1 ст.3 Конституции РФ[7] четко определяет субъект и единственны источник власти в Российской Федерации. Только народ как совокупность граждан, ассоциированных в едином государстве, полноправно осуществляет власть в стране. Конституция подчеркивает многонациональный характер народа, поскольку в России проживает более 150 национальностей. Формы осуществления народом принадлежавшей ему власти закреплены нормами ч.2 и 3 ст.3, а также ст.31-33 Конституции РФ, предусматривающей политические права граждан Российской Федерации[8].

Согласно ч.2 ст.3 Конституции РФ, осуществление власти народом происходит в следующих формах: непосредственно, через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Здесь возникает вопрос, можно ли местное самоуправление относить к самостоятельной форме демократии или она является разновидностью непосредственной демократии, тем более что ст.12 Конституции РФ не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Суверенитет народа – это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти.

Следует отметить, что оба понятия суверенитета настолько взаимосвязаны, что невозможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, и, наоборот, - процветание развитого демократического государства, не признающего суверенитета своего народа. Условие нормального развития государства и общества заключается в степени сочетания государственного и народного суверенитетов, для чего исторически были выработаны специальные механизмы. Сегодня государственный и народный суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни. Данный дуалистический суверенитет можно определить как «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права»[9].

Помимо государственного и народного суверенитетов, выделяется еще одна разновидность суверенитета – национальный суверенитет.

Национальный суверенитет как понятие имеет два смысла: общегражданское и этническое понимание.

Национальный суверенитет в общегражданском понимании отождествляется с государственным и народным суверенитетом. Понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальной принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство. Такое понятие нации закреплено в международных документах (Устав ООН, Декларация «О принципах международного права…»[10], Хельсинский заключительный акт 1975 г.[11] и др.). Отождествление национального суверенитета в этом значении с народным суверенитетом характерно для развитых стран со сложившимся гражданским обществом.

В соответствии с этническим пониманием национальный суверенитет рассматривается как способность того или иного этноса к самоопределению, включая выбор формы политической организации государственного устройства. Данное направление толкует с этнических позиций все национальное законодательство. Более всего такой подход характерен для государств с несформировавшемся гражданским обществом.

Российская Федерация не определилась с пониманием национального суверенитета. Единственным документом, где можно обнаружить попытку разрешения назревшей проблемы, является преамбула к Конституции РФ 1993 г. Однако из преамбулы тоже сложно заключить что-либо определенное относительно официального понимания национального суверенитета в России. С одной стороны, Конституция принимается «многонациональным народом Российской Федерации»[12], что говорит об общегражданском понимании национального суверенитета; с другой стороны, Конституция принимается «исходя из общепризнанных принципов…самоопределения народов»[13] (самоопределение народов признается и в ст.5 Конституции РФ), что можно толковать как признание обладания государствообразующей функцией за множеством национальных субъектов, т.е. признание этнического начала суверенитета. Двойственная позиция в отношении сведения суверенитета к неотъемлемому атрибуту этнической общности была незамедлительно использована республиками в составе РФ.