Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за заражение венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией (стр. 2 из 5)

Заражение другого человека венерической болезнью является уголовно наказуемым преступлением. Состав данного преступления в своей курсовой работе я обозначила в виде схемы (см. прил. 1).

Потерпевшим от преступления является не сам виновный, а другое лицо.

Объективная сторона данного преступления заключается в заражении венерической болезнью другого лица. Способ заражения в законе не оговорен, он может быть различным и для квалификации значения не имеет, но заражение происходит, как правило, путём полового акта или других действий сексуального характера. Вместе с тем возможно внесение такой инфекции при переливании крови, пользования одним и тем же шприцом.

Между действиями (бездействием) виновного и заражением другого лица одним из видов венерических болезней, то есть последствиями таких деяний, должна быть установлена причинно-следственная связь в виде фактической передачи болезни другому лицу. Поэтому данный состав преступления является материальным[3].

Согласие потерпевшего на вступление в половую связь с инфицированным не исключает ответственности по статье 121 УК РФ. Однако следует согласиться с мнением, что говорить о согласии "потерпевшего" не совсем корректно, поскольку, рассматривая согласие как обстоятельство, исключающее преступность деяния, нельзя говорить о "потерпевшем" как о лице, которому преступлением причинен вред. Если у виновного имелось намерение заразить венерической болезнью другое лицо, но по независящим от него обстоятельствам этого не произошло, есть основания квалифицировать содеянное как покушение на заражение(ч.3 ст.30, ст.121 УК РФ).[4]

Если заражение случилось при изнасиловании и потерпевшая не сообщила насильнику о наличии у неё венерического заболевания, то уголовная ответственность по статье 121 УК исключается.

Субъект преступления — специальный. Им является лицо, знавшее о наличии у него венерической болезни. В связи с этим важно иметь доказательства, подтверждающие знание виновным о наличии у него болезни (например, предостережение лечебного учреждения и иные данные, свидетельствующие об осведомленности лица о заболевании и его заразности).[5] Лицо считается страдающим заболеванием не только во время болезни и ее лечения, но и в период контрольного наблюдения лечебным учреждением за больным до снятия его с учета[6].

Если же больной лечился по поводу венерического заболевания и у него были основания считать, что он вылечился, или было ошибочное медицинское заключение об излечении, а на самом деле излечения не было и вследствие этого произошло заражение, то ответственность по ст. 121 УК РФ исключается.

С субъективной стороны преступление характеризуется либо умыслом (прямым или косвенным), либо легкомыслием. Небрежность исключается, поскольку виновный знает о наличии у него инфекционного заразного заболевания и тем не менее сознательно вступает в контакт с иным лицом (или лицами). То есть во всех случаях виновный предвидит возможность заражения, причинения вреда потерпевшему.

Заражение венерической болезнью является разновидностью причинения вреда здоровью без нанесения телесных повреждений, то есть инфекционным путем. Чаще всего причиняемый вред является легким, однако в случае причинения вреда здоровью тяжкого или средней тяжести (заражение повлекло прерывание беременности) и присутствия субъективных оснований следует говорить о совокупности преступлений и содеянное квалифицировать помимо ст.121 также по ст.111 либо по ст.112. Поскольку норма ст. 121 является специальной, предусматривающей специфический способ причинения вреда, предпочтение в случае конкуренции отдается ей и дополнительной квалификации по ст. 115 не требуется.

Однако существует мнение, что в такой ситуации квалификация по ст.121 не требуется, так как заражение выступает способом причинения вреда здоровью.[7]

Если заражение венерической болезнью служит квалифицирующим обстоятельством другого преступления(например изнасилование), то содеянное охватывается более полной нормой и в дополнительной квалификации по ст. 121 не требуется.

Квалифицированный состав преступления согласно ч. 2 ст. 121 будет при заражении двух или более лиц, а также заведомо несовершеннолетнего. При квалификации преступления по ч.2 ст. 121 не имеет значения, заразило ли лицо обоих лиц одновременно или в разное время.

К одновременному заражению двух или более лиц следует относить такое заражение, при котором потерпевшие были заражены венерическим заболеванием без разрыва во времени. При разновременном заражении венерическим заболеванием двух или более лиц, объединенного единством намерения, должен быть установлен только прямой умысел, а при одновременном заражении возможен не только прямой, но и косвенный умысел.

Если потерпевший - несовершеннолетний, виновный должен знать об этом или, во всяком случае, допускать, что это лицо не достигло 18 лет.

Под заражением венерической болезнью заведомо несовершеннолетнего следует понимать заражение лица, не достигшего 18 лет. Оценивать названные обстоятельства в качестве отягчающих возможно лишь в тех случаях, когда виновный знал или допускал, что совершает половой акт либо другие действия, повлекшие за собой заражение венерическим заболеванием с несовершеннолетним.

Данное преступление, согласно ч.1 ст.121 наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.[8]

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что заражение венерической болезнью является общественно опасным преступлением, совершенным в форме действия или бездействия, с прямым или косвенным умыслом, а также по легкомыслию. Последствием совершения данного преступления является причинении вреда здоровью другого человека путем заражения его венерической болезнью. Объектом таких преступлений является непосредственно здоровье человека. Квалифицирующими обстоятельствами служат заражение двух и более лиц, а также заведомо несовершеннолетнего.

Глава II – Уголовно-правовая характеристика заражения ВИЧ-инфекцией

1. Субъект, объект, субъективная и объективная стороны заражения ВИЧ-инфекцией

Вирус иммунодефицита человека был открыт в 1983 году в результате исследования этиологии СПИД. Первыми официальными научными сообщениями о СПИД стали две статьи о необычных случаях развития пневмоцистой пневмонии и саркомы Капоши у мужчин-гомосексуалов, опубликованные в 1981 году[9].

В июле 1982 впервые для обозначения новой болезни был предложен термин СПИД. В сентябре того же года на основе ряда оппортунистических инфекций, диагностированных мужчин-гомосексуалов, наркоманов, больных гемофилией А и гаитян, СПИД впервые было дано полноценное определение болезни.

В период с 1981 по 1984 год вышло несколько работ, связывающих опасность развития СПИД с анальным сексом или влиянием наркотиков. Параллельно велись работы над гипотезой о возможной инфекционной природе СПИД. Вирус иммунодефицита человека независимо открыли в 1983 году в двух лабораториях: в институте Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и в Национальном институте рака в США под руководством Роберта Галло.

Результаты исследований, в которых из тканей пациентов впервые удалось выделить новый ретровирус, были опубликованы 20 мая 1983 года в журнале Sciense. В этих статьях сообщалось об обнаружении нового вируса. Исследователи выдвигали предположение, что выделенные ими вирусы могут вызывать СПИД.

4 мая 1984 года исследователи сообщили о выделении вируса, носившего на тот момент название HTLV-III, из лимфоцитов 26 из 72 обследованных больных СПИД и 18 из 21 больных с пре-СПИД состоянием. Ни у кого из 115 здоровых гетеросексуальных индивидов контрольной группы вирус обнаружить не удалось. Исследователи отметили, что малый процент выделения вируса в крови больных СПИД вызван малым количеством Т4 лимфоцитов, клеток, в которых, предположительно, размножается ВИЧ.

Кроме того, ученые сообщили об обнаружении антител к вирусу, об идентификации ранее описанных у других вирусов и прежде неизвестных антигенов HTLV-III и о наблюдении размножения вируса в популяции лимфоцитов.

В 2008 году Люк Монтанье и Француаза Барре-Суисси были удостоены Нобелевской премии в области физиологии и медицины «за открытие вируса иммунодефицита человека».

Что касается России, то первый случай ВИЧ инфекции в СССР был обнаружен в 1986 году. С этого момента начинается так называемый период зарождения эпидемии. Первые случаи ВИЧ-инфекции среди граждан СССР как правило происходили вследствие незащищенных половых контактов с африканскими студентами в конце 70-х годов XX века. Дальнейшие эпидемиологические мероприятия по изучению распространенности ВИЧ инфекции в различных группах проживающих на территории СССР показали, что наибольший процент инфицирования приходился на тот момент на студентов из африканских стран, в частности из Эфиопии. Распад СССР привел к развалу единой эпидемиологической службы СССР, но не единого эпидемиологического пространства. Короткая вспышка ВИЧ-инфекции вначале 90-х годов среди мужчин, практикующих секс с мужчинами, не получила дальнейшего распространения. В целом данный период эпидемии отличался чрезвычайно низким уровнем инфицированности (на весь СССР меньше 1000 выявленных случаев) населения, короткими эпидемическими цепочками от заражающего к зараженному, спорадическими заносами ВИЧ-инфекции и вследствие этого широким генетическим разнообразием выявляемых вирусов. На тот момент в западных странах эпидемия уже являлась значимой причиной смертности в возрастной группе от 20 до 40 лет.