Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование усыновления иностранными гражданами (стр. 4 из 23)

Представляется, что в национальном российском законодательстве необходимо детально регламентировать требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, а судам не бояться отказывать в удовлетворении заявления об усыновлении при отсутствии сведений о нормах об усыновлении страны гражданина-усыновителя.

Написание данной работы во многом вызвано тем, что в кулуарах власти стали раздаваться голоса о необходимости быстрейшей ратификации Россией Гаагской конвенции об усыновлении, а также о необходимости упрощения порядка усыновления детей. Все это наряду с большим количеством детей – граждан России, усыновляемых иностранными гражданами, не может не вызвать озабоченности.

Представляется недопустимым дальнейшее развитие в России условий для международного усыновления до тех пор, пока не будет создана соответствующая нормативная база, обязательной составляющей которой станут акты международного права, в частности международные договоры между Россией и другими государствами, граждане которых берут российских детей на усыновление[44].

Именно посредством данных договоров станет возможным разрешение такой проблемы, как возврат усыновленного ребенка в страну в случае отмены усыновления. Сегодня в случае отмены усыновления ребенок остается в стране усыновителя, и именно там ему подыскивают новую семью, разумеется, без соблюдения каких-либо правил о приоритетности усыновления российского ребенка гражданами России.

Отсутствие сегодня соответствующей нормативной базы таит в себе действительную угрозу жизни и здоровью ребенка, его интересам, свидетелями чего, к сожалению, мы все чаще являемся (имеются в виду случаи убийства российских детей иностранными усыновителями и оставление в стране усыновления их братьев и сестер).

1.3. Правовое положение организаций занимающихся международным усыновлением

Деятельность на территории России специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ[45].Иностранные организации по усыновлению в России делятся на две части – государственные и некоммерческие, неправительственные.Последним нужны рекомендация от государства и стаж работы по специальности у себя на родине не меньше 5 лет. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях»[46], структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в установленном порядке в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении[47].

В 1997 году Государственная Дума РФ в Постановлении «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением»[48], выразила серьезную обеспокоенность ситуацией, складывающейся в области межгосударственного усыновления. Было обращено внимание на отсутствие двусторонних международных договоров между РФ и иностранными государствами о сотрудничестве в области международного усыновления, а также на отсутствие, основанного на нормах международного права, государственного контроля, за соблюдением прав детей – граждан РФ. Несмотря на всю сложность ситуации, и как справедливо замечает В. Завражнов, лишь в марте 2000 года были приняты постановления, в соответствии с которыми запрещалась посредническая деятельность по усыновлению, федеральные органы исполнительной власти наделялись полномочиями по проведению проверок деятельности иностранных организаций, занимающихся вопросами усыновления и желающих открыть представительства на территории РФ[49].

Гаагская конвенция 1993 года «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления»[50] закрепила положение о недопустимости посреднической деятельности по усыновлению детей, имеющих целью подбор и передачу детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, а также запрещение «продажи» родителями согласия на усыновление за вознаграждение в том или ином виде.

Положения Гаагской конвенции 1993 г.о. о недопустимости посреднической деятельности аналогичны многим правилам отечественного семейного права, в частности ст. 126.1 СК РФ. В посреднической деятельности не относится специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. В настоящее время действует разрешительный (аккредитационный) порядок открытия такого представительства. Аккредитация осуществляется Министерством образования РФ. Аккредитация таких организаций, в настоящее время, осуществляется с Постановлением Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением»[51] и приказом Министерства образования РФ «Об аккредитации представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации»[52].

Конвенция дает характеристику таким уполномоченным организациям (ст. 10) определяя, что уполномоченными могут быть только те организациям, обладающие компетентностью, необходимой для надлежащего исполнения задач, которые могут быть на них возложены.

Уполномоченная организация ведет деятельность, направленную на извлечение прибыли и на тех условиях и в тех пределах, как это может быть установлено компетентными властями государства пребывания, возглавляется и комплектуется лицами высоких этических качеств и по своему образованию и опыту работы пригодных к деятельности в области межгосударственного усыновления. Уполномоченные организации осуществляют оперативную деятельность по усыновлению. Необходимым условием их деятельности является прохождение государственной аккредитации в стране, где она осуществляет эту деятельность, а также там, где она зарегистрирована.

По данным Министерства внутренних дел РФ в некоторых регионах Российской Федерации посредническую деятельность по усыновлению детей осуществляют организации, не прошедшие аккредитацию или переаккредитацию. Все они различными незаконными способами получают сведения о детях и представляются переводчиками, адвокатами «независимых» усыновителей[53] и тогда практически невозможно установить источник нелегального получения сведений о ребенке кандидатами в усыновители.

Несмотря на серьезные претензии к деятельности иностранных агентств в России, совсем от их услуг отказываться не стоит. При отсутствии четкого механизма подготовки международных усыновлений, при помощи аккредитованных организаций возможно получение помощи кандидатам в усыновители из числа иностранных граждан при решении вопроса об усыновлении подобранного ребенка.

Агентства по усыновлению – первая и последняя организационная структура, с которой постоянно имеют дело усыновители, в сложном, длительном и многоступенчатом процессе усыновления ребенка. Контакты с агентством начинаются с момента возникновения желания усыновить ребенка и порой продолжаются долгие годы. И от того, насколько профессионально, грамотно, добросовестно работают сотрудники агентств, выполняя возложенные на них обязанности, во многом настолько успешно проходит усыновление[54].

После вступления в силу решений Гаагской конвенции 1993 г. Впервые агентства по усыновлению детей должны были получить лицензии на федеральном уровне после прохождения строгой процедуры аккредитации. Это необходимо для обеспечения гарантий того, что данное агентство придерживается нравственных норм в своей работе, может нести финансовую ответственность, и наилучшим образом справится со своими задачами в соответствии с профессиональными нормами в области заботы о благополучии детей.

В практике международного усыновления были и случаи, когда с российской стороны были выполнены условия, предъявляемые к деятельности подобных организаций по международному усыновлению, а зарубежные организации не правильно информировали потенциальных усыновителей о контингенте детей, подлежащих усыновлению, в связи с чем были случаи отказа от российских детей уже после процедуры усыновления. Так, например, Мэрия Мадрида приостановила действия лицензии, дающей Международной ассоциации по защите и оказанию помощи российским детям» право вести работу, связанную с усыновлением российских детей. Было начато расследование. Ассоциация была первой испанской организацией, получившей разрешение заниматься подобной деятельностью. Поводом для решения мери послужили обвинения в адрес Ассоциации со стороны нескольких испанских семей. Они утверждали, что ее руководство предоставляло им заведомо ложную информацию о детях и занималась вымогательством. Так, одна супружеская пара заявила, что она усыновила двоих юных россиян, оказавшихся больными, о чем супруги узнали только по прибытии детей в Испанию. Но международное усыновление возможно только тогда, когда обеспечение подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным[55], поэтому в Испании и оказались больные дети. Поводом для приостановки действия лицензии послужило нарушение порядка усыновления, а также извлечения прибыли, что категорически запрещено международным законодательством[56].