Смекни!
smekni.com

Уголовно-проццесуальное право (стр. 3 из 13)

22 См.: Савицкий В. М. Указ. соч., с. 158.

23 Фаткуллин Ф. Н. Указ. соч., с. 16.

24 См.: Теория доказательств в советском с. 290; Лузг'ин И. М. Указ. соч., с. 19—21.

уголовном процессе,

206

тельствами. На этом уровне познания ему уже приходится анализировать эту информацию, оценивать полученные сведения о фактах, решать вопрос об их относимости к делу и необходимости их процессуального оформления как доказательств25. Познание с помощью такой информации не есть еще процессуальное доказывание, но от этого оно не перестает быть познанием.

Познанию в уголовном судопроизводстве содействует оперативно-розыскная деятельность26. Это не процессуальная деятельность и в ходе ее нельзя получить доказательства, но можно обнаружить объекты — носители доказательственной информации, которые затем могут быть использованы в процессуальном доказывании и стать источниками сведений о фактах.

С познанием связана и проблема интуиции, ее роли в уголовном судолроизводстве. В юридической литературе значение интуиции для процессуального познания, с одной стороны, полностью отвергается, с другой — обосновывается. Вряд ли могут быть сомнения в том, что истина может быть познана интуитивно. Разумеется, для уголовного процесса этого недостаточно. Но практика уголовно-процессуального доказывания свидетельствует о том, что иногда интуитивная догадка следователя содействовала развитию версий, проверка которых приводила к установлению истины27. В этом и состоит значение интуиции для познания. Как верно заметил А. М. Ларин, «догадку нельзя переоценивать, но нельзя и игнорировать — от нее нередко берет начало путь к истине» 2Ь.

О том, что на познание в уголовном судопроизводстве влияют не только средства процессуального доказывания, свидетельствует и тот факт, что на различных стадиях уголовного процесса по-разному решается вопрос о допустимых средствах доказывания. Так, объяснения очевидцев в стадии возбуждения уголовного дела могут быть использованы для

25 См.: Лузгин И. М. Указ. соч., с. 20—21; Василенко В. П., Трофимов А. М. О понятии исследования доказательственной информации. — В кн.: Наука и техника на службе предварительного следствия. Волгоград, 1976, с. 28—33.

26 См.: Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966, с. 38—43.

27 См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе, с. 317—324; Ларин А. М. От следственной версии к истине. М., 1976, с. 95—105.

28 Ларин А. М. Указ. соч., с. 105.

207

решения вопроса о наличии оснований к возбуждению уголовного дела. На последующих стадиях процесса они теряют свое значение как источники сведений о фактах, и должны быть заменены показаниями свидетелей. Но для познания они не потеряли полностью своего значения и, если между ними и показаниями свидетелей возникнут существенные противоречия, сведения о фактах должны проверяться, уточняться. В этой ситуации объяснения очевидцев, не являясь средством процессуального доказывания, однако, продолжают влиять на процесс познания.

В юридической литературе высказаны различные суждения о соотношении познания и доказывания в уголовном судопроизводстве. Есть мнение, что доказывание — это «познавательный и удостоверительный процесс в судопроизводстве...»29. Из него вытекает вывод о том, что доказывание как понятие шире познания, поскольку имеет не только познавательный, но и удостоверительный характер. При этом не учитывается, что доказывание не единственное средство познания, а также то, что удостоверительная деятельность характеризует не только доказывание, но и иные способы познания. Другое мнение состоит в том, что «...процесс доказывания и есть процесс познания фактов, обстоятельств уголовного дела»30.

Определенное единство познания и доказывания не означает их полного совпадения в уголовном судопроизводстве. Как уже отмечалось, основным средством познания является уголовно-процессуальное доказывание, но познанию способствуют и иные меры; как более емкое понятие, познание охватывает собой все средства, содействующие установлению объективной истины в уголовном судопроизводстве.

Итак, доказывание по уголовному делу — это уголовно-процессуальная деятельность и отношения, осуществляемые в порядке, предусмотренном законом, и заключающиеся в собирании, проверке, оценке доказательств, обосновании выводов по делу в целях установления истины и решения задач уголовного процесса.

Определяя доказывание, Ф. Н. Фаткуллин пишет, что оно заключается «в обосновании достоверных выводов по де-

29 Теория доказательств в советском уголовном процессе, j 289; См также Фаткуллин Ф Н Указ соч, с 16

30Строгович М. С Курс советского уголовного процесса, т. 1, с 296.

208

лу»31. В ходе доказывания не всегда обосновываются достоверные выводы, иногда эти выводы бывают ошибочными, но доказывание от этого не перестает быть доказыванием, оно оказывается только порочным. Достоверность выводов — объективная истина, эт<}!— цель доказывания, требование, которое должно быть предъявлено к доказыванию, но это не признак самого понятия доказывания.

Сущность и основные средства доказывания являются едиными на протяжении всего уголовного процесса, в каждой его стадии. Но на некоторых стадиях процесса доказывание обладает определенными особенностями. Они касаются предмета и средств доказывания32.

§ 2. Содержание и субъекты процесса доказывания

1. Содержание процесса доказывания. Доказывание по своему содержанию представляет собой сложную систему деятельности органов расследования, суда и тех отношений, которые возникают в связи с этой деятельностью между участниками уголовного процесса. Доказывание — процесс сложный. Рассматривая доказывание как систему, необходимо различать ее структурные образования: элементы доказывания; средства доказывания; уровни доказывания.

Сложность доказывания имеет и иной аспект — это те трудности, которые существуют в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве. Они связаны с задачами процесса, целями доказывания, с необходимостью в каждом конкретном случае, по каждому делу прийти к познаватель-ному результату, установить, какое и кем совершено преступление, не допустить привлечения к уголовной ответственности невиновного. Трудности доказывания возникают в связи с тем, что в уголовном судопроизводстве имеются такие помехи установлению истины, как противодействие успешному доказыванию со стороны некоторых лиц, заинтересованных в исходе дела (подозреваемых, обвиняемых и других лиц). Трудности уголовно-процессуального доказывания иногда возни-

31 Фаткуллин Ф Н Указ соч, с 14

32 См Арсеньев В. Д Доказывание фактических обстоятельств дела в отдельных стадиях советского уголовного процесса — В кн • Вопросы борьбы с преступностью по советскому законодательству. Иркутск, 1969.

14 Заказ № 11506

209

л

кают в результате потери и искажения информации об обстоятельствах, имеющих значение по уголовному делу. Сложности доказывания в определенной мере связаны с его процессуальной формой. Процессуальная форма содействует установлению истины, ее соблюдение — непременное условие успешного доказывания, но, формализуя доказывание, она может как усложнять, так и упрощать его. Развитие и совершенствование процессуальной формы должно содействовать установлению наиболее эффективного, оптимального процесса доказывания.

Условиями преодоления трудностей, возникающих в процессе доказывания, являются высокая профессиональная подготовка следователей, судей, прокуроров, их политические, моральные, деловые качества.

Содержание процесса доказывания раскрывается в его элементах. Такими элементами являются: построение следственных версий, собирание (обнаружение, закрепление) доказательств, проверка (исследование) доказательств, оценка доказательств, обоснование выводов по уголовному делу33.

Все элементы процесса доказывания взаимосвязаны и осуществляются не изолированно друг от друга, а в определенном единстве, характеризуя различные стороны единого процесса доказывания. В ходе собирания и проверки доказательств в определенной мере осуществляется и их оценка и построение версий. При обосновании выводов по делу доказательства проверяются и оцениваются. Однако на отдельных этапах доказывания тот или иной его элемент проявляется в большей или меньшей степени. В ходе предварительного расследования, тем более до предъявления обвинения, преобладают построение версий, собирание и проверка доказательств,

33 М. С. Строгович выделяет четыре этапа' обнаружение доказательств, рассмотрение и процессуальное закрепление доказательств, проверка доказательств, оценка доказательств (Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса, т. 1, с. 302); Арсеньев В. Д. — трл элемента: собирание доказательств, исследование доказательств, оценка доказательств (Арсеньев В. Д. Осноеы теории доказательств в советском уголовном процессе. Иркутск, і 970, с. 41); А. Р. Ратинов к содержанию процесса доказывания относит: отыскание носителей информации, собирание, закрепление, проверку и оценку доказательств (Теория доказательств в советском уголовном процессе, с. 287).

О доказывании в уголовном судопроизводстве и его содержании см.: Луп и иска я П. А. Доказывание в советском уголовном процессе. М., 1966; Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М, 1966, Ларин А. М. Работа следователя с доказательствами М 1966.

210

в судебных прениях — оценка доказательств, при постановлении приговора — обоснование выводов по делу. Однако в каждом из этих случаев можно обнаружить и иные элементы процесса доказывания.

Одним из элементов процесса доказывания является построение и динамическое развитие следственных версий. На это верно обратил внимание Ф. Н. Фаткуллин34. Версии играют значительную роль в доказывании, содействуя всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела. С учетом фактических данных, собранных по уголовному делу, необходимо выдвигать все возможные версии, не ограничиваясь односторонним направлением доказывания. Построение по каждому уголовному делу, независимо от его кажущейся «простоты», общих и частных версий является условием успешного осуществления доказывания35.