Смекни!
smekni.com

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй (стр. 9 из 29)

Манципа́ция (лат. mancipatio, от лат. manus — «рука» и лат. capio — «беру») — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком.

[править]Деление вещей на манципируемые и неманципируемые

Важнейшие вещи, являвшиеся наиболее ценными для земледелия, носили наименование лат. res mancipi — манципируемые вещи. К ним относились италийские земли, рабы и скот, служивший для обработки земли, а также земельные (предиальные) сервитуты как разновидность бестелесных вещей. Все другие вещи назывались лат. res nec mancipi — неманципируемые вещи. Практическое отличие этих видов вещей состояло в том, что приобретение права собственности на вещь, входящую в число res mancipi, не могло происходить путём неформальной передачи (лат. traditio) вещи собственником другому лицу — для этого либо проводилась манципация, либо лат. in iure cessio («уступка в суде»), то есть мнимый судебный спор.[1]

Форма манципации имела место во всех отраслях частного права Древнего Рима. В формальностях манципации ряд исследователей усматривает общественный контроль как пережиток эпохи общественной собственности на основе чего делают вывод, что право индивидуальной собственности на res mancipi возникло позднее, чем на остальные вещи. Тем не менее в имеющихся источниках изучения римского права нет достоверных данных о возникновении деления на res mancipi и res nec mancipi.[2]

Деление res mancipi и res nec mancipi отпало ко времени абсолютной монархии. Составители кодификации Юстиниана также произвели изменение классических текстов, где слово mancipatio было заменено на traditio, означавшее неформальную передачу вещи.[1]

[править]Обряд манципации

Согласно Институциям Гая «Манципация состоит… в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна только римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель еще держа медь, говорит так: лат. HUNC EGO HOMINEM EX IURE QUIRITIUM MEUM ESSE AIO ISQUE MIHI EMPTUS ESTO HOC AERE AENEAQUE LIBRA („утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов“); затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь».[3]

Nexum – это долговое обязательство, совершавшееся в форме манципации, то есть с помощью меди и весов в присутствии пяти свидетелей и весовщика. Предоставление займа как бы принимало форму фиктивной продажи.

НЕКСУМ (лат. nexum) - в древнейшем римском праве (по Двенадцати таблиц законам) долговое обязательство под залог личной свободы, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был вправе арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что кто-нибудь (родные, близкие или посторонние) выкупит его из неволи, уплатив долг. Н. был отменен в 326 г. до н.э.

12. Кодификация императора Юстиниана (корпус Юрис цивилис). Ее источники и составные части.

Кодификация Юстиниана,

систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права — Corpus juris civilis. Впервые К. Ю. была напечатана под этим названием в 1583. Цель К. Ю. заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529—534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.

К. Ю. состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Дополнения и изменения, внесённые в К. Ю. в 535—565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции — всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.

Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в К. Ю., так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к К. Ю. отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих К. Ю.

К. Ю. послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена рецепция римского права в странах феодальной Европы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ. ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЮСТИНИАНА В Риме большое внимание уделялось праву и деятельности юристов, которая считается почет- ной и становится исключительно важным и свое- образным источником развития римского права в классический период. Она способствовала раз- витию стройности и цельности всей правовой сис- темы Древнего Рима. Важное место среди работ римских юристов занимали институции, система- тически излагавшие римское право в учебных це- лях. Наибольшую известность приобрели инсти- туции Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основ- ном посвящены разбору гражданского (цивильно- го) права, но включают ряд добавлений по претор- скому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и чет- костью изложения. Укреплению авторитета рим- ской юриспруденции как источника права во I I - III вв. н. э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т. п.). Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мне- ние большинства. В случае равенства голосов реша- ющим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно. Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 г г . , т. е. уже после па- дения Западной Римской империи, по указанию ви- зантийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников рим- ского права, подвергшихся, однако, интерполя- циям - включениям норм более позднего, в част- ности греческого и восточного, права. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг, в которых рас- сматриваются вопросы церковного права и христиан- ской теологии, различные вопросы частного и пуб- личного права. Каждая книга распадается на титулы, а титулы - на фрагменты. Через три года после на- чала работы были готовы две основные части коди- фикации - дигесты и институции. Дигесты, или пандекты, составляют важнейшую часть кодификации императора Юстиниана. Дигес- ты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи (самая толстая книга кодификации - около 100 листов). Дигесты, или пандекты, составлены из сочине- ний выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Институциями был назван учебник для студентов византийских юридических учебных за- ведений. Третья и последняя часть свода - это собрание императорских постановлений, собственно ォКодекс Юстинианаサ. Все дополнения и изменения, вноси- мые в свод последующим законодательством, со- ставили особую часть - ォНовеллыサ. От новелл от- личались интерполяции, которыми стали называть всякие ォскрытыеサ, неоговоренные изменения текста, внесенные в дигесты.

13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 года

В V столетии н. э. германские племена (англы и саксы) стали переселяться на территорию нынешней Англии, оттесняя аборигенов (кельтов). Другие племена (салические (приморские) франки) вторглись в Галлию (ныне Франция). Захваченная в ходе завоевания земля стала добычей короля и его "верных", часть ее поделили между собой свободные франкские крестьяне; селились сельскими общинами, сохранили в коллективной собственности леса, луга, пустоши. Каждая семья получала в пользование пахотный участок. В определенные дни общинники собирались на собрании. Главой деревни был избираемый сходом старшина.