Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания (стр. 3 из 11)

9) обеспечение по уголовным делам в отношении несовершеннолетних строгого выполнения всех правовых гарантий, предусмотренных УПК РФ для несовершеннолетних; на всех этапах расследования дела несовершеннолетнего обеспечения его права на конфиденциальность с целью избежания причинения вреда из-за ненужной огласки и ущерба репутации. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних определяется главой 50 УПК РФ.

10) обеспечение законности и обоснованности решения о приостановлении производства дознания по уголовным делам[17];

11) организации изучения практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу с точки рения законности и обоснованности[18].

Все перечисленные задачи рассматриваемой отрасли прокурорского надзора органами прокуратуры решаются комплексно.

1.2.Основные направления, предмет и пределы прокурорского надзора

Рассматривая основные направления деятельности по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следует исходить из посылки о том, что имеющиеся у прокурора в данной сфере правовые средства с, одной стороны, являются средствами борьбы с преступностью, направленными на предупреждение и пресечение преступлений, выявление и привлечение к ответственности лиц, их совершивших, а с другой стороны – способами, средствами правовой внесудебной формы обеспечения соблюдения прав и свобод человека, гражданина, других субъектов права, вовлеченных в уголовное судопроизводство, реализуемой посредством осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

Особенность дознания заключается в том, что оно является не единственным и для большинства органов, перечисленных в ст. 40 УПК РФ, не основным видом деятельности. Проводится в сжатые сроки (в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок может быть продлен прокурором не более чем на 10 суток) и только в отношении конкретных лиц (ст. 223 УПК РФ). Обвинение лицу не предъявляется, а после окончания дознания составляется обвинительный акт, который сочетает в себе и постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение (ст. 225 УПК РФ).

Перечень поднадзорных субъектов – органов дознания – установлении ст. 40 УПК РФ. В соответствии с указанной статьей к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальный закон при определении круга органов дознания относит к ним в одних случаях руководителей определенных учреждений (начальников, командиров), а в других государственные органы (органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД) без указания, какие должностные лица правомочны вести расследование. На практике орган дознания как орган расследования конкретного дела представляет собой формирование, систему, состоящую, как правило, из двух, а иногда и более субъектов – начальника учреждения и подчиненного ему должностного лица (нескольких лиц), которому (которым) поручено производство дознания.

В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания(п. 17 ст. 5 УПК РФ), а должностное лицо, которому он поручил расследование, - дознавателя (ст. 41 УПК РФ).

Вместе с тем предмет надзора прокурора по конкретным уголовным делам составляет законность действий и решений дознавателя, которые он принимает самостоятельно. В этих случаях дознаватель является субъектом конкретных надзорных правоотношений.

В соответствии со ст. 41 УПК РФ дознаватель вправе по находящимся в его производстве делам самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ[19].

Характеризуя направление прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следует помнить, что оно определяется Генеральным прокурором РФ, исходя из предмета данной отрасли надзора.

В связи с этим, рассмотрим содержание предмета данной отрасли надзора и пределы его полномочий.

Норма ст. 29 Закона о прокуратуре устанавливает предмет рассматриваемой отрасли надзора. Им является соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; безусловным выполнением оперативно-розыскных мероприятий, порядка проведения расследования; законности решений, принимаемых органами дознания.

Таким образом, предмет надзора рассматриваемой области состоит из пяти элементов:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина в досудебных стадиях уголовного судопроизводства;

2) соблюдение установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

3) законность выполнения ОРМ по выявлению преступлений и изобличению лиц, их совершивших;

4) законность производства расследований преступлений;

5) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание.

Названные пять элементов предмета надзора исчерпывающим образом определяют сферу деятельности по обеспечению точного и безусловного исполнения законов органами, осуществляющими дознание.

При этом соблюдение прав и свобод человека и гражданина является приоритетным среди прочих элементов предмета данной отрасли надзора, подчиняя себе все стальные.

Употребляя слова «человек» и «гражданин» не все обращают внимание на то, что эти категории нетождественны. Если естественные права человека присущи всем людям от рождения, независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут или нет, то гражданскими правами человек наделяется государством в соответствии с интересами и возможностями общества и государства, в силу чего на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности[20].

При детализации предмета прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина необходимо отметить, что в сферу данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение прав и свобод следующих категорий: граждан Российской Федерации, граждан РФ имеющих также гражданство иностранного государства, так называемое двойное гражданство, а также иностранных граждан и лиц без гражданства[21].

Значение прокурорского надзора в этом случае определяется тем, что деятельность органов дознания затрагивает многие из конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности.

К сожалению, на современном этапе в практике прокурорского надзора подчас имеет место некоторое смещение акцентов, и на передний план нередко выдвигается задача усиления мер по борьбе с преступностью любыми средствами. Организация и осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, должно быть всецело подчинено решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел, неотвратимости ответственности за совершенные преступления, изобличения виновных, а также охраны прав и свобод, участвующих в деле лиц[22].

В то же время следует признать, что защита прав и свобод человека в уголовном процессе часто перерождается в защиту прав и интересов только пострадавших от преступлений.

Между тем, требование закона о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства в равной степени относится как к потерпевшему, так и к лицам, подвергнутым уголовному преследованию, а исполнение этого требования является прямой обязанностью органов, призванных обеспечить борьбу с преступностью.

В связи с этим основное усилие органы прокуратуры обязаны сосредоточить на надзоре за безусловным соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов, выполняющих задачи по предупреждению и пресечению преступлений.

Прежде всего, это исполнение органами, осуществляющими дознание, установленного Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность личности.

Норма ст. 22 Конституции РФ предусматривает, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Ограничение данного конституционного права гражданина в связи с вовлечение его в уголовное судопроизводство на досудебных стадиях предельно ясно и точно определено уголовно-процессуальным законодательством.