Смекни!
smekni.com

Дознание и предварительное следствие 2 (стр. 5 из 9)

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает согласно ст.145 УПК РФ одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд.

Орган дознания обязан по поручению прокурора провести проверку по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, а следователь - по поручению руководителя следственного органа. (ч.2 ст.144 УПК РФ). Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в его распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио – и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.

Лицо, производящее дознание, - это процессуальная фигура, наделенная законом определенными правами и обязанностями. Лицо, производящее дознание, принимает дело к своему производству. Дознаватель, также как и следователь, обладает процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания не касались. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч.4 ст.41 УПК РФ). Но обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Следователь как субъект уголовного процесса - это по должности следователь (старший следователь, следователь по особо важным делам) прокуратуры, ОВД, ФСБ.

«В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в, закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте»[2].

Следователь наделенправами возбуждения уголовных дел, а также задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. По расследуемым им делам следователь вправе давать органам дознания в пределах их компетенции обязательные для исполнения письменные поручения и указания о производстве разыскных и следственных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий.

Следователь по находящимся в ею производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК, следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих установить необходимые по делу фактические данные; требовать производства ревизий.

Термин «руководитель следственного органа» охватывает начальников следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, и их заместителей, действующих в пределах компетенции. Руководитель следственных подразделений органов внутренних дел осуществляют ведомственный процессуальный контроль за производством предварительного следствия подчиненнымиим следователями. Деятельность руководителей следственных подразделений поднадзорна прокурорам.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь, в соответствии с ч.3 ст. 38 УПК РФобязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания

при расследовании уголовных дел

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений. Укрепление их взаимодействия является необходимым условием повышения эффективности и результативности их деятельности.

Инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он в пределах своей компетенции, закрепленной в ст.38 УПК РФ, руководит осмотром места происшествия, с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, когда и в каких пределах надо привлечь орган дознания к участию в раскрытии и расследовании конкретного преступления (дать то или иное поручение либо потребовать оказать ему содействие при производстве тех или иных следственных действий и т.д.). Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.

Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ). Следственно-оперативные группы призваны обеспечить комплексное использование сил и средств подразделений следствия, оперативных работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя. Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-разыскным материалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуждения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявления соучастников и обстоятельств дела оперативно-разыскным путем. Следственно-оперативные группы обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений. Следователь-руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследовании дела. При этом на следователя возлагается определение линии деятельности группы, согласование совместно с ее членами плана следственных действий, распределение работы между членами группы. Следователь, получив от оперативных работников оперативно-разыскную информацию, намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы. При возвращении с места происшествия члены дежурной следственно-оперативной группы незамедлительно докладывают руководству органа внутренних дел и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления, изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версии и составляют согласованный план расследования[3].

Планирование признано одной из эффективных организационных форм взаимодействия. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе расследования преступления. Сущность совместного планирования заключается в том, что органы следствия и дознания разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. При этом стороны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемлемые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается руководителем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого находится дело. Выполнение плана должно контролироваться следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником органа внутренних дел, становится управленческим распоряжением. Однако на деле запланированные мероприятия зачастую выполняются не в полном объеме из-за недостаточно налаженного взаимодействия между службами; организационная работа руководителей служб по контролю за исполнением совместных планов не обеспечивает должных результатов, практика применения дисциплинарного воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения плановых мероприятий, отсутствует.

Одной из неотъемлемых форм взаимодействия на стадии возбуждения уголовного дела является взаимодействие в ходе проверки материала о преступлении до возбуждения уголовного дела. Передача материалов проверки заявлений (сообщений) следователю через начальника отдела (органа) дознания происходит в том случае, когда оперативный работник убедится в том, что собранных материалов достаточно для возбуждения уголовного дела. Как показывает практика, именно при передаче материалов проверки по заявлениям (сообщениям) о преступлениях наиболее часто возникают конфликты при взаимодействии органов предварительного расследования и криминальной милиции. Дело в том, что в случае недостаточных данных для обоснованного решения о возбуждении уголовного дела следователь может возвратить материалы органу дознания через начальника горрайоргана для проведения дополнительной проверки. При этом в мотивированной справке он должен указать, что конкретно препятствует решению вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, работник органа дознания в силу своей квалификации может добросовестно заблуждаться о достаточности собранных данных. Поэтому следователь вынужден направить материалы на дополнительную проверку. Сроки же возбуждения уголовного дела к этому моменту, как правило, уже проходят.