Смекни!
smekni.com

Наследование по завещанию 20 (стр. 3 из 7)

-при выборе завещаемого имущества, определении долей наследников завещатель руководствуется собственной воле, за исключением случаев прямо предусмотренных законом.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Верхорубовой Любови Вячеславовны на решение от 25.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-269/2002 по иску Шахурина Сергея Алексеевича, Шахуриной Людмилы Юрьевны, Верхорубовой Любови Вячеславовны к крестьянскому фермерскому хозяйству "Прогресс", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ляпина Владимира Вячеславовича, Ляпиной Надежды Яковлевны, об определении долей в праве собственности на имущество крестьянского фермерского хозяйства.

Шахурин С.А., Шахурина Л.Ю. и Верхорубова Л.В. обратились в Арбитражный суд Курганской области с иском к крестьянскому фермерскому хозяйству "Прогресс" (далее - КФХ "Прогресс") об определении их долей в праве собственности на имущество указанного хозяйства.

Производство по делу в части исковых требований Верхорубовой Л.В. об определении доли в наследуемом имуществе Ляпина В.Г. прекращено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Л.В. Верхорубовой - без удовлетворения.

Истцы - Шахурин С.А., Шахурина Л.Ю. и Верхорубова Л.В., являющаяся наследницей умершего Ляпина В.Г., обратились в арбитражный суд с настоящим иском с целью определения доли каждого из участников КФХ "Прогресс" в имуществе хозяйства.

Л.В. Верхорубова, являясь наследницей умершего Ляпина В.Г., обратилась в арбитражный суд с требованием об определении доли последнего в имуществе КФХ "Прогресс".

Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства в неизменном виде в один и тот же момент. Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).

Следовательно, у суда не имелось законных оснований для определения размера доли умершего В.Г. Ляпина по состоянию на 01.07.2002 при наличии данных, свидетельствующих о том, что В.Г. Ляпин умер 01.10.2000.

С учетом изложенного суд ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.008.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-2699/2003 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Анализируя вышеизложенное постановление, можно сделать вывод о том что суд первой инстанции и апелляционный суд при рассмотрении дела об определении долей в вышеуказанном хозяйстве не учел норм ГК РФ о наследовании, в соответствии с которыми Верхорубова Л.В. является наследнице умершего участника данного хозяйства и имеет право на долю в нем. Исходя из этого при новом рассмотрении дела, суд должен будет удовлетворить требования Верхорубовой Л.В.

§ 2.2 Форма и порядок совершения завещания.

Ст. 1124 ГК РФ прописывает общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания.

Принято считать, что при удостоверении завещания нотариус проверяет дееспособность, самоличность и подлинность подписи обратившегося гражданина.

Для проверки самоличности завещателя необходимо установить, что завещание подписывается действительно тем лицом, от чьего имени составлено, для чего – потребовать предъявления одного из следующих документов: а) паспорта, выданного отделением милиции; б) удостоверения личности для военнослужащих действительной службы; в) военного билета для военнослужащих срочной службы; г) справки (удостоверения), выданного главой местной администрации и т.п.

Для проверки подлинности подписи завещателя нужно, чтобы подпись была сделана в присутствии нотариуса.

Если завещатель вследствие физических недостатков, болезни или по другим причинам не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе и в его присутствии, а также в присутствии нотариуса (должностного лица) может быть подписано другим лицом (ст.1125 ГК РФ). При этом нотариус (должностное лицо) обязан указать, что завещание подписано другим лицом, и одновременно указать причины, в силу которых завещатель не имел возможности сам подписать завещание.

Рукоприкладчик – постороннее лицо и рассматривается как технический исполнитель завещания.

При решении вопроса о том, кто может быть рукоприкладчиком, исходить, видимо, надо из следующего. Ограничения, установленные для института рукоприкладчиков, вызываются необходимостью предупредить возможные злоупотребления со стороны заинтересованных в получении наследства лиц. Именно поэтому я считаю, что рукоприкладчиком не должно быть лицо, относящееся к наследникам по закону, так как в завещании могут содержаться распоряжения, касающиеся только части наследственного имущества, в то время как другая его часть должна будет перейти к наследникам по закону. Таким образом, для наследников по закону далеко не безразлично, какие завещательные распоряжения оставил наследодатель. В то же время исполнитель завещания, если он не является наследником, никаких прав на имущество в случае открытия наследства не приобретает и поэтому может быть рукоприкладчиком.

Удостоверение завещания, подписанного рукоприкладчиком, возможно только в присутствии завещателя.

Представляется, что подпись рукоприкладчика не просто подтверждает, что он присутствовал при удостоверении завещания, т.е. подчеркивает сам факт совершения удостоверительной надписи, но и, ставя свою подпись в присутствии завещателя, тем самым подтверждает соответствие текста завещания воле завещателя.

При удостоверении завещания выяснение истинной воли завещателя имеет большое значение. Поэтому для определенных случаев, например, когда завещатель глухонемой, слепой или же не знает языка, на котором составляется завещание и ведется делопроизводство в нотариальной конторе, установлен особый порядок удостоверения завещаний.

Если удостоверяется завещание от имени грамотного глухого (глухонемого) лица и нотариус может объясниться с завещателем при помощи письма, завещатель сам подписывает завещание; привлечение переводчика не требуется и завещание удостоверяется в обычном порядке. Если же глухой (глухонемой) завещатель не грамотен, то при удостоверении завещания должен присутствовать переводчик, имеющий возможность объясниться с ним, а в самом завещании делается отметка о том, что текст завещания соответствует воле завещателя, переведен таким-то переводчиком (его фамилия имя и отчество).

Завещание грамотного слепого завещателя удостоверяется в общем порядке с той лишь разницей, что перед подписью завещателя указывается, что завещание было прочитано ему в слух нотариусом (такое же указание должно содержаться в удостоверительной надписи). Если же слепой завещатель неграмотен или же не может подписать завещание ввиду болезни, то завещание также прочитывается ему вслух нотариусом, а подпись учиняется рукоприкладчиком.

В случае незнания завещателем языка, на котором ведется делопроизводство в нотариальной конторе и составлено завещание, текст завещания переводится ему переводчиком или нотариусом, если он владеет соответствующим языком. Текст завещания должен содержать отметку о сделанном переводе и о том, кем текст переведен.

Грамотный завещатель подписывает завещание сам, а переводчик повторяет подпись буквами на том языке, на котором составлено завещание, и скрепляет эту подпись своей. В случае неграмотности лица, чье завещание удостоверяется в переводе на другой язык, оно подписывается рукоприкладчиком, а также, соответственно, переводчиком.

Приведенные правила удостоверения завещаний лиц, выяснение воли которых затруднено по тем или иным причинам, считаются обоснованными. Действительно, при открытии наследства после смерти таких завещателей между наследниками часто возникают судебные споры о действительности завещания в связи с чем столь подробную регламентацию порядка удостоверения этих завещаний никак нельзя считать излишней. Более того, во всех случаях, когда завещатель сам не может убедиться путем личного прочтения текста завещания о том, что его воля отражена правильно, представляется целесообразным предусмотреть обязательное участие рукоприкладчика в удостоверении завещания.

Вместе с тем, в приведенных выше правилах удостоверения завещания лиц, страдающих теми или иными физическими недостатками или не владеющих языком, на котором составлено завещание, выработанных нотариальной практикой, отсутствуют два необходимых, на мой взгляд, указания. Во-первых, в тексте завещания и удостоверительной надписи следует отметить, что переводчик предупрежден нотариусом об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод. Во-вторых, в качестве переводчиков так же, как и рукоприкладчиков, не могут привлекаться ни лица, назначаемые наследниками по завещанию, ни отказополучатели, ни выгодоприобретатели, ни наследники по закону.

Удостоверение завещания другими лицами допускается, во-первых, в случае, когда право совершения нотариальных действие предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений РФ. Завещание в данном случае может быть удостоверено вместо нотариуса вышеперечисленными должностными лицами с соблюдением правил ГК РФ о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания (п.7 ст.1125 ГК РФ).

Во-вторых, приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям:

1. Завещания граждан, находящихся на излечении в больнице, в стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями, директорами или главврачами домов для престарелых и инвалидов;