Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты гражданства в России (стр. 3 из 7)

Гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Это конституционный принцип, закрепленный в ч.1 статьи 6 конституции РФ. Он означает, что законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям (по рождению, по территории, восстановлением и др.). Так же не имеет значения и время приобретения гражданства. Но в некоторых западных странах способ приобретения гражданства оказывает определенное влияние на правовой статус индивидуума. Обычно это связано с ограничением прав натурализованных граждан[9] (Так, президентом США может стать только гражданин по рождению).

2 — Гражданство Российской Федерации является свободным и открытым. Это выражается в том, что, согласно ст. 1 «в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство», в существовании такой формы приобретения гражданства как прием в гражданство. Международные документы о правах человека призывают государства к сокращению лиц без гражданства.

Свободный характер гражданства выражается еще и в том, что конституция РФ и закон закрепляют право гражданина на изменение гражданства. Этого права никто не может быть лишен. Несмотря на то, что гражданство это устойчивая связь человека и государства, второе не вправе принудительно удерживать гражданина в гражданстве, иначе это бы ограничило его свободу. Но в законе «О гражданстве РФ» предусматриваются основания и для отказа в выходе т.к. иначе это ограничило бы права других лиц. Об этом речь пойдет в главе 4.3 Прекращение гражданства РФ

3 — Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Упомянутый принцип является новеллой для нашего законодательства. Это чрезвычайно важный принцип, поэтому он закреплен в основном Законе.

Все предшествующее законодательство, включая закон о гражданстве СССР 1990 года, предусматривало лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства — это разрыв гражданских связей по инициативе государства, причем согласие гражданина как условие разрыва не предполагается.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советски­ми гражданами права проживать за границей. Характерно, что законо­дательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 года впервые установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лише­нии гражданства, ограничил возможности его применения — только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое рас­плывчатое основание, как «действия, порочащие высокое звание граж­данина», и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования со­ветского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, поки­нувшие пределы государства без разрешения компетентных государст­венных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда оконча­тельно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссиден­тов. Однако в период «оттепели», когда «железный занавес» немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на посто­янное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом «выхода» из граждан­ства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был офици­ально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции Российской Федерации и в Законе о граж­данстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и госу­дарством, что предполагает расторжение этой связи, как той, так и дру­гой стороной только по взаимному согласию.

4 — Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется, но при наличии двух условий:

а) если такая возможность предусмотрена федеральным законом.

б) если это предусмотрено междуна­родным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Рос­сийской Федерации).

Упоминание в Конституции о федеральном законе означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 6 Закона «О гражданстве Российской Федерации» Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Смысл двойного гражданства — приобретение нового без отказа от старого гражданства[10]. Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возник­нуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Рос­сийской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают неред­ко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Подобного рода двойного гражданства россий­ское законодательство не признает.

Признание двойного гражданства, закрепленное в Конституции, ос­новывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица о двойном гражданстве; разрешение на это государства; наличие соответ­ствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданст­во, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Лица с двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств. Коллизии между ними разрешаются по дипломатическим каналам[11].

5 — Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пре­делами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Рос­сийской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

6 — Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматичес­кого прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из при­знания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена или муж следовали гражданству супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностран­ным гражданином, не предоставляет последнему российского граждан­ства без надлежащей процедуры.

7 — Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конститу­ции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 7). В последнем предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. Этот принцип важен тем, что он закрепляет обязанность государства перед своим гражданином[12]. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные рос­сийским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответствен­ности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответст­венность гражданина перед своим государством, необходимость обес­печения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.