Смекни!
smekni.com

Анализ российского законодательства в области обеспечения права на информацию (стр. 1 из 6)

Введение

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в п. 4 ст. 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Не будет преувеличением утверждать, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.

Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод. Только при условии его соблюдения можно говорить о фактической реализации личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод.

Отсюда следует, что в отсутствие свободного доступа граждан к информации, при информационной закрытости, «непрозрачности» органов государственной власти весь набор демократических институтов легко может приобрести имитационно-декоративный характер, а «носитель суверенитета и единственный источник власти» может превратиться в манипулируемый «электорат». В этой связи весьма показательно, что общественная дискуссия о характере современного политического процесса в России, которая ведется как у нас, так и за рубежом, в значительной степени сфокусирована на проблемах прозрачности государственной власти и реализации права граждан на информацию. Отсюда и вытекает актуальность нашей работы, ведь право на информацию в условиях развитого информационного общества является важнейшим правом. Оно очень часто нарушается, ведь многие граждане, после открытия завесы цензуры, не могут им пользоваться и не знают его основ. Кроме того, российское законодательство в области реализации права очень разбросано по различным нормативно правовым актам, и в курсовой работе мы попытаемся обобщить основные нормы права на информацию.

Таким образом, цель нашей работы – обобщение российского законодательства в области обеспечения права на информацию.

В связи с этим мы ставим ряд задач, которые помогут достичь общей цели:

- определение сущности права на информацию;

- приведение перечня российского законодательства в области обеспечения права на информацию;

- анализ международных стандартов правового регулирования доступа граждан к информации;

- анализ законодательства в области доступа граждан к специализированной информации: экологической, деятельности государственных органов, здоровья граждан;

- определение конституционно-правовых гарантий области распространения информации

- выявление условий ограничения доступа к информации;

- раскрытие понятия «право на защиту от информации».

1 Право граждан на информацию

Развитие общественных отношений в сфере информации все больше в последнее время привлекает внимание правоведов. Высказывания специалистов различных областей права по этому поводу обогащают понимание информационных отношений. Одним из наиболее важных в поиске оптимального варианта правового регулирования информационных отношений выступает вопрос о правовых возможностях граждан в области информации или о «праве на информацию».

1.1 Сущность права гражданина на информацию

Многообразные, а порой и противоречивые, толкования информационных правомочий граждан в специализированных, междисциплинарных и неюридических исследованиях способны снизить эффективность доктрины в сфере субъективного права на информацию, отвлекая внимание может быть на не менее важные, но другие правовые проблемы. В связи с этим возникает необходимость проведения конституционно-правового анализа сущности права на информацию как одного из важнейших субъективных прав граждан.

В настоящее время в литературе по этому вопросу можно обнаружить два основных подхода к пониманию права на информацию. Первый рассматривает его в плоскости проблематики открытости, гласности деятельности государственных органов. Его целью является сугубо обоснование правовых возможностей гражданина по получению так называемой «правительственной информации», т.е. сведений, которыми располагают органы публичной власти в связи с реализацией ими своих полномочий[1]. Во втором подходе конституционное право на информацию воспринимается как комплексное субъективное право гражданина, состоящее в возможности свободно осуществлять любые операции с информацией как правило безотносительно к ее назначению и содержанию[2]. В некоторых случаях подразумевается даже возможность поглощения этим правом иных субъективных прав граждан в сфере обмена информацией в обществе, таких как свобода мысли и убеждений, свобода слова, свобода массовой информации. В связи с тем, что эти подходы являются взаимоисключающими по таким пунктам, как содержание права на информацию, его происхождение, место в системе прав и свобод граждан, а также роль и значение в обеспечении демократического информационного обмена, вопрос о прояснении конституционно-правовой природы этого субъективного права имеет большое значение для его дальнейшей судьбы в российской правовой действительности.

В большинстве случаев причиной разноречивых толкований в понимании сущности права на информацию является неопределенность, связанная с отсутствием в тексте российской Конституции самого термина «право на информацию». Это не позволяет со всей точностью судить, каково же конкретное содержание права на информацию. Буквальный анализ конституционных положений приводит к тому, что ближайшая замена этого термина находится в ч. 4 ст. 29 Конституции, устанавливающей, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Общепризнанным считается, что формула этой конституционной статьи проистекает из положений крупнейших международных документов по правам человека, которые в российском варианте дополнены правомочиями «передавать» и «производить» информацию. Так, например, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека определяет, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Уже на этом этапе буквального сопоставления возникает сомнение в том, что это положение имеет в виду именно самостоятельное право на информацию, поскольку все информационные правомочия по Всеобщей декларации включаются в субъективное право на свободу придерживаться своих мнений и выражать их.

1.2 Состояние российского законодательства в области реализации права на информацию

Сегодня в России не существует единого нормативного правового акта, который бы создавал механизм реализации права граждан на информацию. Нормы, закрепляющие право на доступ к информации и порядок такого доступа, можно сказать, разбросаны по всему законодательству Российской Федерации.

Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни»[3]. Общие права на информацию, мировые стандарты закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод[4] в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13).


3 Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2009. N 4. С. 35 - 43.

4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ETS N 005 Собрании законодательства Российской Федерации от 8 января 2008 г., N 22.

Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

Одним из инструментов реализации права граждан на получение информации о деятельности власти являются средства массовой информации. Не случайно положения ст. 38 Закона РФ «О средствах массовой информации»[5] устанавливают право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В ст. 39 и 40 Закона редакциям СМИ предоставляется право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, должностных лиц. В соответствии с Законом отказ в предоставлении информации возможен только в том случае, если она содержит государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

В 1993 году был издан Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»[6], провозгласивший принцип информационной открытости деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц.