Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву 4 (стр. 10 из 29)

Правовая идеология – это осознанное отношение к праву. Выражается она в виде идей, представлений о праве, его оценок и формируется представителями классов, соц-ых групп.

Правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Правовая идеология стремиться к выявлению сущности, соц-ого смысла, природы права, пытается представить его в виде з-нченной культурно-исторической философии и догмы.

В реальной жизни выделяют правосознание отдельных лиц (индивидуальное правосознание), правосознание соц-ых групп, формальных или неформальных коллективов (групповое правосознание), правосознание классов, наций, народа (массовое правосознание). Групповое правосознание выражает отношение к праву, правовым явлениям и их оценку со стороны определенных соц-ых образований и отражает общие интересы и потребности каждой из соц-ых групп, соотношение этих интересов с интересами всего общества. Массовое и групповое сознание выражается не иначе как через правосознание индивидуальное. Но в каждом человеке проявляется оно через призму личных интересов, черт характера, поэтому было бы неточным сказать, что групповое и массовое правосознание – это сумма суждений о праве каждого из членов соц-ой группы, класса, народа. Групповое и массовое правосознание выражают лишь наиболее общие, совпадающие оценки права и правовых явлений членами указанных соц-ых общностей.

По содержанию (уровню) следует различать: правосознание обыденное – житейские, порой довольно поверхностные суждения о праве у людей, соприкасающихся с правом в повседневной трудовой, семейной, общественной и иных сферах жизни; правосознание профессиональное - специализированные правовые знания, используемые в работе профессионалов-юристов; правосознание научное – теоретическое осмысление права и правовых явлений.

25. Юр-ая техника.

Юр-ая техника — это совокупность пра­вил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юр-их документов, их систематизации и учета в целях их ясности, понятности и эффективности.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопоме-шанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

21. Суверенитет государства, нации, народа.

Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определённой территории, и вовлекающая в свою деятельность всё население на установленной территории.

Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что власть распространяется на всё общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан.

Самостоятельность государственной власти означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Государственная власть осуществляется внутри станы только уполномоченными органами и должностными лицами.

Независимость государственной власти на международной арене означает право государства самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и международными организациями.

Независимость и верховенство гос. вл. конкретно выражается в следующем:

-в универсальности – только решения гос. вл. распространяются на все население и общ. организации данной страны.

-в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления др. общ. вл..

-в наличии спец. средств воздействия, которыми не располагает никакая др. общ. организация.

Различают две стороны государственного суверенитета:

- внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию' внутри страны в пределах всей государственной территории;

-внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований». В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию.

В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации. В России по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики»27

Государственный суверенитет как особенность государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей определять свою судьбу»30. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»31. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права на самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.