Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву 11 (стр. 5 из 27)

Таким образом, естественное право представляет собой некий идеал, к достижению которого должна быть направлена правотворческая деятельность государства.

Историческая школа права считает, что право развивается органически: подобно зерну, брошенному в землю, оно зреет в народном сознании и проявляется в виде обычаев и законов. Право исходит не от природы: оно таково, каким его делает историческая жизнь данного народа.

Психологическая школа права объясняет возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц). Право рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов.

Марксистско-ленинская теория права особый акцент делала и делает на классовой сущности права – воле господствующего класса, возведенной в закон.

Существуют и иные подходы к определению права, пониманию его природы как социального явления.

Широкое распространение в нашей литературе получило следующее определение.

Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.

При этом надо иметь в виду, что в юридической науке понятие "право" используется в двух значениях:

а) объективное право, или право в объективном смысле.

Право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм, представляет собой объективное право;

б) субъективное право, или право в субъективном смысле.

Субъективное право, или, иначе, "право субъекта", – это право, принадлежащее конкретному лицу (например, право собственности человека на определенную вещь).

Субъективное право юридически обеспечивает свободу лица, возможность того или иного поведения, возможность проявлять самостоятельность и инициативу. Например, право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ), дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, свободно объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Принятие или вступление гражданина в члены организации осуществляется на добровольных началах. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Большинство ученых едины в том, что главное в субъективном праве – возможность самостоятельно действовать, самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения. Вместе с тем ряд исследователей полагает, что данную характеристику субъективного права следует дополнить, например, указанием на возможность пользования определенным социальным благом, возможность требовать соответствующего поведения от других (обязательных) лиц, а также на возможность субъекта прибегать в тех или иных делах к содействию государственных органов. Однако эти добавления лишь подчеркивают то главное, что характеризует субъективное право: субъективное право – это возможность действовать в рамках закона, возможность избирать вид и меру своего поведения.

Если субъективное право означает возможность выбора того или иного правомерного поведения, то возлагаемая на гражданина юридическая обязанность предполагает должное (необходимое) поведение, устанавливаемое законодательством и обеспечиваемое государством.

Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, не нарушать права и свободы других лиц.

Право, как и государство, есть продукт развития общества на определенном этапе. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:

1. Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм).

Право – результат правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными, юридическими нормами, коль скоро они устанавливаются (либо санкционируются) государством. Правотворчество выступает одновременно основной формой осуществления государственной власти.

2. Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других (например, нравственность) социальных норм, действующих в обществе.

3. Не только право нуждается в государстве, но и государство – в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право.

Так, законодательного, правового закрепления требует организация и деятельность государственного аппарата. Речь идет об оптимизации системы государственных органов, определении основных направлений и принципов их деятельности, компетенции. Все это – важное условие, компонент режима законности в обществе, исключающее произвол государственных органов, основа для взаимоотношений должностных лиц и граждан.

11. Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие, причины возникновения и способы их преодоления.

Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.

Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Есть и другие дефиниции правового нигилизма.

Так, проф. В.И. Гойман определяет правовой нигилизм как сформировавшееся в общественном сознании или психике человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в жизни общества.

В учебнике "Теория государства и права" под ред. проф. В. К. Бабаева дается более краткое определение рассматриваемого понятия: это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.

Во всех других дефинициях категории правового нигилизма подчеркивается отрицательное отношение к праву, игнорирование законов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов).

Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Исследователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Туманов, среди причин (истоков) правового нигилизма называет:

во-первых, особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России он объясняет следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. И хотя после реформ 60-х гг. XIX в. проблемы конституции, демократизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма;

во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику советского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, наносившие значительный ущерб принципу законности, авторитету закона, и т.д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: "...Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно". Массовые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;

в-третьих, административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;

в-четвертых, расхождение между декларативными положениями законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;

в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разнообразные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат - утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Конституции;

в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.

В.А. Туманов справедливо пишет: как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

Все исследователи правового нигилизма отмечают его сложный характер и разнообразные формы выражения. Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Бакунина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).

Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц.