Смекни!
smekni.com

Брачный договор 8 (стр. 10 из 20)

Общая норма применения гражданского законодательства к семейным отношениям закрепляет принцип субсидиарности. Это законодательство регулирует указанные отношения при на­личии двух непременных условий: если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством[14] и при этом применение гражданского законодательства не противоречит суще­ству семейных отношений (ст. 4 СК РФ). Таким образом, есть все основания для признания брачного договора разновидно­стью гражданских договоров.

Особенности правового регулирования семейных отношений напрямую связаны с предметом этого регулирования. Семья са­ма по себе таким предметом не является. Поэтому государство регулирует лишь отношения, которые складываются в семье, а также определяет условия, порядок возникновения прав и обя­занностей, предусмотренных СК РФ.

Регулирование семейных отношений включает в сферу сво­его влияния:

– условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным;

– личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными);

– личные неимущественные отношения между другими род­ственниками и иными лицами в случаях, предусмотрен­ных семейным законодательством;

– формы и порядок устройства в семью детей; оставшихся без попечения родителей.[15]

Указанный круг вопросов, подлежащих семейно-правовому регулированию, является исчерпывающим; его можно расши­рить лишь в случаях, специально предусмотренных законом. Таким образом, к предмету регулирования относятся, как уже отмечалось ранее, подвластные семейному законодательству се­мейные отношения, участники которых является носителями (субъектами) определенных прав и обязанностей. В число субъ­ектов входят супруги, родители (лица, их заменяющие), другие члены семьи. Связь между ними выражается в том, что праву одного субъекта соответствует обязанность другого, поэтому ка­ждый член семьи одновременно является носителем как прав, так и обязанностей, поскольку права одного обеспечиваются исполнением обязанностей другого.

Субъекты семейных отношений должны обладать семейной правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести обя­занности, предусмотренные семейным законодательством (право на вступление в брак, воспитание своих детей, обязанность за­ботиться о нуждающихся в помощи членах семьи).

Существует много способов государственно-правового воз­действия на семейные отношения. Наиболее важный из них – предоставление любому участнику этих отношений права дей­ствовать определенным образом. Одновременно субъект права является и носителем соответствующих обязанностей (обяза­тельных с точки зрения государства действий, и поступков). В результате возникает своеобразный баланс; когда благодаря выполнению обязанности реализуется право. Так, родители, выполняя свои обязанности по воспитанию детей, обеспечи­вают их право на воспитание. И наоборот, неисполнение обя­занности влечет за собой нарушение соответствующего права. Таков самый типичный способ правового регулирования се­мейных отношений. Очень важно, что современное семейное законодательство в отличие от прежнего делает приоритетными именно права, и это в полной мере соответствует ст. 17 Кон­ституции РФ, где говорится о признании и гарантиях прав и свобод человека и гражданина.

К числу наиболее действенных и распространенных спосо­бов регулирования семейных отношений относятся также со­держащиеся в семейном законодательстве запреты и дозволе­ния. Именно запреты играли главную роль в регулировании отношений между полами в доклассовом обществе. Не утрати­ли они своего значения и в период возникновения государства. Конечно, по мере развития общества запреты как метод правового регулирования видоизменялись, усложнялись. Однако они по прежнему сохраняют свое влияние и в наше время, по­скольку напрямую связаны с мотивацией правомерности пове­дения личности. Причем если реализация прав и обязанностей (категорий более сложных) во многом зависит от уровня пра­восознания, то с запретами и дозволениями дело обстоит про­ще: они воспринимаются легче.

Цель правового регулирования любых общественных отно­шений – не только предотвратить нежелательные действия, но и побудить к совершению общественно полезных поступков. Поэтому в семье главенствующая роль принадлежит дозволе­ниям. Не случайно они лидируют в количественном отноше­нии среди всех других семейно-правовых предписаний. Дозво­ление как таковое обычно связывают с активными действиями. Семейно-правовые дозволения в этом смысле не составляют исключения. Например, если родители не состоят в браке ме­жду собой, запись об отце ребенка производится по совмест­ному заявлению отца и матери или по заявлению отца ребенка (п. 2 ст. 52 СК). Вступающие в брак или состоящие в нем лица могут заключить брачный договор (ст. 40 СК). Алименты взы­скиваются на основе и в соответствии с соглашением об уплате алиментов (ст. 99 СК).

Регулируют семейные отношения и нормы, содержащие не только запреты и дозволения, но и предписания, обязываю­щие к совершению определенных действий. В частности, должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка на­рушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки или попечительства по месту фактиче­ского нахождения ребенка (п. 3 ст.56 СК). По получении та­ких сведений этот орган обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. В п. 5 ст. 70 СК РФ установлено, что суд в течение трех дней со дня всту­пления в законную силу решения о лишении родительских прав должен направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государствен­ной регистрации рождения ребенка.

Особое место среди рассматриваемых способов правового регулирования семейных отношений занимают нормы, содер­жащие разъяснения понятия имущества, нажитого супругами во время брака, то есть общего имущества супругов (п. ст. 34 СК); перечень лиц, обладающих правом на предъявление иска о ли­шении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК); условия предъявле­ния иска о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (п. 1 ст. 83 СК) и др.

К вопросу о способах правового регулирования семейных от­ношений непосредственно относятся и такие положения, как: «все, что не запрещено законом, дозволено» и «дозволено не только то, что прямо разрешено законом». Оба тезиса имеют право на суще­ствование, поскольку семейное законодательство не может (и не должно) охватывать все нюансы семейных отношений.

Благодаря множеству способов правового воздействия на лиц, намеревающихся создать семью, и на членов семьи легче обеспечить защиту их прав и интересов.

В юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм. Отсюда следует, что источ­ники семейного права – это формы внешнего выражения (за­крепления) семейно-правовых норм. К ним относятся норма­тивно-правовые акты, которые в совокупности образуют семей­ное законодательство.

В настоящее время СК РФ действует в редакции Федераль­ного закона от 27 июня 1998 г. «О внесении изменений и до­полнений в Семейный кодекс Российской Федерации».

Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне дейст­вующий Семейный кодекс РФ включает 170 статей и состоит из восьми разделов. В кодексе впервые появились институты дого­ворного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семьи. Вместе с тем в нем сохранились положения ранее действовавшего семейного законодательства, правиль­ность и эффективность которых подтверждены практикой.

Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168-169 СК. По общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нормы кодекса должны применяться к семейным отношениям, возникшим по­сле введения его в действие (с 1 марта 1996 г.), и не имеют об­ратной силы. Однако если семейное правоотношение, носящее длящийся характер (правоотношения между супругами, родите­лями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, нормы кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Кодексом (п. 6 ст. 169) предусмотрено, что положения о со­вместной собственности супругов и о собственности каждого из них (ст. 34-37 СК) применяются и к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 г., то есть имеют обрат­ную силу. Таким образом, состав личного и общего совместного имущества супругов, нажитого до введения кодекса в действие, будет определяться нормами Семейного кодекса.

Нормы кодекса, регулирующие брачные договоры и согла­шения об уплате алиментов, обратной силы не имеют. В пункте 5 ст. 169 СК специально оговорено, что установленные в гл. 8 и 16 условия и порядок заключения брачных договоров и согла­шений об уплате алиментов (ст. 40-44 и 99-105 СК) приме­няются к указанным брачным актам, заключенным после 1 марта 1996 г. Это связано с тем, что возможность заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содер­жание детей предусматривалась и ранее действовавшим законо­дательством[16]. По этой причине в новом кодексе (п. 5 ст. 169 СК) уточнено, что заключенные до 1 марта 1996 г. такие брачные договоры и соглашения действуют только в части, не противоречащей положениям ст. 40-44 и 99-105 СК.

В Семейном кодексе решен также вопрос о применении других актов семейного законодательства, ранее применявшихся на территории Российской Федерации. Так, согласно п. 2 ст. 168 СК 1 марта 1996 г. признан утратившим силу КоБС РСФСР (1969 г.), за исключением раздела V «Акты гражданского со­стояния» (ст. 148 – 159). Данный раздел КоБС действовал в части, не противоречащей Семейному кодексу, вплоть до вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», ибо для реа­лизации прав и обязанностей членов семьи существенное значение имеет именно государственная регистрация актов гражданского состояния (рождение, заключение и расторже­ние брака, усыновление (удочерение), установление отцовст­ва, перемена имени), осуществляемая органами ЗАГСа, и вы­дача на этом основании надлежащих документов. Поскольку Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» всту­пил в силу с 20 ноября 1997 г. (с момента его официального опубликования)[17], КоБС (1969г.) окончательно утратил силу уже в полном объеме именно с этого времени.