Смекни!
smekni.com

Брачный договор 8 (стр. 17 из 20)

Дело №2-75/04 по иску Окиной Е.В. к Окину А.А. о разделе имущества. Определением мирового судьи, судебного участка №10 Семенниковой Т.А., дело принято к производству 28.11.2003 года. В описательно-мотивировочной части иска указано, что Окина Е.В. состояла в зарегистрированном браке с Окиным А.А. с 1976 года. От брака имеются двое детей. За годы совместной жизни Окиными было построено домовладение, на деньги, подаренные им на свадьбу, а в 2001 году на средства родителей Окиной Е.В. была приобретена автомашина ГАЗ-31029, которая была зарегистрирована на имя Окина А.А.

02.06.2003 года брак был расторгнут, по причине злоупотребления Окиным А.А. спиртных напитков. Окин А.А. забрал автомашину и ушёл из семьи. Из домовладения выписываться не желает. Окина Е.В. оценивает домовладение в 180 тысяч рублей, а автомашину в 70 тысяч рублей и просит произвести раздел имущества следующим образом: «…меня оставить в доме с младшей дочерью, ответчику оставить автомашину. Мою долю при разделе дома прошу увеличить на 70 тысяч рублей, так как ответчик не наживал автомашину. С учётом изложенного я согласна выплатить ответчику причитающуюся ему сумму денег в 20 тысяч рублей (180:2-70=20)».[24]

В качестве доказательств предоставлены: копии следующих документов: свидетельство о расторжении брака, тех.паспорта домовладения, тех.паспорт на автомашину, свидетельство о праве собственности на землю. В ходе первого судебного заседания истец заявил ходатайство о юридической помощи адвоката, и заседание было отложено на 08.01.04 г. В указанное время заседание не состоялось из-за болезни мирового судьи и снова было отложено на 28.01.2004 г. К этому времени к делу было приобщено возражение на исковое заявление, в котором Окин А.А. заявил, что стоимость домовладения сильно занижена, автомашина является совместной собственностью, так как приобретена в браке и её стоимость тоже сильно занижена, а желание истицы лишить его жилья противоречит конституционному праву (ст. 40). Так как истица не включила остальное имущество в раздел, то Окин просит оставить всё остальное ему.

28.01.2004 года состоялось второе заседание, на которое не явилась истица и адвокат ответчика. Выслушав мнение сторон, судья определил: отложить слушанием дело на 26.02.2004 г.

26.02.2004 года дело так же было отложено из-за неявки истца и назначено на 25.03.2004 года.

Следует отметить, что дело откладывалось ещё четыре раза, а на имущество был наложен арест, а 24.06.2004 года Окиной Е.В. было подано заявление о прекращении дела в связи с отказом от иска.

Анализируя данную ситуацию, необходимо ответить, что ситуация зашла в тупик и даже в судебном заседании её было очень не просто разрешить. К этому можно добавить затраты на услуги адвокатов, госпошлину, обязательство доказывания фактов на которые ссылаются стороны, ходьба по инстанциям и истребование всевозможных справок, отрицательное нервное состояние и многие другие неприятные моменты связанные с судебной тяжбой. А результат – отказ от иска и самостоятельный раздел имущества по договорённости сторон. А ведь всё это можно было избежать, если бы между супругами Окиными был заключен брачный договор, в котором заранее были бы оговорены детали раздела имущества в случае расторжения брака. Не было бы пустой траты сил и времени, ведь в случае судебного разбирательства, суд руководствовался бы положениями, оговорёнными в договоре.

Рассмотрим другое дело также связанное с разделом имущества, но в данном случае речь не идёт о недвижимости, а так же о небольшом сроке брачных отношений, что наиболее актуально в наше время.

Дело №2-1380/04 по иску Марининой Валентины Сергеевны к Маринину Алексею Валентиновичу о разделе имущества.

В исковом заявлении указано, что 23.08.2003 года между Марининой В.С. и Марининым А.В. был заключен брак, который расторгнут 20.06.2004 года. За время совместной жизни супругами было нажито следующее имущество: циплята-50 шт., цемент-17 мешков, телевизор, видеомагнитофон, мягкая мебель, тумбочка под телевизор, миксер, сотовый телефон, набор бокалов, набор стопок, набор кастрюль, стиральная машина, автомашина «Москвич», всего на сумму 25730 рублей. При разделе имущества Маринина В.С. просит оставить ей телевизор, наборы бокалов и кастрюль и мягкую мебель, а остальное отдать Маринину А.В.. На данное исковое заявление Марининым А.В. было подано возражение, в котором он указал, что всё имущество было приобретено за его счет, но он желает оставить себе только мягкую мебель, сотовый телефон и автомашину, а остальное имущество отдать Марининой В.С. После нескольких судебных заседаний Маринина В.С. отказалась от иска, и дело было прекращено.

Анализируя данную ситуацию можно сказать, что супруги не смогли поделить только мягкую мебель и так же как и в первом случае они все-таки пришли к соглашению без решения суда. В деле нет данных за чей счёт была приобретена данная мебель, но можно сделать вывод, что она бала куплена на деньги подаренные на свадьбу. Брак просуществовал всего 6 месяцев и скорее всего от изначально был обречён на распад из-за отношений между супругами, что не могло быть для них неожиданным. Это можно было предвидеть и заключить брачный договор, в котором обговорить раздел имущества в случае расторжения брака. В этом случае никто из супругов не стал бы обращаться в суд, заранее зная, какое решение примет судья.

Рассмотрим гражданское дело, связанное с взысканием средств на содержание супруги.

Дело №2-1107/05 по иску Табачук Любови Николаевны к Табачук Алексею Сергеевичу о взыскании алиментов и средств на содержание супруги. В исковом заявлении указано, что 02.07.04 г. был зарегистрирован брак между Табачук Л.Н. и Табачук А.С.. От совместного брака у них имеется ребёнок. Ответчик не оказывает истице материальной помощи и она просит суд «Взыскать алименты с Табачук А.С. в размере ¼ доли всех видов его заработка и иных доходов, до совершеннолетия ребёнка и 500 рублей на моё содержание, ежемесячно, до исполнения суну 3-х лет».[25] В судебном заседании истец признал иск частично, отказавшись выплачивать 500 рублей на содержание супруги. Суд не принял во внимание заявление ответчика и принял решение взыскать с Табачук А.С. алименты и 500 рублей на содержание супруги, ежемесячно. Данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 18.11.2005 года.

Анализируя данное дело можно прийти к тому же выводу, что были сделаны раньше. Если алиментные обязательства оговорены в законодательстве, то по поводу содержания супруга возможны варианты. При заключении брачного договора можно было оговорить, что в случае расторжения брака, до достижения ребёнком 3-х летнего возраста, Табачук А.С. обязан выплачивать денежные средства на содержание супруги в размере 500 и выше рублей, в зависимости от договорённости. Думаю, что если бы сумма была достаточно высока, то супруг задумался бы о том, стоит ли бросать супругу с ребёнком без средств к существованию.

В своём анализе я склоняюсь к необходимости заключения брачного договора и ссылаюсь на то, что при судебном разбирательстве, судья будет руководствоваться положениями брачного договора. В данном случае возникает естественный вопрос, а если при разделе имущества будет заявлено дополнительное ходатайство о признании брачного договора недействительным. Как в данном случае должен поступить мировой судья и вправе ли он при рассмотрении дела о расторжении брака, разделе имущества супругов, одновременно разрешать вопрос о признании брачного договора недействительным?

Ответ: В соответствии со ст. 23 ГПК РФ мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска.

В соответствии со ст. 40 СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. По смыслу п.1 ст.42 СК РФ все имущественные права и обязанности супругов следует определять именно в соответствии с действующим брачным договором. Брачный договор может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 44 СК РФ.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 года N 15. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» одновременно с иском о расторжении брака может быть рассмотрено и требование о признании брачного договора недействительным полностью или в части, поскольку такие требования связаны между собой. Поскольку дела о признания брачного договора недействительным возникают из семейно-правовых отношений, мировой судья вправе разрешать требования о признании брачного договора недействительным.[26]

В чём же причина такой непопулярности брачного договора в России? Почему россияне, не зависимо от того находятся они в браке или собираются вступить в брак, не спешат заключать брачный договор? Исследовав данный вопрос, я пришёл к следующим выводам:

1. Большинство браков в России заключаются все-таки по любви, а не по расчёту и меня это как россиянина очень радует. Ведь никакой брачный договор, никакая официальная бумага или гарантии не смогут укрепить брачные узы лучше, чем любовь;

2. Хотя в России и просматривается тенденция копирования западного стиля жизни, но Россия ещё психологически не готова к таким переменам, особенно в брачных отношениях. По статистике средний возраст для заключения брака в США составляет 35-37 лет, в России 22-25 лет. Разве кто-то из влюблённых молодожёнов в 20-летнем возрасте будет думать о разделе имущества при расторжении брака? А в сорок лет надобность в договорных, брачных отношениях уже отпадает автоматически. Не крепкие пары уже распались, а удачные браки уже не требуют дополнительного вмешательства в имущественные отношения, так как всё уже давно между собой решили.

Я женат на протяжении 9 лет, у меня двое детей и достаточно имущества, включая недвижимость, которое необходимо будет делить в случае расторжения брака. В качестве эксперимента я предложил своей жене заключить брачный договор. Жена обиделась, заподозрив меня в том, что я собираюсь бросить семью и готовлюсь к разводу. Дальнейшие уговоры только обострили ситуацию. Такая реакция средней российской женщины свидетельствует только о том, что брачный договор в России ассоциируется с расторжением брака, а не как с гарантией в случае раздела имущества.