регистрация / вход

Защита авторских и смежных прав в России

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданское право»

на тему «Защита авторских и смежных прав в РФ»

Выполнила: студентка 3 курса

очной формы обучения

юридического факультета

группы 3522 Ляпина А.В.

Проверил: Максимов

Юрий Анатольевич

Оценка:____________________

Подпись:___________________

«____»_______________2009 г.

Санкт-Петербург

2009

Тема: «Защита авторских и смежных прав в РФ»

Ляпина Алиса Владимировна группа 3522

План.

Введение

Глава 1. История и содержание авторских и смежных прав

1.1. История института авторского и смежного права

1.2. Понятие и содержание авторских и смежных прав

1.2.1. Понятие и виды авторских прав

1.2.2. Личные неимущественные права авторов

1.2.3. Имущественные права авторов

1.2.4. Понятие и сущность смежных прав

Глава 2. Защита авторских и смежных прав в РФ

2.1. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав

2.1.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

2.1.2. Формы защиты авторских и смежных прав

2.2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Заключение

Список литературы


Введение.

Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих научную и практическую значимость.

В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Помимо широко известных объектов авторского права, к объектам авторского права также относятся производные произведения и различные творческие составные произведения (различные сборники). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко - или видеозаписи, изображения или любых других формах выражения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.[1]

Все объекты, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране.


Глава 1. История и содержание авторских и смежных прав.

1.1. История института авторского и смежного права.

Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828г., а именно в главе «О сочинителях и издателях» России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.

В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон, как по содержанию, так и по форме был «на голову выше» актов западноевропейских государств.

В 1917г. Положение об авторском праве 1911г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

Важную роль в регулировании отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962г. играли Основы авторского права 1925 и 1928гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК. Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года.

Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством СССР.

В 1961г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории России с 1 октября 1964г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР были включены отдельные разделы об авторском праве. 27 мая 1973г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве.

С 3 августа 1992г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории России недолго, 3 августа 1993г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах".

13 марта 1995г. – присоединение Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

2004г. – внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

В целом, в настоящее время Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» полностью соответствует международному законодательству об авторском праве, отвечает современным запросам в сфере законодательства, связанных с использованием произведений в цифровых сетях и продуктах мультимедиа.

Для многих изобретателей, писателей, композиторов и других представителей сферы интеллектуальной собственности в России 2006-й год стал знаковым: почти «под занавес» парламентского года, 24 ноября, Госдума приняла четвертую часть Гражданского кодекса, регулирующую отношения в области авторского права.

Во-первых, документ вводит полный перечень объектов интеллектуальной собственности, впервые причисляя к ним коммерческие обозначения и ноу-хау.

Во-вторых, предусматривает дополнительные гарантии защиты прав авторов, в частности, описывает понятие исключительного права автора на результат интеллектуальной деятельности и право публикатора.

Кроме того, в новой редакции 4-й части Гражданского кодекса есть и другие нововведения: государственная аккредитация коллективных управляющих правами, охрана исключительных прав изготовителей баз данных.

Как поясняют разработчики этого кодекса интеллектуальной собственности, он систематизирует и заменяет все действующие законы в этой сфере. Конкретно - закон «Об авторском праве и смежных правах» (1995 г.), Патентный закон (1992 г.), закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992 г.) и другие.

Историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, между автором и обществом, как беспрерывный ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд.[2]

1.2. Понятие м содержание авторского и смежных прав.

1.2.1. Понятие и виды авторских прав.

Авторское право является составляющей частью права интеллектуальной собственности. Авторское право включает в себя непосредственно авторское право, а также смежные права.

В этом разделе рассмотрим характеристику и перечень объектов авторского права, субъекты авторского права и виды авторских прав.

Закон устанавливает, что «авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей». Однако для обеспечения доказательств авторства и осуществления защиты интеллектуальной собственности некоторыми государственными и не государственными организациями осуществляется регистрация интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст.1259 ГК РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Перечень объектов авторского права, к которым относятся:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- другие произведения.

Кроме того, объектами авторского права могут быть признаны:

- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

- составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.[3]

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются или нет объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Законом определено, что не все произведения могут считаться объектами авторских прав. Не признаются объектами авторских прав:

- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.[4]

Первые две категории объектов не могут быть признаны в качестве объектов авторского права, так как они в силу своей значимости изначально предназначены для использования широким кругом лиц.

Законодательство же об авторских правах предусматривает ограничение в использовании объекта авторского права.

И последняя категория – сообщения и факты, носящие информационный характер. В частности, не может являться служебным произведением, например, опубликование программ теле- и радиопередач, так как составление данных программ является доводимой до зрителей информацией о времени выхода в эфир скомпонованных определенным образом теле- и радиопередач.

Основным вопросом авторов при создании и использовании произведений является вопрос об обеспечении или защите собственных авторских прав. Суть и цели коллективного управления имущественными авторскими правами лежат в основе создания и деятельности авторских обществ.[5]

Авторские права – совокупность правомочий автора (правообладателя), закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания. Но, если автор желает вступить в авторское общество, это потребует заключения договора.

Содержание авторских прав – это совокупность предоставленных авторы прав (полномочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.

Данные права традиционно называются исключительными. Само понятие исключительности подразумевает, что такое право принадлежит одному лицу и никому другому.

Таким образом, исключительный характер авторских прав состоит в признании того, что только сам создатель произведения или его правопреемник решает, как использовать произведение.

Исключительный характер имеют не только права, принадлежащие авторам, но и права, перешедшие по наследству, по договору. Нужно однако учитывать, что некоторые авторские правомочия, например право на авторство и на имя, неотделимы от личности автора.[6]

Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны существует тесная связь с личностью автора, с другой – произведение является имущественной ценностью. Такое положение дел обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: на имущественные и личные неимущественные права. Эта классификация, носит условный характер, так как часто выделить среди авторских прав права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно. Тем не менее в большинстве научных работ такая классификация проводится. Такое же разделение проводится и в российском авторском законодательстве. Гражданский кодекс прямо не указывает, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. Однако соответствующую классификацию легко построить, проанализировать положения части четвертой ГК РФ.

К личным неимущественным правам автора можно отнести: право авторства; право автора на имя; право на обнародование; право на неприкосновенность произведения.[7] Личными неимущественными правами следует также считать право на отзыв произведения, тесно связанное с правом на обнародование, и право доступа к произведениям изобразительного искусства.

К имущественным правам авторов следует отнести прежде всего исключительное право на произведение, право использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом.[8] Кроме того, имущественный характер носят право на вознаграждение за использование служебного произведения и право следования.[9]

1.2.2. Личные неимущественные права.

Неимущественные права по своей специфике не относятся к экономическому праву, это права личные. Произведения есть выражение творческих качеств автора. В связи с этим автор имеет право требовать защиты своего произведения от искажения, плагиата и других нарушений.

По своему характеру именно личные неимущественные права затрагивают личность самого автора как создателя произведения, и никто другой не может за него решать, обнародовать или не обнародовать произведение, защищать его от искажений или нет, указать свое имя или остаться неизвестным.

Личные неимущественные права переплетаются с правами имущественными, так как при нарушении личных прав могут быть взысканы определенные денежные суммы. Личные неимущественные права неотчуждаемы от автора и не могут передаваться другим лицам, они являются бессрочными.

Право авторства – это право признаваться автором произведения. Сущность этого права заключается в определении своей личности в качестве создателя конкретного произведения. Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо. Данное право является важнейшим, так как остальные авторские права производны от него. В статье 6bis Бернской конвенции подчеркивается, что «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на это произведение…». В научной литературе высказывалось мнение, что права авторства как самостоятельного права не существует, так же как нельзя говорить о праве собственника считаться собственником.[10] Однако в отличии от права собственности в авторском праве существует неразрывная связь между автором и произведением, основанная на факте создания произведения, право авторства является отражением фактической работы автора по его созданию.[11]

Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое – право на имя.

Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и инициалов). Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего благозвучия или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности одного и того же автора и т. п. Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора (анонимно). Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания.[12]

Право на обнародование – это право осуществлять действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя их характера произведения.[13]

Сущность данного права состоит в возможность автора определить время и способ ознакомления общества со своим произведением.

В отличии от других личных неимущественных прав право на обнародование может переходить к другим лицам, что еще раз подтверждает условный характер разделения прав авторов на имущественные и личные неимущественные. Кроме того, автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. С правом на обнародование тесно связанно право на отзыв. В соответствии с ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв)при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор так же обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений , программ для ЭВМ и произведений, вошедших в сложный объект.[14]

Право на неприкосновенность произведения – это право на защиту производителя, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Не допускается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название, в том числе вносить в произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.[15] Нарушением данного права будет также иные посягательства на произведение. Право на неприкосновенность произведения имеет свои пределы. Не являются нарушением права на неприкосновенность произведения создание пародий и стилизаций, а также критика произведения.[16]

При исполнении произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.[17]

Право доступа, сущность которого заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом закон устанавливает, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Сходным с указанным правом является право автора архитектурного объекта требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.[18]

1.2.3. Личные имущественные права.

Одним из важных правомочий авторов является право на воспроизведение произведения, под которым понимается изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.[19]

Воспроизводить – значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.[20]

Запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в памяти ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.[21]

Законодательством предусмотрены случаи свободного воспроизведения произведений. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:[22]

1) Воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) Воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) Воспроизведения программ для ЭВМ;

4) Репродуцирования книг и нотных текстов;

5) Видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном использовании в местах, открытом для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) Воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Также допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) Воспроизведение в процессе, сообщения в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

4) Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

5) Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) Воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

К случаям свободного воспроизведения также относятся:

- воспроизведение произведения для целей правосудия;

- публичное использование музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

- воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений или когда изображение произведения используется для коммерческих целей;

- свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания; репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренных статьей 1275 ГК РФ.

К имущественным правомочиям автора законодательство относит и право на распространение.[23]

Распространение как составная часть исключительного права – это продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров.

Закон устанавливает, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением действия права следования.[24]

Наряду с правом распространения Гражданский кодекс выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать экземпляры произведения в целях распространения. Под импортом произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Следующим имущественным правом является прокат оригинала или экземпляров произведения.

Близким по своему содержанию является право на публичный показ, право на публичное исполнение и право на сообщение в эфир.

Показ произведения – это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение вместе его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Публичное исполнение – это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на сообщение в эфир и право на сообщение по кабелю.

Сообщение в эфир – это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

Сообщение по кабелю – это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.

Самостоятельным правом является право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Выведение права на доведение произведения до всеобщего сведения в отдельное правомочие связано прежде всего с развитием сети «Интернет».

Право на перевод представляет собой возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения. А так же его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. Любое лицо, которое намерено перевести произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя.

К праву на перевод близко примыкает право на переработку, под которой понимается создание производного произведения. Оно также подразумевает право автора давать разрешения на переработку своего произведения другим лицам.

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Применительно к произведениям архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна Гражданский кодекс выделяет право на практическую реализацию указанных проектов. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практической реализации.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с котором создан проект. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализации соответствующего проекта.

Данное право в отличии от вышеперечисленных имущественных авторских прав в силу его природы не может быть передано другому лицу.

Еще одним имущественным авторским правом с сильно выраженными элементами личного имущественного права автора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобразительного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного или музыкального произведения при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвуют галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.[25]

Право на вознаграждение за использование служебного произведения возникает в случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет его использовать или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора судом.[26]

1.2.4. Понятие и сущность смежных прав.

Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related).

Смежные права – исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием.

Однако, исполнитель концерта, так же как и производитель, компакт диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. Следовательно, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что производители звукозаписей могут пользоваться охраной, даже если то, что они записали, не является произведением. Знак охраны смежных прав - оповещение производителя фонограммы и исполнителя о своих исключительных смежных правах. Знак охраны смежных прав помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из:

- буквы "Р" в окружности (англ.Phonorecord);

- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

- года первого опубликования фонограммы.[27]

Обладателями смежных прав являются:

- исполнители,

- производители фонограмм,

- организации эфирного и кабельного вещания.

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.[28]

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Исключительные права автора на использование произведения в РФ:
- право на воспроизведение;
- право на распространение;
- право на импорт;
- право на публичный показ;
- право на публичное исполнение;
- право на передачу в эфир;
- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
- право на переработку.[29]

Кроме того, исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов.

К наследникам исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

Автор – субъект авторского права.

Автором может быть только физическое лицо/лица (соавторство), творческим трудом которого создано произведение.

Имущественные права, в том числе авторские, входят с состав наследства и переходят к наследникам в объеме и на срок, определенные Законом.

Условия о передаче неисключительных имущественных авторских прав содержатся обычно в авторском договоре.

Автор может заключить договор с авторским обществом. Авторское общество от собственного имени представляет интересы ряда авторов и иных правообладателей, выдает лицензии на использование произведений указанных авторов пользователям и собирает с последних авторское вознаграждение.[30]


Глава 2. Защита авторских и смежных прав в РФ.

2.1. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав.

2.1.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав».

Защита авторских и смежных прав представляет собой совокупность мер, направленных на устранение реальной угрозы нарушения, восстановления или признание прав авторов и правообладателей.

Особенность защиты авторских и смежных прав заключается не только в том, чтобы обеспечить их реальное осуществление и возможность принятия эффективных мер по пересечению действий нарушителя. Не менее важное значение имеет и юридически обеспеченная возможность компенсации всех имущественных и связанных с ними личных неимущественных потерь, вызванных нарушением конкретного субъективного права.

В защите авторских и смежных прав можно выделить четыре наиболее существенных аспекта:

1) Представляет собой целостную систему гражданско-правовых способов и средств, направленных прямо или косвенно на устранение возникших препятствий в осуществлении авторских и смежных прав, а также на обеспечение законных интересов правообладателей путем недопущения возможных нарушений или устранения реальных посягательств со стороны иных лиц;

2) Рассматривается как действия граждан и юридических лиц по применению предусмотренных гражданским законодательством неблагоприятных последствий к нарушителям авторских и смежных прав;

3) Предполагает борьбу с нарушителями методами публичного права (административного и уголовного), носящих чаще всего превентивный характер;

4) Осуществляется в различных юридических формах.

Субъектами права на защиту авторских и смежных прав являются авторы, обладателя смежных прав и их правопреемники, в том числе их наследники, организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, а также уполномоченные авторами и обладателями смежных прав лица. Часть четвертая ГК РФ устанавливает нормы, направленные на укрепление института защиты прав авторов и других обладателей исключительных прав. Повышение эффективности правовой защиты отношений в сфере создания и использования произведений обеспечивается за счет включения в данный Кодекс дополнительных норм, закрепляющих следующие новые виды результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и соответствующие им виды интеллектуальных прав:

1) Смежного права на содержание баз данных (ст.1333-1336 ГК РФ)

2) Смежного права публикатора произведения (ст.1337-1344 ГК РФ)

3) Право на доменное имя как средство индивидуализации информационных ресурсов (ст.1483, 1484, 1519 ГК РФ)

4) Права на коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия (ст.1538-1541 ГК РФ)

К мерам защиты обычно относят меры ответственности, для которых характерно не только восстановление нарушенных прав, но и обременение правонарушителя в виде возложения дополнительных обязанностей либо лишения имеющихся субъективных прав.[31] Вместе с тем следует отличать меры граждански-правовой ответственности от мер защиты гражданских прав. Применение ответственности предлагает установление факта правонарушения. В свою очередь, для применения мер защиты авторских прав достаточно факта посягательства или оспаривания субъективного права третьим лицом.

Большое внимание в части четвертой ГК РФ уделено мерам по усилению защиты прав граждан – создателей интеллектуальных ценностей. Такие меры крайне необходимы в новых экономических условиях.

Принцип повышенной защиты законных интересов автора получил закрепление в новых положениях Гражданского кодекса. Одним из основополагающих начал, призванных выступить гарантом такой защиты, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим участникам гражданского оборота это право может перейти только от автора по общему правилу в силу договора или по иным основаниям, установленным законно.[32]

Принцип ограниченной ответственности автора. В главе 70 «Авторское право» и главе 71 «Права, смежные с авторскими» части четвертой ГК РФ включено положение о том, что на принадлежащее автору или исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания (ст.1284, 1319 ГК РФ). По авторским договорам предусмотрена также ограниченная ответственность автора произведения, которая заключается в том, что в соответствии с пунктом 1 ст.1290 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на произведения и по лицензионному договору ответственность автора ограниченна суммой реального ущерба, причиненного другой стороной.

Ограниченная ответственность автора предусмотрена законом и при исполнении авторского заказа. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором.

Принцип стимулирования активного использования авторского произведения. К Гражданском кодексе содержатся нормы, направленные на стимулирование к активному использованию авторского произведения третьими лицами. Так, в соответствии с пунктом 1 ст.1287 ГК РФ по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение, лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар в праве отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким образом убытков.

Принцип повышенной защиты прав автора-работника. Исключительное право на служебное произведение науки, литературы и искусства стола принадлежать автору. Положение автора укрепляет также последовательно проведенное во всех соответствующих главах части четвертой ГК РФ правило о том, что автор-работник, не являющийся правообладателем, имеет право на получение от работодателя вознаграждения за создание и использование объекта авторского права в порядке использования служебного задания. Это право сохраняется за автором-работником независимо от того, сам работодатель будет использовать соответствующий служебный результат или право на него прейдет к другому лицу.

Защита авторских прав может сопровождаться устранением с рынка недобросовестных участников. Необходимость усиления борьбы с контрафактной продукцией потребовала включения в часть четвертую ГК РФ, помимо существующих в гражданском праве санкций за нарушение прав, категории «грубое нарушение».

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора (п.2 ст.61 ГК РФ). Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке (ст.1253 ГК РФ).[33]

2.1.2. Формы защиты авторских и смежных прав.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты – юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст.28 ГПК РФ), однако по соглашению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст.32 ГПК РФ).

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.[34]

2.2. Гражданско- правовые способы защиты авторских и смежных прав.

Под способами защиты авторских прав следует понимать закрепленные в законе материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя.[35] В месте с тем способы защиты авторских прав – это не только совокупность норм, направленных на восстановление уже нарушенных либо признание авторских и смежных прав с помощью норм, прописанных в законе. Защита авторских и смежных прав предполагает использование разных способов защиты, что вызвано неоднородностью и спецификой самих авторских и смежных прав.

Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав – это предусмотренные законом либо договором правоохранительные, материально-правовые меры, используемые правообладателями при непосредственном нарушении авторских и смежных прав либо угрозе их нарушения.

Материально-правовые меры правоохранительного порядка используются авторами и другими правообладателями для защиты исключительных прав, прав авторства, прав автора на имя, прав на неприкосновенность произведения, прав на обнародование произведения и другие права.[36]

Защита исключительного права на произведение не может осуществляться только путем предъявления требования о компенсации морального вреда, что оправданно в случае защиты личных неимущественных прав правообладателя. В этой связи комплексу смежных прав и прав автора соответствует комплекс гражданско-правовых способов защиты, учитывающий особенности и специфику защищаемого субъективного права.

При нарушении исключительного права на произведение автора их защита осуществляется, в частности, путем предъявления следующих требований:

1) О признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) О восстановлении положения, существовавшего до нарушения права;

3) О пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

4) О возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

5) О компенсации морального вреда;

6) Об изъятии материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

7) О публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права;

8) По своему выбору вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации:

- в размере от 10тыс. руб. до 5млн. руб., определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Личные неимущественные права автора произведения, такие как право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, защищаются путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсация морального вреда, публикация решения суда о допущенном нарушении. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии со статьей 152 ГК РФ.

Защита авторских прав может осуществляться с использованием не только юридических способов защиты, но и с применением технических средств.

Техническими средствами защиты авторских и смежных прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к объектам авторских и смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены авторами или иным правообладателей в отношении объектов авторских и смежных прав.[37]

В отношении произведений не допускается:

1) Осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

2) Изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказания соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных запретов в отношении произведения автор или иной правообладатель в праве требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты в соответствии со статьей 1301 ГК РФ компенсации:

- в размере от 10тыс. руб. до 5млн. руб., определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Исключение из этого правила составляют случаи, когда Гражданский кодекс допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

Защите авторских прав путем предоставления информации посвящена статья 1300 ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

При этом следует иметь в виду, что в отношении произведений не допускается совершение следующих действий:

- удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

- воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения;

- публичное использование, сообщение в эфир или по кабелю;

- доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

В случае нарушения указанных запретов автор или иной правообладатель в праве требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

Технические средства защиты предусмотрены гражданским законодательством и в отношении смежных прав. Согласно статье 1309 ГК РФ к любым технологиям, техническим устройствам или их компонентам, контролирующим доступ к объекту смежных прав, предотвращающим либо ограничивающим осуществление действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта, соответственно применяются положения статьи 1299 ГК РФ.

Кроме того, согласно статье 1311 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных статьями 1250, 1252 и 1253 ГК РФ, в праве в соответствии с пунктом 3 ст.1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытком выплаты компенсации:

- в размере от 10тыс. руб. до 5млн. руб., определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, взимаемой при сравнимых обстоятельствах за правомерное использование такого объекта.

Таким образом, ответственность, предусмотренная за нарушение исключительного права на произведение, полностью совпадает по своему содержанию с ответственностью за нарушение исключительного права на объект смежных прав.[38]

Новацией гражданского законодательства является статья 1302 «Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав» ГК РФ, согласно пункту 1 который суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Кроме того, суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что она являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.[39]

Заключение.

В общем, картина с защитой авторских прав в нашей стране выглядит удручающе. Нет чёткого регулирования авторских прав в сети Интернет, нет специалистов в органах МВД и прокуратуры, профессионально расследующих преступления в области компьютерной безопасности организации, физического лица и населения в целом. Нет устоявшейся и понятной самим судьям практики с ясными и объективными критериями оценки по доказыванию авторства на произведение. Стоит также учесть, что эта проблема назрела давно , законодательные и правоприменительные шаги в данном направлении неэффективны, хаос и абсурдность в вынесении некоторых судебных решений приводят в отчаяние.

В целях усиления защиты авторских и смежных прав необходимо выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации о охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения. Важно отметить, что Российская Федерация уже сделала некоторые положительные шаги в этом направлении. Но в то же время существуют вопросы, которые необходимо решить уже в ближайшем будущем. Например, не разработан понятийный аппарат, отсутствует законодательное закрепление многих важных терминов, критериев. К тому же, законодательство не содержит специальных норм, обеспечивающих надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, авторов, признанных законом недееспособными и т.д.

И всё же в защите интеллектуальной собственности существует вполне чёткая тенденция к её усилению. Об этом можно с уверенностью говорить, если вспомнить хотя бы то, что совсем недавно была принята четвёртая часть Гражданского кодекса, полностью посвящённая интеллектуальной собственности, что, несомненно говорит об огромном значении и актуальности данной проблемы.

Важное значение имеет то, что в целом законодательство РФ представляет авторам и иным правообладателям достаточно мощный набор правовых средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ

2) Гражданский кодекс РФ

3) Гражданский процессуальный кодекс РФ

Литература:

1) Гаврилин Ю.В. Защита авторских прав. (подготовлен для СПС «Консультант Плюс», 2008

2) Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 2001

3) Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

4) Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 2005

5) Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 2002

6) Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учеб. для вузов / В.О. Калятин. - М.: Норма, 2007

7) Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности / А.М. Минков. - СПб.: Питер, 2008

8) Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения: Практ. рук. для изд. России: Пер. с англ. / Л. Оуэн. – М.: Аспект Пресс, 2008

9) Романова З.В. Право авторства. – М., 2008

10) Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник / А.П. Сергеев. - 2 изд. – М.: Проспект, 2006

11) Судариков С.А. Основы авторского права / С.А. Судариков. – Минск: Амалфея, 2008

12) Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. – М: Городец, 2008


[1] Ч.1 ст.44 Конституция РФ

[2] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник / А.П. Сергеев. - 2 изд. – М.: Проспект, 2006

[3] П.1 ст.1259 ГК РФ

[4] П.6 ст.1259 ГК РФ

[5] Судариков С.А. Основы авторского права / С.А. Судариков. – Минск: Амалфея, 2008

[6] Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учеб. для вузов / В.О. Калятин. - М.: Норма, 2007

[7] Ст.1255 ГК РФ

[8] Ст.1270 ГК РФ

[9] Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

[10] Романова З.В. Право авторства. – М., 2008

[11] Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

[12] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 2005

[13] Ст.1268 ГК РФ

[14] Ст.1269 ГК РФ

[15] Ст.1266 ГК РФ

[16] Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения: Практ. рук. для изд. России: Пер. с англ. / Л. Оуэн. – М.: Аспект Пресс, 2008

[17] Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

[18] П.2 ст.1292 ГК РФ

[19] Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

[20] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 2001

[21] Подп.1 п.1 ст.1270 ГК РФ

[22] Ст.1273 ГК РФ

[23] П.2 ст.1270 ГК РФ

[24] Ст.1272 ГК РФ

[25] Ст.1293 ГК РФ

[26] Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

[27] Ст.1305 ГК РФ

[28] П.1 ст.1318 ГК РФ

[29] Ст.1270 ГК РФ

[30] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 2002

[31] Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. – М: Городец, 2008

[32] п.3 ст.1228 ГК РФ

[33] Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

[34] Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности / А.М. Минков. - СПб.: Питер, 2008

[35] Гаврилин Ю.В. Защита авторских прав. (подготовлен для СПС «Консультант Плюс», 2008

[36] Ст.1255 ГК РФ

[37] П.1 ст.1299 ГК РФ

[38] Ст.1301 ГК РФ

[39] Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий