Смекни!
smekni.com

Условия действительности недействительность сделок (стр. 2 из 6)

Спор по поводу классификации условий (оснований) недействительности сделок не возник бы, если бы не допускались терминологические неточности: понятие "недействительность сделки" не превращалось бы в "недействительную сделку"; две категории недействительности - "ничтожность" и "оспоримость" - не превращались бы в "ничтожную сделку" и "оспоримую сделку", то есть если бы фактически не придавался иной смысл ясным понятиям и вопрос классификации методов, способов признания недействительными сделок, не соответствующих требованиям закона, не подменялся классификацией недействительных сделок.

К сожалению, терминологических неточностей и непоследовательности не избежал и ГК РФ (часть первая). Как и предыдущее гражданское законодательство, он повторил традиционное понятие сделки: в части, что это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Это понятие не отграничивает сделки (действительные) от недействительных сделок, которые по своей правовой природе являются правонарушениями, и, по существу, сохранились причины споров, продолжающихся в правовой литературе многие годы.

Терминологические неточности допущены и в определении недействительности сделок и подмене классификации недействительности (оспоримость и ничтожность) классификацией недействительных сделок (оспоримые и ничтожные сделки). Причем формулировки понятий "оспоримые сделки" и "ничтожные сделки" явно неудачны.

Из содержания п. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что оспоримая сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом, а ничтожная сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, независимо от такого признания. Одновременно п. 2 этой статьи содержит указания на то, что требование (иск) о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в Кодексе. Это значит, что оспоримая сделка не может быть признана недействительной без иска (требования) того лица, которое указано в Кодексе, то есть это требование не может быть заявлено другим лицом, а также такое решение суд не может выносить по своей инициативе. Рассмотренный способ (метод, порядок) признания сделки недействительной и является оспоримостью, и фактически речь идет не об оспоримой сделке, а об оспоримости сделки.

В том же п. 2 ст. 166 ГК РФ указано, что требования о применении последствий недействительности (а не о признании ее недействительной и применении последствий) могут быть заявлены любым заинтересованным лицом, и, кроме того, суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе, то есть и без требования заинтересованного лица. Следовательно, для признания ничтожной сделки недействительной не требуется обращения с иском в суд.

В литературе обсуждался вопрос: нуждаются ли ничтожные сделки в объявлении их недействительными судом? Д.М. Генкин считал, что для признания ничтожной сделки недействительной нет необходимости в специальном решении суда [6].

В.П. Шахматов считал, что для объявления ничтожных сделок недействительными судебное решение нужно, но поскольку недействительность их заранее предрешена законом, то это имеет практическое значение, главным образом, для определения последствий недействительности [7].

Н.В. Рабинович правильно отмечала, что ничтожные сделки нуждаются в объявлении недействительными судом, так как только он может определить наличие условий, согласно закону влекущих за собой в обязательном порядке их недействительность. Кроме того, решение суда о недействительности сделки служит основанием и для всех последствий, которые закон с этим связывает. Если же стороны не приступили к исполнению ничтожной сделки, то объявление ее судом недействительной подчеркивает принципиальную недопустимость ее исполнения [8].

Следует заметить, что совместное Постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации находится в некотором противоречии с нормами ГК РФ. Хотя Гражданский кодекс РФ не содержит прямого запрета на предъявление исков о признании недействительными ничтожных сделок, но он тем не менее не требует судебного решения, так как согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ ничтожные сделки являются недействительными независимо от объявления их таковыми судом. Вот почему и ст. 12 ГК РФ, предусматривающая способы защиты гражданских прав, содержит только два вида требований (исков) по недействительным сделкам: признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий недействительности ничтожной сделки.

С учетом изложенного полагаем, что единственно обоснованной классификацией, отражающей содержание норм права о недействительности сделок с учетом терминологической неточности в формулировках, представляющей теоретический и практический интерес, является разделение условий (оснований) недействительности сделок на два вида:

- условия (основания), при которых сделка признается ничтожной;

- условия (основания), при которых сделка может быть оспорена.

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ) СДЕЛОК

2.1. Условия действительности сделок

Для того чтобы сделка породила тот результат, который желателен ее участнику (участникам) и на который она направлена, сделка должна соответствовать определенным требованиям, условиям. Эти требования (условия) действительности установлены гражданским законодательством, другими нормативными актами и подразделяются на четыре группы.

К первой группе относятся условия, предъявляемые к участникам сделки. Как правило, сделки могут совершаться и совершаются лицами, обладающими правом и дееспособностью. Правоспособность выходит на первый план при совершении сделок юридическими лицами, государством, государственными и муниципальными образованиями в силу того, что она может быть ограничена как законом, так и учредителями юридических лиц. Кроме того, отдельными видами деятельности юридические лица могут заниматься только на основании лицензий (специальных разрешений).

Что касается граждан, то здесь надо исходить из правила, что совершать сделки могут только полностью дееспособные лица. Из этого правила есть исключения для отдельных категорий граждан в зависимости от имеющегося у них объема дееспособности (ст. 26, 28-30 ГК РФ). Это позволяет им совершать ряд сделок самостоятельно, тогда как другие сделки должны быть совершены или санкционированы их законными представителями.

Вторая группа - требования, предъявляемые к содержанию сделки. Это означает, что для действительности сделки необходимо, чтобы она, во-первых, не была запрещена законом, иным правовым актом, уставом, положением, какой-либо правовой нормой. И, во-вторых, данное лицо (лица) должно быть управомочено совершать сделку. В этом аспекте действует правило: «никто не может распоряжаться правами, ему не принадлежащими». Например, признается недействительной сделка, совершенная одним из сособственников по распоряжению всем объектом права общей собственности без согласия других. Необходимо также иметь в виду, что условия сделки должны быть такими, чтобы их на момент совершения сделки, возможно, было реально (фактически) выполнить.[9]

Третью группу составляют требования единства воли и волеизъявления в сделке. В случаях, когда этого единства нет, когда обнаруживается волевая «порочность» сделки, она может быть признана недействительной по решению суда, если это оспоримая сделка, или независимо от такого решения, если это ничтожная сделка. Волевая «порочность» сделки может проявиться в том:

- что налицо только одно волеизъявление при отсутствии внутренней воли (при насилии, угрозе или совершении сделки гражданином, не способным понимать значения своих действий или руководить ими);

- что волеизъявление правильно отражает внутреннюю волю, но сформировалась она (воля) под воздействием факторов, нарушающих нормальный процесс волеобразования (при заблуждении, обмане или совершении сделки вследствие стечения тяжелых обстоятельств);

- что волеизъявление неправильно отражает внутреннюю волю (при совершении сделки посредством злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной) и др.

Четвертая группа условий касается соблюдения формы сделки. По общему правилу (п. 1 ст. 162 ГК РФ), несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить любые другие доказательства, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством (письменные, вещественные и др.). Запрет использования свидетельских показаний относится только к случаям оспаривания фактов совершения сделок и их содержания, но не касается фактов их исполнения (неисполнения). Утверждение стороны типа «деньги брал, но отдал» можно оспорить в суде, используя любые доказательства, в том числе и свидетельские показания. Свидетельские показания допускаются и тогда, когда одновременно со сделкой, для которой установлена простая письменная форма, совершается уголовно наказуемое деяние.

В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (п. 2 ст. 162 ГК РФ). Так, согласно той же ст. 162 ГК (п. 3) это относится к внешнеэкономическим сделкам.

Если закон не содержит прямых указаний на недействительность сделки за несоблюдение простой письменной формы, то применяются последствия, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК РФ (недопущение свидетельских показаний).