Смекни!
smekni.com

Понятие и структура гражданских правоотношений (стр. 6 из 7)

Субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам гражданского правоотношения, образуют его правовую форму. Особенностью субъективных гражданских прав и обязанностей является то, что они носят либо имущественный, либо личный неимущественный характер. Так, право собственности - это имущественное право, предоставляющее его обладателю юридически обеспеченную возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации – личное неимущественное право, которое предоставляет управомоченному лицу юридически обеспеченную возможность требовать опровержения порочащих его

честь, достоинство и деловую репутацию сведений.

Гражданское имущественное правоотношение нельзя отнести полностью ни к экономическому базису, ни к правовой надстройке. Оно представляет собой единство экономического содержания и правовой формы. Форма гражданского имущественного правоотношения (субъективные права и обязанности) находится в области правовой надстройки, а его содержание (взаимодействие участников) – в сфере экономического базиса. В отличие от имущественного как форма, так и содержание личного неимущественного правоотношения находятся вне экономического базиса. Поэтому личное неимущественное правоотношение целиком относится к надстроечным явлениям.

В цивилистической литературе широко распространено мнение о том, что содержание гражданского правоотношения образуют субъективные права и обязанности его участников[9]. Эта позиция вполне допустима для тех авторов, которые рассматривают гражданское правоотношение как особое идеологическое отношение, существующее наряду с регулируемым общественным отношением.

Содержанием такого правоотношения ничего, кроме субъективных прав и обязанностей, не может и быть. Однако авторы, рассматривающие гражданское правоотношение как само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права, впадают в противоречие, утверждая, что содержание такого правоотношения составляют гражданские права и обязанности.

Субъективные права и обязанности появляются лишь в результате правового регулирования. Поэтому получается, что общественное отношение до его правового регулирования не имело своего содержания, либо оно улетучилось в процессе правового регулирования. Вместе с тем вполне допустимо говорить о субъективных правах и обязанностях как о юридическом содержании гражданских правоотношений, так как в них заложена возможность того взаимодействия участников правоотношения, которое образует его содержание. Поэтому в дальнейшем под юридическим содержанием гражданских правоотношений будут пониматься субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам правоотношений.

Под субъективным гражданским правом в данном контексте понимается юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица в его отношениях с обязанными лицами. О.С. Иоффе предлагал в определении субъективного права указывать не только на возможность дозволенного поведения управомоченного лица, но также на возможность требования определенного поведения от обязанного лица[10]. Думается, что указание на второе требование излишне, т.к. оно уже

отражено в первом требовании и, кроме того, является частным случаем дозволенного поведения управомоченного лица в гражданском правоотношении. Таким образом, субъективное гражданское право – это предоставленная возможность вести себя определенным образом: путем требования от остальных субъектов права должного поведения и путем обеспечения прав мерами государственного принуждения в случае их нарушения.

Субъективное право – мера свободы действий, направленных к осуществлению защищаемого интереса. При этом субъект права не может выходить за отведенные ему пределы, так как он может задеть чужие интересы, защищаемые теми же мерами государственного принуждения. Таким образом, всякое субъективное право – это не только мера возможного, но также и мера поведения, дозволенного управомоченному лицу законом. Независимо от того, возникает ли субъективное право помимо воли управомоченного субъекта (право требовать возмещения причиненного вреда и т.д.) или оно возникает в результате волевых действий самого управомоченного (например, в результате заключения договора), его содержание всегда предопределено законом, который либо прямо предписывает управомоченному лицу определенное поведение, либо его санкционирует.[11]

Поведение управомоченного лица может выражаться в совершении (несовершении) им различного рода действий, определяемых характером каждого конкретного правоотношения, в том числе в предъявлении к обязанным лицам об исполнении возложенных на них обязанностей. так, в договоре аренды арендатор имеет право пользоваться имуществом в соответствии с договором и назначением имущества (ст. 615 ГК РФ). В то же самое время он может требовать от арендодателя воздержания от совершения любых действий, препятствующих свободному пользованию имуществом.

Субъективной обязанностью является юридически обеспеченная мера должного поведения обязанного лица в гражданском правоотношении. Сущность обязанностей заключается в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от социально вредных действий.

В большинстве гражданских правоотношений каждый субъект одновременно имеет права и обязанности. В гражданских правоотношениях выделяют два типа обязанностей – пассивный и активный, что обусловлено наличием в гражданско-правовом регулировании общественных отношений двух способов законодательного закрепления обязанностей – позитивного обязывания и метода запретов.

Обязанности пассивного типа вытекают из гражданско-правовых запретов и по своей природе означают юридическую невозможность совершения действий, нарушающих публичные интересы и интересы управомоченных лиц. Одна из функций запретов состоит в установлении пределов осуществления субъективных гражданских прав.

Назначение гражданско-правовых обязанностей активного типа состоит в побуждении субъектов к совершению общественно полезных действий. Всякая гражданско-правовая обязанность активного типа содержит требование к субъекту совершить действие либо по передаче имущества, информации или иного блага, либо по выполнению работы, созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности, либо по оказанию услуги.

Содержание обязанностей активного типа может быть сложным и включать в себя «подтребования». Так, в обязанности по передаче имущества в рамках общего требования совершить действия по передаче имущества выделяются подтребования к качеству и комплектности передаваемого имущества. Лицо имеет не одно субъективное право или обязанность, а множество субъективных прав и обязанностей в соответствии с присущими ему интересами и количеством находящихся в его обладании благ.

Структура содержания гражданского правоотношения может быть простой и сложной. Элементарно простой выглядит структура содержания правоотношения, возникающего между заемщиком и заимодавцем без права заимодавца на получение процентов. Единственному праву заимодавца требовать возврата долга по истечении срока займа соответствует единственная обязанность заемщика вернуть долг.

Большинству гражданских правоотношений присуща сложная структура содержания. Примером может служить структура содержания правоотношения, возникающего на основании договора поставки. Помимо главного права покупателя требовать передачи купленных товаров и его главной обязанности уплатить за товар и соответствующих им главных прав и обязанностей продавца, у сторон возникают многочисленные права и обязанности, связанные с исполнением и осуществлением главных прав и обязанностей. К таким можно отнести права и обязанности сторон по способам и формам расчетов за поставленный товар; способам выборки и доставки товара; порядку и методам приемки товара по количеству и качеству; ответственному хранению товара и т.п.

Разграничение структур содержания гражданских правоотношений на простые и сложные имеет важное практическое значение. Во-первых, в различных правоотношениях со сложной структурой содержания нередко встречаются однородные элементы. Например, обязанность хранения имущества имеет место в правоотношениях по перевозке грузов, залогу вещей в виде из заклада залогодержателю, хранению вещей у профессионального хранителя. Между тем два первых правоотношения – самостоятельные цельные правовые образования, к которым напрямую не применяются нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора хранения. Прямое применение норм о договоре хранения применимо только к третьему правоотношению. Только определив, элементом содержания какого правоотношения являются однородные права и обязанности, можно установить, на основе каких правовых норм они возникли.

Во-вторых, структура содержания гражданских правоотношений может быть комплексной, включать структурные образования, которые могут существовать и в качестве самостоятельных правоотношений. Такую структуру, например, имеет правоотношение, возникшее на основе договора на проведение опытно-конструкторских работ по созданию оборудования, его поставке, осуществлению его монтажа и проведению пусконаладочных работ. В этом случае в комплексную структуру возникшего правоотношения оказались включенными структурные образования, присущие правоотношениям на проведение опытно-констукторских работ, поставку оборудования, подрядных работ, но данные структурные образования являются составными частями более сложной структуры, представляющей собой единое правоотношение.