Смекни!
smekni.com

Понятия обязательство и обязательственное право (стр. 1 из 6)

Тема 1. Понятия «обязательство» и «обязательственное право»

Определите, когда, кем и по какому основанию будут прекращены обязательства в следующих случаях.

1) Терентьев прекратит обязательство, так как не знал о том, что участок покрывается водой, а продавец скрыл этот факт. Договорные обязательства могут прекратиться и вследствие расторжения договора, это и есть прекращении его действия. Говоря о прекращении договора и, следовательно, вытекающих из него обязательств, мы подразумеваем, что расторжение — это частный случай прекращения обязательств. Это подтверждается п. 2 ст. 453 ГК, в котором говорится, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. При этом прекращение договорных обязательств далеко не всегда представляет собой расторжение договора. Продавец должен вернуть Терентьеву деньги, а он в свою очередь земельный участок.

2)В этом случае обязательство прекратит Хвостов Д., так как он должен выплатить деньги Тиханову, которые взял у него за то, что вывез на лодке в безопасное место. Он должен был не требовать оплаты, а помочь человеку бесплатно. Ведь тем самым нанес непоправимый ущерб его бюджету. Тем более Тихонов болен. Конечно, он отдал все деньги, так как испугался за свою жизнь. Так что, Хвостов должен отдать обратно деньги.

3) Это обязательство прекратиться, когда дочь Гришаева, примет от отца автомобиль. Это обязательство по дарению. Что же представляет собой договор дарения. Ответ на этот вопрос дает ст. 572 ГК РФ: по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе, к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Из данного определения можно сделать вывод о важных характеристиках, присущих договору дарения. Договор дарения - это безвозмездная сделка, т.е. обязательства по имущественному представлению лежит лишь на одной из сторон - дарителе. Никакого встречного удовлетворения ему не полагается. Основания, побуждающие дарителя передать вещь или имущественное право одаряемому за счет уменьшения своего имущества, могут быть различными. Как правило, намерение заключить договор дарения возникает под влиянием личных отношений, сложившихся между дарителем и одаряемым. Это может быть и чувство благодарности к одаряемому, симпатия и т.д.

В том случае если по условиям договора, в обязательства одаряемого вменяется встречная передача какой-либо вещи, денежных средств, выполнение каких-либо работ, оказание услуг, обязанность воздержаться от совершения каких-либо действий, то такой договор не может быть квалифицирован как договор дарения. К нему в зависимости от определенных условий должны применяться правила о договорах купли-продажи, мены и пр.

Не противоречит безвозмездному характеру дарения факт совершения впоследствии одаряемым дара в пользу дарителя, но по отдельному договору.

Дарение - это всегда двусторонняя сделка, это значит, что для ее совершения необходима согласованная воля обеих участвующих в сделке сторон. Таким образом, для заключения договора дарения не достаточно желания одного лица передать в качестве дара вещь или имущественное право другому лицу. Одаряемый также должен выразить свое согласие на принятие дара. Так что, дочь Гришаева должна принять автомобиль от отца и тем самым прекратит обязательства.

Тема 2. Общие положения учения о договорах

Сравните названия статей о видах договоров в первой части ГК (Ст. 426–430) и названия статей во второй части ГК и определите, одинаковы ли основания дифференциации договоров в обеих частях ГК.

Понятие и содержание публичного договора впервые предусмотрено действующим гражданским законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Принято относить ст. 426 ГК к числу новелл Кодекса. И это верно в том смысле, что ни ГК 22, ни ГК 64 соответствующей статьи не знали, как не знали и самого термина «публичный договор». Однако ряд норм, о которых идет речь, к моменту принятия ГК уже действовали, при этом в актах, посвященных правам потребителей

Статья 426 ГК предусмотрела эффективный механизм действия указанных в ней мер. В частности, речь идет о том, что возможности для суда отказаться удовлетворить, соответствующий иск ограничены только одной ситуацией: Организация не имела возможности предоставить потребителю товары, оказывать услуги или выполнить работы, по поводу которых он предлагал заключить договор. При этом Постановление Пленумов №6/8 предусматривает, что на коммерческой организации лежит бремя доказывания отсутствия соответствующих возможностей. В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК при необоснованности уклонения стороны от заключения договора с нее должны быть взысканы также причиненные потребителю убытки.

Четвертый раздел ГК («Отдельные виды обязательств») в ряде случаев прямо называет соответствующие договоры публичными. Так, к числу публичных отнесены договоры розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК), бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК), перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 789 ГК), проката (п. 3 ст. 626 ГК), личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК), хранения товаров на складах общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК), хранения в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК), а при определенных условиях - договоры банковского вклада (п. 2 ст. 834 ГК) и хранения в ломбарде (п. 1 ст. 919 ГК).

Договоры присоединения составляют одну из важных новелл ГК. Смысл этих договоров состоит в том, что их условия определены одной из сторон в формулярах или в иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). Это означает, «либо соглашаешься со всем, что я предлагаю, либо договора не будет». Одна из основных сфер применения договоров присоединения - отношения с теми, кто занимает монопольное положение в области продажи определенных товаров, выполнения определенных работ или оказания определенных услуг. Имея в качестве контрагента монополиста, участник оборота вынужден этим обстоятельством - отсутствием конкуренции - согласиться на содержащиеся в формуляре условия. В этой связи при характеристике негативных явлений, присущих рыночному хозяйству «капиталистических стран», в литературе обычно указывали на договор присоединения в качестве прямого и неизбежного следствия и господства монополистического капитала в обороте

Нормы ст. 428 ГК относятся к числу направленных на устранение возможного неравенства контрагентов в соответствующем договоре. В данном случае речь идет о последствиях того, что одна из сторон занимает заведомо более сильную по отношению к другой позицию. Ст. 428 ГК, как и ст. 427 ГК, в равной мере имеют в виду случаи использования формуляра договора. Но принципиальное различие состоит в том, что последняя норма («Примерные условия договора») рассчитана на положительную, более того, заслуживающую поощрения практику, а первая («Договоры присоединения») - на практику анормальную, противоречащую основополагающим принципам гражданского права, а потому лишь вынужденную. По этой причине смысл ст. 428 ГК выражается в определенных ограничениях для такого рода практики, а в необходимых случаях - и в применении соответствующих санкций.

Статья 428 ГК конкурирует и со ст. 426 ГК. Различие между условиями применения каждой из этих статей состоит в том, что последняя рассчитана на специальный субъектный состав (договор заключен коммерческой организацией, которая осуществляет публичные функции, указанные в п. 1 ст. 426 ГК) в то время как применение норм о договоре присоединения может иметь место независимо от того, кто выступает в роли контрагентов. Кроме того, ст. 426 ГК вступает в действие независимо от воли стороны, которая, разумеется, свободна в использовании соответствующего права. В отличие от этого ст. 428 ГК рассчитана на выступление с соответствующими требованиями стороны, присоединившейся к договору (формуляру).

По Моему мнению, перечень гражданско-правовых

договоров зависит от степени развития оборота и потребностей

общества в тех или иных видах; круг возможных договоров и деление

их на виды зависит в основном от видов объектов гражданских прав; «соответственно можно утверждать, что основанием дифференциации договоров на виды является правовая цель

договора, то есть его направленность на правовые последствия,

достигаемые при надлежащем исполнении договора: переход права

собственности на имущество за деньги, возмездный переход правомочия владения и пользования, возмездное выполнение работы и переход права собственности на ее результат заказчику и т. д.

Дифференциация договоров на других стадиях классификации не имеет столь же существенного значения. В той или иной степени с необходимостью определения сущности договора приходится сталкиваться при применении норм ст. 169 ГК (о недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности), ст. 178 ГК (о недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения), ст. 431 ГК (о толковании договора) и др.

А это значит, что основания дифференциации договоров в обеих частях ГК одинакова.