Смекни!
smekni.com

дипломатическое и консульское право 2 (стр. 4 из 5)

Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.

Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских округов, которые представляют собой со­гласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреж­дений также определяется по согласованию между государствами.

Термин "консульское должностное лицо" в общем плане охва­тывает любое лицо, включая главу консульского учреждения, ко­торому поручено выполнение соответствующих функций (гене­ральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикоманди­рованное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер).

Членов персонала, выполняющих административно-техничес­кие функции или функции по обслуживанию консульства, имену­ют "сотрудниками консульского учреждения" либо "работниками обслуживающего персонала". В Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 года категория административно-техни­ческого персонала поименована как "консульские служащие".

· Консульские функции

Основными задачами консульского учреждения являются за­щита в государстве пребывания интересов представляемого госу­дарства, его граждан и организаций, а также развитие дружес­твенных связей, в частности в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции консульских учреждений весьма разно­образны. К ним относятся:

- информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

- информирование находящихся на территории консульско­го округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

- учет соотечественников, находящихся на территории кон­сульского округа;

- консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

- паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

- выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

- консульская легализация, то есть установление и засвиде­тельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих докумен­тов его законам и правилам;

- выполнение соответствующих действий по истребованию документов; охрана в государстве пребывания прав и интересов несо­вершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособ­ностью, которые являются гражданами представляемого государ­ства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

- совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;

- выполнение поручений следственных или судебных орга­нов представляемого государства.

Допускается также выполнение консулом других функций, воз­ложенных на него представляемым государством, которые не про­тиворечат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами.

Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согла­сия государства пребывания может быть возложено на консульс­кое учреждение.

Международное право допускает также возможность выполне­ния консулом функций от имени и в интересах третьего государ­ства.

Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.

Для выполнения своих функций консульские представительст­ва располагают определенными средствами.

Весьма важное значение имеет свобода сношений консульско­го учреждения с центральными органами внешних сношений пред­ставляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сноше­ний предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо про­верки властями государства пребывания всей информации кон­сульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым приме­нением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разреше­ния властей государства пребывания.

Работники консульского учреждения пользуются свободой пе­редвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.

В ходе осуществления своей деятельности консульские учреж­дения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и пра­вила.

Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уваже­ние и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.

· Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала

Для успешного выполнения своих функций консульские учреж­дения и члены их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.

Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, "не для выгод отдельных лиц, а для обеспе­чения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств".

История развития консульского института во многом объясня­ет существующие различия в консульских иммунитетах и приви­легиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на предста­вительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время на­блюдается и тенденция к должному учету представительных ас­пектов деятельности консульских учреждений. Определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. В Венской конвенции о консульских сношениях содержится поло­жение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пре­бывания "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты". Это отличает кон­сульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.

Неприкосновенностью пользуются также архивы и документа­ция консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государ­ства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки кон­сульства.

Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульс­кие помещения, так и предметы их обстановки, средства передви­жения и все имущество.

К числу привилегий консульского учреждения относятся:

- нало­говые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг);

- таможен­ные привилегии, аналогичные дипломатическим;

- право пользо­ваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.

Иммунитета и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей в случае со­вершения тяжких преступлений.

В двусторонних консульских конвенциях вопрос о личной не­прикосновенности решается по-разному. В одних воспроизводятся положения Венской конвенции о консульских сношениях, в других содержатся положения, максимально приближающие личную не­прикосновенность консульских должностных лиц к личной непри­косновенности дипломатических агентов.

При выполнении своих официальных функций консульские должностные лица обладают иммунитетом от юрисдикции госу­дарства пребывания, кроме некоторых гражданских исков. В Венской конвенции о консульских сношениях прописано, что консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут приме­няться никакие меры взыскания или наказания.

В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользу­ются в этом отношении практически теми же правами, что и со­ответствующие члены персонала дипломатического представи­тельства.