Смекни!
smekni.com

Приказная система управления в России (стр. 2 из 4)

Целью опричнины было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия. Свое представление о сущ­ности самодержавной власти Иван 1V изложил в одном из посла­ний А. Курбскому: «Мы своих холопов жаловать и казнить воль­ны». Безусловно, опричнина нанесла удар по пережиткам удель­ной системы, способствовав тем самым централизации государств­енного управления. Но террористические методы осуществления опричнины породили [9] систему всеобщего страха перед влас­тью, подорвали сословно-представительные начала в управлении, разорили хозяйство страны и в конечном счете ослабили[10].

Инициатива создания Второго ополчения принадлежала ни­жегородцам. Осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин при­звал горожан подняться на борьбу с интервентами и с этой це­лью начать сбор средств. Почин нижегородцев был поддержан другими городами. Военным руководителем Второго ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. В апреле 1612 г. Второе ополче­ние остановилось в Ярославле. Здесь было сформировано Вре­менное правительство страны - Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д. Пожарский, земскими - казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жа­лованья войску - К. Минин. Были образованы и правительствен­ные учреждения - приказы. В августе 1612 г. Второе ополчение начало осаду Москвы, а в октябре 1612 г. освободило ее от ин­тервентов[11].

Восстановление российской государственности. После изгнания поляков из Москвы перед Советом всей земли встал вопрос о со­здании общепризнанной государственной власти. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. Это было самое многочисленное (в его заседаниях участвовало свыше 800 человек от не менее 58 городов) и представительное (кроме высших сосло­вий, выборных от дворян и посадских людей на нем присутствова­ли «уездные люди», т. е. черносошные крестьяне) сословное собра­ние. Его основной задачей стало избрание нового царя. Собор сразу же единогласно постановил не избирать на царство иностранцев. Выбор Земского собора пал на Михаила Романова, приходившего­ся родственником угасшей династии Рюриковичей. 21 февраля 1613 г. он был избран на Земском соборе царем всея Руси.

Восстановление царской власти не прекратило Смуту. На юге обосновался казачий атаман И. Заруцкий с сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек трехлетним Иваном, которого он намеревался провозгласить царем. Продолжались также военные действия с Польшей и Швецией. Летом 1614 г. И. Заруцкий был разбит пра­вительственными войсками, доставлен в Москву и казнен. Вместе с ним казнили и малолетнего Ивана. В 1617 г. Россия и Швеция в местечке Столбово подписали мирный договор. Но оставалась Польша, король которой, Сигизмунд III, не хотел признавать Михаила Федоровича законным царем. Осенью 1618 г. он послал в Россию с большим войском королевича Владислава, продолжавшего считать себя московским царем. Не сумев захватить Москву, Владислав был вынужден начать переговоры. В декабре 1618 г. между двумя странами было заключено Деулинское перемирие, прекра­тившее многолетнюю польскую интервенцию. Однако Владислав не отказался от царского титула и своих притязаний на московс­кий трон. Смута была завершена. Но Российское государство выш­ло из нее ослабленным.

Вывод Серьезнейшим испытанием для сословно-представитель­ной монархии стала опричнина. Целью опричнины было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия.

Глава 2. Расцвет сословно-представительной монархии. Высшие государственные органы в XVII в.

2.1 Приказная система управления.

Расцвет сословно-представительной монархии в первой половине XVII в. Утверждение новой династии в России совпало с восста­новлением сословно-представительной монархии. Михаил Федо­рович Романов был избран царем в шестнадцатилетнем возрасте. Молодому и неопытному государю требовалась поддержка. Пона­чалу решающую роль в государственном управлении играли мать царя - великая старица Марфа и его родственники по материнс­кой линии - бояре Салтыковы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Филарет (Федор Никитич Романов). В Москве он был провозглашен патриархом Московским и всея Руси. Факти­чески он стал соправителем Михаила.

В первые годы своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно: 1613 -­1615 гг.,1616 -1619 гг.,1620 -1622 гг. Один состав собора прово­дил, как правило, несколько достаточно продолжительных «сес­сий». К этому времени устанавливается определенный порядок выборов на Земский собор представителей от сословий. Из Раз­рядного приказа воеводы получали предписание о выборах, ко­торое зачитывалось жителям городов и уездов. Затем составля­лись сословные выборные списки. Выборные получали «наказы» от избирателей. Число выборных не было фиксированным, но дворянские и посадские депутаты составляли большинство среди участников соборов. Земские соборы занимались законодатель­ством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами. В 20-х гг. XVII в. государственная власть несколько окрепла и Земские соборы стали созываться реже[12]. В 1630-х гг. они обсуждали главным образом внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необ­ходимых для ведения войн.

Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой. Последняя по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Михаил Федорович регулярно советовался с ней. Однако состав Боярской думы претерпел значительные изменения. Она попол­нилась родственниками и приближенными царя, в ее ряды вли­лось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благо­даря различным заслугам; особенно резко выросло число думных дьяков. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Бояр­ской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломати­ческой службе и т.д.[13].

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления. Самую большую группу приказов образовывали приказы общего­сударственного значения, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (террито­риальные), военные и финансовые. Они находились в непосред­ственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую груп­пу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление принадлежавшими ему землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе отно­сились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.

Особое место в системе государственного управления принад­лежало Приказу тайных дел, образованному в 1654 г. Фактически его возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ тайных дел являл­ся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государ­ственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал дея­тельность других приказов. Формы контроля были самыми разно­образными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рас­смотрение челобитных, поданных лично царю, посылка подьячих с секретным наказом для непосредственной проверки деятельнос­ти приказных и воевод. Приказ тайных дел ведал также политичес­ким сыском. Среди рассмотренных им политических дел - дела пат­риарха Никона и Степана Разина. Приказ помещался во дворце, и царь часто бывал в нем, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения. При­каз был упразднен в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов[14]. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. За все вре­мя существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок дея­тельности приказов в общегосударственном масштабе.

Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как прави­ло, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специаль­ное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и то же лицо одновре­менно возглавляло несколько приказов. Так, например, настав­ник и воспитатель царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Мо­розов был судьей сразу в пяти приказах: Стрелецком, Большой казны, Иноземском, Аптекарском и Новой четверти (последний приказ заведовал кабацким делом и кабацкими сборами). После отставки Морозова в 1648 г. все эти пять приказов оказа­лись под управлением царского тестя И.Д. Милославского. Круп­нейший дипломат второй половины XVII в. А.Л.Ордин-Нащо­кин также возглавлял пять приказов (Посольский и Малороссий­ский приказы, Нижегородскую, Владимирскую и Галицкую чет­верти).