Смекни!
smekni.com

Приватизация жилых помещений 2 (стр. 8 из 15)

В соответствии с нормами части тре­тьей ст. 7 Закона о приватизации жилья, действовавшими до 31 мая 2001 г., право собственности на приватизированное жи­лье возникало с момента регистрации до­говора в местной администрации. В учреж­дение юстиции обращались уже фактические собственники жилья, и государствен­ная регистрация носила правоподтверждающий, а не правоустанавливающий харак­тер. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, с 31 мая 2001 г. право собствен­ности на приватизированные помещения подлежит государственной регистрации в учреждениях юстиции и возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, обязательной государственной регистрации в учреждении юсти­ции подлежит только переход права собствен­ности к гражданам,

приватизирующим жи­лое помещение.

Кро­ме договора о передаче кварти­ры в собственность гражданам выдается Свидетельство о соб­ственности на жилище по установ­ленной форме.

В практике встречаются случаи, когда при жизни нанимателя приватизация жилого помещения не была завершена, в частности в связи с его смертью в период, когда шло оформление приватизации квартиры, и нередко в суды поступают исковые заявления о признании умершего собственником квартиры.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”» от 24 августа 1993 г. № 8 разъяснил, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилья в собственность или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника.

Не подлежат приватизации жилые помещения (ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»):

1) находящиеся в аварийном состоянии;

2) в общежитиях;

3) в домах закрытых военных городков;

4) а также служебные жилые помещения (за исключением служебных жилых помещений жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных).

5) находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в ава­рийном

состоянии. Понятие «на­хождение жилого помещения в аварийном состоянии» имеет осо­бое, более узкое значение, чем понятие «непригодное для про­живания жилое помещение», первое (аварийность) является частным случаем непригодности жилого помещения (дома) и характеризуется наличием повы­шенной опасности для прожива­ющих в нем граждан, недопусти­мостью оставления такого жилья в пользовании граждан. К числу аварийных относятся, например, бараки, предназначенные для временного проживания и рассчитанные на короткий срок служ­бы, имеющие к тому же обычно высокую степень износа. По Жи­лищному кодексу РСФСР (ст. 91, 93), если дому (жилое помеще­ние) грозит обвал, гражданам, выселяемым из него, предостав­ляется другое благоустроенное жилое помещение, то есть помещение, которое должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь удобства (газ, отопление и пр.) применительно к условиям дан­ного населенного пункта и быть по размеру не менее ранее за­нимаемого.

Не следует смешивать понятия "в аварийном состоянии" и "требуется капитальный ремонт" - жилые помещения в доме, находящемся в аварийном состоянии, не подлежат приватизации, а квартиры в доме, требующем капитального ремонта, подлежат приватизации в обычном порядке (ст. 16 Закона «О приватизации жи­лищного фонда).

При этом, независимо от приватизации жилых помещений дома, за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Общежития пред­ставляют вид специализирован­ных жилых домов, предназначен­ных для проживания рабочих, слу­жащих, студентов, учащихся. Жи­лые помещения в общежитиях предоставляются, как правило, сезонным, временным работни­кам, лицам, работающим по срочному трудовому договору, а так­же студентам, учащимся на вре­мя их

учебы.

Не подлежат приватизации также жилые помещения, находя­щиеся в

домах закрытых военных городков. Для закрытых военных городков характерен особый ре­жим безопасного функциониро­вания и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания военнослу­жащих, членов их семей, других граждан.

В законодательстве не дается определения понятию «закрытые военные городки», хотя само это понятие неоднократно применяет­ся в актах законодательства (см., например, ст. 94 ЖК РСФСР). В юридической литературе закрытые военные городки обычно относят к закрытым административно-тер­риториальным образованиям.

Нельзя обойти вниманием отношения, связанные с привати­зацией жилых помещений, расположенных в домах - памятни­ках истории и культуры. Тем более, что приватизация помеще­ний в таких домах была вообще запрещена. Граждане, прожи­вающие в этих домах, оказались явно в неравном положении с гражданами, проживающими в других домах государственного и муниципального жилищного фонда. Это вызывало необходи­мость изменения законодательства. Такая необходимость под­тверждалась и готовностью граждан в случае приватизации за­нимаемых ими жилых помещений за свой счет ремонтировать дома - памятники истории и культуры, а затем поддерживать их в надлежащем состоянии. Очевидно, такая аргументация оказа­лась убедительной.

Квартиры в доме - памятнике истории и культуры подлежат приватизации, но граждане, приватизировавшие такие квартиры, должны соблюдать законодательство об их охране (п. 18 Примерного положения о приватизации). С такими гражданами в договоре передачи квартиры указываются особые условия.

Приватизация коммунальной квартиры в целом (то есть одновременно всех жилых помещений, находящихся в квартире) при определенных в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» условиях допускалась

и ранее в соответствии со ст. 4 (в ред. от 23 декабря 1992 г. № 4199-1).

Что же касается возможности приватизации отдельных (то есть не всех

одновременно) жилых помещений, находящихся в коммунальной квартире, то здесь ранее был установлен запрет на приватизацию таких жилых помещений. Данное положение было признанно неконституционным. Оно утра­тило силу с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 За­кона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Феде­рации" в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражда­нина В.А. Мостипанова от 3 ноября 1998 г[27].

При обращении нанимателя (нанимате­лей) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире объектом приватизации является изолированное жилое помещение (комната или несколько комнат) в комму­нальной квартире, а не квартира в целом. Согласия нанимателей других комнат на приватизацию не требуется. Проведенная госу­дарственная регистрация права удостоверя­ется свидетельством, в котором в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты), часть квартиры.

Хотя ни у кого не возникало сомне­ний, что собственник комнаты имеет пра­ва и на места общего пользования в ком­мунальной квартире, законодательно этот вопрос был решен только Федеральным законом от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ. Соб­ственнику приватизированной комнаты (ком­нат) принадлежит право долевой собственно­сти на общее имущество в коммунальной квартире. Доля собственника приватизиро­ванного жилого помещения пропорциональ­на доле площади принадлежащего ему жи­лого помещения (если соглашением собствен­ников всех комнат не установлено иное) и следует судьбе права собственности.

По причине производного характера и не­разрывной связи с правом на

комнату доля в праве собственности на общее имущество ком­мунальной

квартиры не подлежит самостоя­тельной государственной регистрации и возникает в силу закона на основании договора передачи с момента регистрации права на комнату (часть квартиры).

Граждане, приватизировавшие в коммунальной квартире (в квартире, где проживают несколько нанимателей), жилые помещения (комнаты), становятся участниками общей собственности - квартиры. В случае продажи одним из собственников принадлежащего ему помещения постороннему лицу другие собственники пользуются правом преимущественной покупки продаваемой доли (ст. 250 ГК РФ).

Решением Ленинского райсуда Ивановой отказано в иске к Измановской и Чечуркину о переводе прав и обязанностей покупателя по договору продажи комнаты в приватизированной 3-х комнатной квартире, где истец является собственником двух других комнат, по тем основаниям, что участниками общей долевой собственности на квартиру стороны не являются, каждому из них принадлежит право на отдельные комнаты, которыми они вправе распоряжаться самостоятельно. При этом суд по аналогии применил положения ст. 290 ГК РФ о правах собственника квартиры в многоквартирном доме.

Выводы суда первой инстанции ошибочны. Как следует из договоров на передачу жилых помещений в собственность, каждому из собственников принадлежат жилые помещения, состоящие из конкретных комнат, а также часть (в долях) мест общего пользования в квартире. Квартира в целом, как объект права собственности, находится в собственности нескольких граждан, т.е. в общей собственности. Пользование комнатой в такой квартире без одновременного использования части других помещений (мест общего пользования) невозможно. Право преимущественной покупки не действует при продаже квартиры в многоквартирном доме, а в данном случае речь идет о помещениях, расположенных в одной квартире, поэтому ссылка суда на ст.