Смекни!
smekni.com

Доказательства в гражданском процессе 5 (стр. 11 из 17)

Судебным признанием являются и письменные объяснения сторон, при ее отсутствии в заседании, адресованные суду и выполненные в предусмотренной процессуальной форме.

Судебное признание рассматривается как доказательство, так как подтверждает факты и доказательства, на которые ссылается другая сторона. Такое признание может быть принято судом как доказательство лишь в том случае, если суд не сомневается, что та­кое признание было сделано не с целью скрыть действительные обстоятельства дела, а также не под влиянием обмана, угрозы, заблуждения. Если признание не принято, акты подлежат доказыванию на общих основаниях /ч.2, ст.60 ГПК РСФСР/.

Признание, сделанное вне суда, называют внесудебным. Такое признание не воспринимается непосредственно, поэтому оно долж­но быть доказано в суде лицом, которое на него ссылается. Про­тив деления признания на судебное и внесудебное выступил С.В. Курылев. Он считал, что внесудебное признание нельзя рас­сматривать, как судебное доказательство. Автор данной работы считает, что внесудебное признание в процессе доказывания выступает в качестве доказательственного факта.

Для вынесения правильного решения такое признание должно быть тщательно проверено.

Так гр-ка П. обратилась с иском к гр-ну Р. об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка. Ответчик перед родственниками истицы признавал себя отцом ребенка и высказывал намерения оформить заключение брака в органах ЗАГС. Кроме того, в одном из своих писем ответчик признавал себя отцом ребенка.

Через некоторое время он стал свое отцовство отрицать. Верховный Суд РСФСР отменил решение народного суда. Основанием отмены послужило недостаточное исследование фактов, в частности внесудеб­ного признания ответчика.

В юридической литературе различают простое признание и квалифицированное.

Простое признание не содержит никаких оговорок и условий, тогда как в квалифицированном содержится оговорка или ссылка на какие-то обстоятельства. Например, ответчик признает факт причине­ния вреда потерпевшему, но ссылается на то, что вред причинен по неосторожности истца. Лицо, сделавшее такое признание, обязано до­казать свою оговорку. От признания факта следует отличать призна­ние иска. По юридической природе - признание иска - волеизъявление стороны с процессуальными или в отдельных случаях с материально-правовыми последствиями.

С точки зрения теории формальных доказательств, признание

стороны является совершеннейшим доказательством, обязательным для

су­да и не подлежащим переоценке суда.

Оно освобождает стороны от дальнейшего доказывания признанных

фактов и обязывает суд вынести решение, соответствующее признанию.

Идея о признании как лучшем доказательстве, проводилась, например, в

России в процессуальных нормах Воинского Устава Петра I /1716 год, 13

марта/. Так ст.1, гл.2. ч.2 Воинского Устава гласит :"Когда кто признает,

чем он ви­нен есть, тогда дальяго доказу не требует, понеже собственное

при­знание есть лучшее свидетельство всего света".

Взгляды на признание стороны как на лучшее доказательство, основанные на теории формальных доказательств, всегда подвергались резкой критике в теории доказательственного права России.

Теории доказательств и гражданский процессуальным закон не ставят в особое положение по сравнению с другими доказательствами объяснение стороны, содержащие признание: они должны быть исследованы и оценены в совокупности с другими доказательствами.

Таким образом, в гражданском процессе различаются два института: институт признания фактор стороной как доказательство и институт признания иска, как акт распоряжения материальным и процессуальным правом только ответчика.

2. Показания свидетелей

Наиболее распространенным видом доказательств в гражданском процессе являются показания свидетелем. Это связано с тем, что те или иные события, происходят, как правило на глазах людей, остав­ляя след в их со знании. Естественное стремление человека говорить правду обуславливает достоверность свидетельских показании. В соот­ветствии с ч.1, ст.61 ГПК РСФСР свидетелем может быть любое лицо, которому могут быть известны какие-нибудь обстоятельства, относящие­ся к делу. В этой же статье указаны лица, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей.

Вопрос о возможности привлечения в качестве свидетелей детей поставлен целиком на усмотрение суда по каждому конкретному случаю. Процессуальный закон /гражданский и уголовный/ не устанавливает для свидетеля определенного возраста потому, что люди в детском возрасте развиваются различно и психика под влиянием различных фак­торов у одних получает более раннее, у других не такое раннее развитие.

В качестве свидетеля суд вправе привлечь ребенка с доста­точно развитой психикой, который способен правильно воспринимать и сохранять в памяти события окружающего мира, а также воспроизводить их в суде путем рассказа ой этих событиях. Неограничен­ность возраста - один из специфических признаков, который отлича­ет свидетеля от других субъектов гражданского процессуального пра­воотношения. Другим признаком является отсутствие юридической заинтересованности. Неюридическая заинтересованность /родственные отношения, служебные отношения, дружба и т.п./ не являет­ся препятствием для выступления в качестве свидетеля. Хотя, в ст.51 Конституции России говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, то есть указанные липа могут отказаться от свидетельствования и суд не имеет, в силу наличия правового основания такого от­каза права принудить гражданина давать свидетельские показания.

Важнейшим признаком свидетеля является непосредственное восприятие им обстоятельств дела. Свидетель, как и эксперт, не яв­ляется участником материально-правовых отношений, но в отличие от эксперта свидетель никаких исследований не проводит.

Свидетель становится носителем сведений о фактах именно в результате стечения обстоятельств, в результате того, что он попа­дает в какую-либо связь с воспринимаемыми фактами.

Свидетель дает показания в устной форме, которая обеспечивает непосредственное восприятие судом его показаний. Законом установ­лен ряд исключений из принципа непосредственности, когда показания свидетелем могут быть даны суду в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или других уважи­тельных причин не в состояний явиться по вызову суда. свидетель­ские показания могут быть получена другим судом в порядке выполне­ния судебного поручения, свидетели могут быть допрошены при отло­жении разбирательства дела. В некоторых случаях допускается исполь­зование свидетельских показаний, полученных в другом органе /нота­риальной конторе/ в порядке обеспечения доказательств.

Сведения о фактах, содержащиеся в свидетельских показаниях, являются судебными доказательствами. Источников, сведений о фактах является свидетель. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обя­зано указать какие обстоятельства дела может подтвердить этот свидетель. Судья, в порядке подготовки дела, сообразуясь с другими средствами доказывания, решает вопрос об удовлетворении ходатайст­ва. После вызова суда лицо, способное давать показания как свиде­тель становится свидетелем. Показания свидетеля, как правило, сооб­щения о фактах, которые были восприняты лично им, но возможно и по­лучение сведений от другого лица. В отличии от уголовно-процессуального закона в гражданском процессуальном законе не содержится пра­вила, согласно которому доказательствами не могут служить факти­ческие данные сообщаемые свидетелем если он не может указать ис­точник своей информации. В оценке такого расхождения двух законов среди ученых нет единого мнения. Одни из них считают, что недопус­тимо свидетельство по слухам, так как источник его не может быть проверен.

Другие полагают, что во введении такого ограничения в законе нет никакой необходимости, объясняя это тем, что свидетель может забыть источник информации, но верно помнить содержание сведений о фактах.

Автор данной работы считает, что вопрос о достоверности та­ких доказательств может быть решен положительно с учетом всех дру­гих доказательств по делу в стадии оценки доказательств. Знание о фактах, сформированные в процессе их восприятия с помощью орга­нов чувств сохраняются в памяти свидетеля и воспроизводятся им в судебном заседании.

В целях получения наиболее достоверных показании с учетом психологических особенностей человека законом предусмотрены определенные правила исследования показаний свидетелей.

До получения объяснений сторон и третьих лиц все свидетели удаляются из зала. После получения объяснений суд устанавливает последовательность вызова свидетелей для дачи показаний. Каждый свидетель допрашивается отдельно. Допрошенные свидетель остается в зале заседания до окончания разбирательства дела /ст.168 ГПК РСФСР/. После свободного рассказа свидетеля, переходят к постанов­ке перед ним вопросов, последовательность постановки которых уста­навливается с учетом действия принципа состязательности процесса. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель. Такой процессуальный порядок исследования показаний свидетелей обеспечивает их наибольшую объективность и достоверность. Недооцен­ка свидетельских показаний может привести к отмене судебного реше­ния.