Смекни!
smekni.com

Значение Римского в истории правового развития человечества и в современной юри (стр. 1 из 2)

значение Римского в истории правового развития

человечества и в современной юриспруденции.

Римское право определило не только практику, но и теорию.

остатки римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе.

Р.П. - явилось синтезом всего

юридического творчества античного мира, оно легло в качестве

фундамента для правового развития новых народов в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких

случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно

считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Цель изучения:

Волею нашей исторической судьбы мы, русские, Отстали и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права — с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше.

Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга —

"durch das romische Recht, aber uber dasselbe hinaus" —"через римское

право, но вперед, дальше его". Усвоив то, что было создано предками,

потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы

они могли быть решены раз навсегда.

История римского права.

Римское право развивалось в тесной связи с историей Римского государства. Это государство прошло в своем развитии ряд этапов: 1). царский период (VIII – VI вв до н.э.); 2). период Республики (V – I вв до н.э.); 3). период Империи, который в свою очередь делится на два подпериода: I в до н.э. – IIIв н.э. – принципат, III в н.э. – Vв н.э. – доминат.

Для каждого из этих этапов были характерны особенности государственного устройства Рима и, соответственно, римского права. В период царей Рим еще находился на полупервобытной, патриархальной стадии развития. Римское право тогда представляло собой совокупность обычаев, отражавших примитивный склад жизни римской общины. В эпоху Республики появляется письменное право, расширяются границы и формы применения римского частного права. Особенно важными для этого процесса были также факторы как: 1). возрастание значения частной собственности; 2). расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан
(ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Право народов (ins gentium) распространяло свое действие не только на перегринов, т.е. «иностранцев», живших в Римском государстве, но и на граждан, поскольку они вступали во взаимоотношения с перегринами. В поздней Римской империи возникает потребность в кодификации права. Развитие римского права увенчалось составлением в Византии при императоре Юстиниане свода гражданского права, так называемых «Дигестов».

Падение Римской империи не привело к исчезновению римского права. В
XI веке в Западной Европе заново были открыты «Дигесты», что привело к новому расцвету римского права в Италии, Испании и Южной Франции. На протяжении XV – XVI веков происходила рецепция римского права в Германии. В начале XIX в. («Гражданский кодекс» Наполеона) римское право было оттеснено во Франции в 1900г. – в Германии. Но влияние римского права в современном цивилизованном мире продолжается и поныне.

Предмет и значение изучения римского права.

Римское право – это система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право и публичное право. Римское право возникло в рабовладельческом обществе, но оно могло применяться и в обществах феодальном, буржуазном, поскольку представлялось классическим правом общества частной собственности.

Для римского общества понятие «частного права» (ins privatum) не совпадало с понятием «гражданского права» (ins civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Поэтому существовало два разных понятия:
«частное право» и «гражданское право». Кроме того существовало понятие
«право народов» (ins gentoum) возникшее в связи с завоеванием римлянами обширных территорий в Средиземноморье.

Необходимо в рамках римского права различать публичное право (ins publicum) и частное право (ins privatum). Публичное право – это то право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (т.е. относится к положения
Римского государства); частное право – это то право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (т.е. касается выгоды, интересов отдельных лиц).

Изучение римского частного права имеет важное значение. Оно позволяет понять исторические корни современного гражданского права и подготовиться более основательно к изучению последнего.

Источники римского права.

Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.

Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц "fons omnis publici

privatique iuris" источником всего публичного и частного права. Слово

"источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло

могучее дерево римского права; Ливии хотел термином "источник" обозначить

начало, от которого идет развитие римского права.

На протяжении римской истории имели значение следующие виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.

Обычное право – это древнейшая форма образования римского права.
Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров).
Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам.

Эдикты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов.
Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела.
Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права.

Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы
Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жизни
Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи.

ОТГРАНИЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРАВА ОТ ПУБЛИЧНОГО

Как система юридической централизации, так и система децентрализации,

как публичное право, так и частное, восполняя друг друга, одинаково

необходимы для здорового социального тела. Частное право может быть в

истории шире или уже, но едва ли когда оно может исчезнуть вовсе. Во всяком

случае в прошлом человечества оно явилось могучим фактором прогресса.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО И ЗАКОН

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (ius

scriptum) и неписаным (ius поп scriptum). Писаное право — это закон и

другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в

определенной редакции. Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой

практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не

получают признания и защиты от государственной власти, они остаются

простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и

защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют

обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью,

придающей им форму закона.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского

права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores

maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика); сюда же надо отнести:

commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов); commentarii

magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и пр., в

императорский период применяется термин consuetude (обычай).

ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ

1. Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского

права, являются эдикты магистратов.

Термин "эдикт" происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим

первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному

вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного

объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной

форме) республиканские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай

писал, что особенно важное значение имели эдикты: 1) преторов (как

городского, ведавшего гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими

гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по

спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами)

и (соответственно в провинциях) правителей провинций, а также 2) курульных