Смекни!
smekni.com

Правовая культура (стр. 4 из 5)

Основными же направлениями борьбы с правовым нигилизмом признаются:

· укрепление режима законности в стране;

· реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

· гарантированность прав и свобод человека;

· совершенствование правовой системы;

· повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

· обеспечение в стране правопорядка;

· правовое воспитание.

Правовой идеализм

Наряду с правовым нигилизмом существует такое своеобразное явление как правовой идеализм (иногда его ещё называют правовым романтизмом). Это явление прямо противоположно нигилизму. Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – имеет несколько связанных между собой понятий:

1. в поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т.е. к идеализации действительности (почти синоним оптимизма);

2. далее идеализмом называются преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных над материальными;

3. более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного духовного порядка и др. (В. С. Соловьёв “Идеализм”).

Т. е. можно сказать, что правовой идеализм – это переоценка права и его возможностей, проявляющаяся в следующих формах:

1. нереалистичное отношение к праву со стороны учёных-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление “писаного” и “неписаного права”;

2. слепая вера граждан в “хорошие законы”, которые способны быстро изменить жизнь;

3. буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

4. идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей;

5. неадекватное понимание должностными лицами и госорганами возможностей закона;

6. увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрение многих судебных дел).

Причины распространения идеализма в российском обществе: особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; историческое всемогущество государства (и подчиненного ему права); идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; неразвитое и деформирование правосознание; юридическое невежество; дефицит политико-правовой культуры и др.

Правовой идеализм также опасен, как и правовой нигилизм и, несмотря на то, что суть этих явлений прямо противоположна, основные пути борьбы с ними схожи. Так бороться с правовым идеализмом, можно используя следующие пути борьбы:

· укрепление режима законности в стране;

· гарантированность прав и свобод граждан;

· уменьшение частоты принятия и количества нормативно0правовых актов с параллельным улучшением их качества;

· уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

· создание надёжных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

· правовое воспитание.

Всё выше сказанное позволяет сделать определённые выводы:

Правовая демагогия

Ещё хотелось бы более подробно остановиться на таком понятии как правовая демагогия. Правовая демагогия, как особый вид социальной демагогии, представляет собой юридически значимое воздействие на чувства, знания и действия людей (греч. dеmagogia, от demos– народ и ago – веду). Она связана с обманом в определённых целях, “с активным влиянием” на сознание, разум и деятельность лиц, представляющих интерес для демагога. Итак, правовая демагогия – это особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно-опасном, намеренном, обманном, конфликтном внешне эффектном воздействии лица либо различных объединений на чувства, действия доверяющих им людей путём различных форм ложного одностороннего либо грубо извращённого представления правовой деятельности для достижения собственных порочных коростных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству.

Субъектами правовой демагогии являются отдельные лица или их организации (объедения), участвующие в политико-правовой деятельности. И. А. Ильин отмечал: “Демагоги преследуют в политике не всенародный интерес и не государственные цели; они имеют в виду частный интерес своей политической партии и своего класса, а в худшем случае – частный интерес своей личной карьеры”.

Объектом правовой демагогии (предметом) выступает только юридическое явление.

Существуют особые формы проявления правовой демагогии, например: требование, принять нормативно-правовой акт по предмету, который не может быть объектом юридической регуляции; предложение отменить научно обоснованный и эффективный нормативно-правовой акт, который является обременительным для определённой части граждан, но в целом необходим отдельному государству или всему мировому сообществу; сугубо эмоциональная критика конституции и иных законов государства; обвинение того или иного известного деятеля, должностного лица, влиятельной организации в совершении тяжкого преступления без предоставления достаточных реальных доказательств; предложение о необходимости “сотрудничества” власти и мафии и мн. др.

В рамках данного вопроса выделяют также такие понятия как:

· правовой дилетантизм – имеет место тогда, когда лицо или организация вольно обращается с текстом закона либо с оценками юридической практики, но не в силу корыстных целей, а от незнания или небрежного отношения к юридическим ценностям;

· юридический фетишизм – выступает лишь средством правовой демагогии и представляет собой гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-политических и др. средств;

· популизм – это не демагогия, а объединение различных социальных сил с различными политическими и религиозными убеждениями, выражающее совокупность очень широких общих интересов, направленное против общего врага, играющее на нуждах и потребностях;

· правовой цинизм – крайнее проявление правовой демагогии; проявление её наиболее вызывающих форм.

Правовое воспитание

То, что в прежние времена делалось

с помощью наследственности, векового обычая,

преданий семейственных и народных,

- теперь может быть достигаемо только с помощью образования.

Э. Ренан

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень и очень велика и как было указано выше, оно является одним из способов борьбы с такими опасными явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы (из постановления ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. “О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся”).

В рамках этого вопроса выделяют такие понятия как форма правового воспитания, метод правового воспитания и систему правового воспитания.

Формы правового воспитания, по мнению В.П. Зенина, Н.И. Козюбры, В.В.Оксамытного – это способ внешнего выражения деятельности, с помощью которых ниже указанные субъекты проводят работу по воспитанию граждан в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально-правовую активность.

В настоящее время выделяют следующие формы (иногда называют направлениями) правового воспитания:

1. формирование правосознания и правовой культуры в семье;

2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

3. профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;

4. самовоспитание;

5. выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

6. осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

7. создание общедоступных компьютерных баз данных (“Консультант-плюс”, ”Гарант”, ”Кодекс”), а также распространение правовой информации через Интернет.

Методы правового воспитания, по мнению тех же авторов – это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности.

Основными методами правового воспитания (в некоторой литературе называют способами):

1. убеждение; 2. предупреждение; 3. поощрение; 4. принуждение; 5.наказание.

Убеждение и принуждение являлись основными методами правового воспитания в советский период, а точнее – их “умелое сочетание”.

Систему правового воспитания эти же авторы определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.