Сущность государства и его социальная роль

Введение Вопрос о сущности такого основополагающего феномена общественной и международной жизни, каким является государство,- столь же древний, сложный и многогранный, сколь и сам институт государства. К нему неизменно обращались философы и правоведы на всех этапах развития государственности и межгосударственных отношений, начиная со времен античности вплоть до наших дней.

Введение

Вопрос о сущности такого основополагающего феномена общественной и международной жизни, каким является государство,- столь же древний, сложный и многогранный, сколь и сам институт государства. К нему неизменно обращались философы и правоведы на всех этапах развития государственности и межгосударственных отношений, начиная со времен античности вплоть до наших дней.

Возникновение тех или других доктрин обусловливалось и эволюцией философской мысли, и разнообразием в подходах к систематизации отдельных форм деятельности государства.

Вопрос о сущности государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в современных условиях. Исследовав международно-правовые признаки государства, можно с достаточной степенью определенности сказать, является ли та или иная территориальная организация населения суверенным государством, субъектом, обладающим универсальным качеством международной правосубъектности, а следовательно, и порождаемым ею набором прав и обязанностей; имеет ли данное образование все предпосылки для его международного признания; будет ли иметь место международное правопреемство в случае изменения государственно-территориальной ситуации.

В.Е.Чиркин отмечает, что «сущность государства рассматривается философами и правоведами двояким образом: как философская сущность и как социальная сущность»[1] . С позиций философской оценки сущность понимается как особое явление в обществе самых разных стран, но обладающее наиболее общими признаками. Социальная сущность государства, его социальная роль связана, прежде всего, с природой государственной власти. В данной работе рассмотрим основные вопросы сущности государства и его социальной роли, а также основные тенденции развития государства в современных условиях.

Изучение сущности государства, как особого института общества, отличного от других общественных явлений, связано, прежде всего, с вопросом о возникновении государства.

1. Сущность государства

1.1. Возникновение государства: различные теории

Вопрос о возникновении и понятии государства является сложным. Это один из коренных вопросов дискуссии, которая длится многие века. Существует множество доктрин, с позиций которых объясняют процесс возникновения государства, формулируют понятие государства, дают его определение, указывая его наиболее характерные черты и выделяя его из других общественных явлений.

Каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, творивших в разное время, в неодинаковых социально-политических условиях. За время существования науки теории государства и права были высказаны и обоснованы с той или иной степенью достоверности десятки самых разных гипотез. Многие из предложенных концепций (например, органические теории, которые пытались объяснить природу государства по аналогии с человеческим организмом, анималистские (от латинского слова «животное») идеи, сравнивавшие организацию государства с колониями пчел, муравьев и т.д.) почти целиком относятся к прошлому и не оказывают влияние на современную науку, другие, хотя они были сформулированы столетия, а то и тысячелетия тому назад, продолжают использоваться в науке. Учёные выделяют следующие основные теории происхождения государства.

1.1.1. Теологическая теория

Теологические взгляды на природу государства зародились еще в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии, но как определенное направление, хотя и с разными истолкованиями священных текстов, они сложились в иудаизме, христианстве, исламе.

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Рассматривая процесс создания государства как акт Божественной воли, ученые-теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь есть его наместник на Земле, как, по учению Римской церкви, Папа - наместник Христа на Земле в делах не только духовных, но и светских. Уже философы античной древности (Платон, Аристотель) считали законы откровением и даром богов, а по Кодексу Юстиниана, государь является посланником Божьим на земле.

В средневековой Европе в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классиков католицизма - Августина Аврелия и Фомы Аквинского) необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой - из определенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению.

Так, в теологических воззрениях святого Августина противопоставляются друг другу абсолютная вечность Бога и реальная изменчивость материального и человеческого мира, «Град Божий» и «Град земной». Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, другой мыслитель Средневековья - Фома Аквинский - утверждал божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т. е. в разуме Бога, это «свет естественного разума»[2] .

В целом же теологическая теория, представителями которой также являются Митрополит Илларион, Владимир Мономах, Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, Митрополит Филарет, настаивает на божественной природе власти государства, утверждает универсальный тезис cловами апостола Павла: «Нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены»[3] .

В теологическом подходе помимо ортодоксальных идей были и другие взгляды по вопросу о государстве. Наиболее известным сочинением этого рода является книга арабского автора Ибн-ХальДуна (XIV-XV вв.) «Пролигомены». Он полагал, что государство возникает в связи с переходом от равенства к господству и вырастает из власти собственников. Оно представляет собой объединение (группу) людей, обладающих собственностью, а также вооруженных профессионалов.

Как считает Р.С. Кокорев, в настоящее время «второе рождение» переживает теологический подходк понятию государства, и связано это возрождение, прежде всего с духовно-нравственным подъемом России. «Исторически религия в России доказала свою жизненную силу. Несмотря на длительное пренебрежение к ней со стороны властей, она сохранила свой регулирующий потенциал и вновь играет существенную роль в жизни общества»[4] . В религиозных нормах важное место занимают такие общечеловеческие ценности, как мир, справедливость, всеобщая безопасность, ненасилие, права личности, сотрудничество, равенство, международный правопорядок и др. Государства же призваны быть проводниками всех этих высоких идей и ценностей в жизнь.

Поэтому необходимо отметить, что, несмотря на свое религиозное содержание эта теория, возникшая в глубокой древности, отражает реальности, ранее связанные с теократическими формами государств, ныне же с возрастающей ролью религии в жизни общества. Важным аспектом этой теории является тот факт, что освящение государства и власти Божественным первоисточником, высшим моральным началом придает им - государству и власти - и силу авторитета, и безусловную моральную обязательность их политическим решениям.

1.1.2. Теория общественного договора

Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникновения государства является договорная (естественно-правовая) теория, в зачаточном виде сформулированная уже у Аристотеля, Цицерона, других философов древности и получившая распространение в XVII-XVIII вв. в трудах европейских ученых: Г. Гроция, Б. Спинозы, Т.Гоббса, Э. Ваттеля, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищева. Противопоставляя договорную теорию происхождения государства божественной (теологической) теории, голландский мыслитель Гуго Гроций отмечал: «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть»[5] . Согласно данной теории государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт - общественный договор.

Так как люди являются по природе свободными и равными, считали сторонники договорной теории, то никто не может быть подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Поэтому единственно возможным средством для выхода из естественного состояния и подчинения людей политической власти является соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы мирно жить. В основу первоначального договора, по мнению основателей договорной теории, должно было быть положено условие о подчинении всех его участников большинству. Для того чтобы государство способно было выступать как единое целое и продолжать оставаться единым сообществом, необходимо, чтобы это целое двигалось туда, куда влечет большая сила, которую составляет согласие большинства. Поэтому каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным. Таким образом, при помощи общественного соглашения возникает политическое сообщество - государство.

1.1.3. Классовая теория

Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (в основном экономического) характера.

По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина), государство появляется как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми интересами - все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало принуждение одного класса другим.

«Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»[6] .

При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является, по мнению авторов классовой теории, идеальным вариантом модели социального развития. В этой связи Ф. Энгельс отмечал: «Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором»[7] .

1.1.4. Психологическая теория

Представителями психологической теории происхождения государства являются французский ученый Г.Тард и русский ученый Л.И.Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других - подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

«Основной недостаток психологической теории возникновения государства заключался в том, что её авторы не учитывали, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней»[8] .

1.1.5. Теория насилия

Авторы данной теории (Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер) признавали насильственный характер возникновения государства. По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов.

Теория насилия рассматривает возникновение государства как в результате внешнего воздействия, когда более агрессивное племя подчиняет менее агрессивное, так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших».

В отличие от классовой теории, в рамках которой экономика рассматривалась в качестве основы, теория насилия обосновывается тезис о первичности политики, а именно о первичности политического насилия. «При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же естественное явление, которое порождает единство противостоящих друг другу элементов: государств-победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов»[9] .

1.1.6. Иные теории возникновения государства

В.Е.Чиркин отмечает, что «в настоящее время в литературе, особенно французской, которая влияет и на ученых других стран, широко используется в разных вариантах олигархическая теория возникновения государства (олигархия в переводе с древнегреческого - власть немногих). «Когда олигархи берут на себя функции всего общества, появляется политическая власть и рождается государство», - пишет французский политолог Е. Шантебу»[10] . Согласно ей, в любом человеческом сообществе (племени, общественном объединении) существует определенная иерархия людей и их групп, первоначально возникающая из естественного неравенства людей, их неодинаковой физической силы, способностей и т.д. В результате выделяется элита (верхушка общества), олигархия, которая становится во главе сообщества.

Сильная сторона этой концепции в том, считает В.Е.Чиркин, что она учитывает конфликтность процесса возникновения государства,. Однако она игнорирует другой параллельный процесс: постепенное создание обществом необходимых ему руководителей, органов для выполнения «общих дел», что проистекает из процессов развития самого общества, все более углубляющегося разделения труда в нем. Кроме того, возникающее и затем существующее государство само порождает олигархию. Наконец, олигархическая концепция трактует возникновение государства как слишком плавный процесс. Она недооценивает борьбу классов и социальных групп, а также роль насилия, которое использовалось правящей элитой против недовольных «низов» и усилило создание государства.

1.1.7. Многофакторный подход к возникновению государства

В настоящее время в науке большинство ученых первоначальное возникновение государства рассматривают в связи с действием различных причин. Среди них: необходимость выполнения общих дел, разделение труда, его специализация и выделение управленческого труда (сначала на базе обособления от общества племенных вождей и их приближенных, военных дружин), возникновение частной собственности и классов, демографические факторы, психологические факторы, антропологические факторы (организованность, в том числе во властной коренится в самой природе человека, т.к. социальность является основополагающим для человека существенным качеством). Существующие теории охватывают отдельные признаки государства, хотя и преувеличивают, универсализируют их. В этой связи В.А. Туманов отмечает: «Понятие государства одно, но существенные признаки его достаточно многогранны и многочисленны, причем при методологически правильном подходе к раскрытию этого понятия одни из этих существенных признаков отнюдь не исключают других, а наоборот, взаимно дополняют друг друга».[11]

1.2. Типы государства

Изменяющаяся сущность государства, его эволюция отражается в типе государства.

Первые попытки выведения общих закономерностей формирования государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых, осуществляемые государством функции. По количественному признаку различаются государства, где основные властные полномочия принадлежат единоличному главе государства, государства, управляемые коллективным органом власти, и наконец, такие государства, где принятие наиболее важных решений непосредственно зависит от большинства населения. В зависимости от сущности механизма государственного функционирования Аристотель выделяет правильные и неправильные государства. К правильным формам относятся монархии (единоличная власть монарха направлена на достижение общественного блага), аристократии (власть немногих «лучших», заботящихся о государственных и общественных нуждах), демократии (властные полномочия осуществляются непосредственно населением). К неправильным Аристотель относит деспотию (произвольную, ничем и никем не ограниченную власть тирана), олигархию, при которой представители власти заботятся о собственных материальных интересах в ущерб общегосударственным, и наконец, охлократию - «власть толпы».

В современном государствоведении выделяются самые разные критерии типологии государства. Проводится типологическая классификация по таким критериям, как: роль религии (теократические и светские); политический режим (демократические и антидемократические); форма правления (республики и монархии); территориальное устройство (унитарные и федеративные); географическое расположение и отношение к частям света (западные, восточные; европейские, азиатские, африканские, американские и др.).

Отмечая разнообразие подходов к рассмотрению проблемы типологии государства, ученые выделили два наиболее часто используемых и воспринимаемых в качестве основных подхода: формационный и цивилизационный.

Сторонники формационного подхода рассматривают государство как специфический социальный орган, возникающий и отмирающий на определенном этапе развития общества. Деятельность государства при этом носит преимущественно принудительный характер и предполагает силовые методы разрешения классовых противоречий.

Цивилизационный подход ориентирован на познание этапов государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную.

1.2.1.Формационный подход к типологии государств

Суть данного подхода заключается в рассмотрении категории общественно-экономической формации в качестве основополагающего критерия отнесения государства к соответствующему историко-экономическому типу. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и распределения материальных благ.

При формационном подходе к типологии государства:

- во-первых, тип государства определяется типом соответствующей общественно-экономической формации;

- во-вторых, государство есть орган, при помощи которого экономически господствующий класс осуществляет угнетение эксплуатируемых классов;

- в-третьих, смена формаций обусловлена противоречиями в экономической сфере. Суть данных противоречий заключается в прогрессивном характере производительных сил и консервативном характере производственных отношений. Конфликт между «экспроприаторами и экспроприируемыми», с одной стороны, означает окончание предшествующей, а с другой - начало следующей формации, в рамках которой происходит становление соответствующего государства;

- возникновение, развитие, кризис и разрушение формации представляет собой циклический процесс. Каждая предшествующая формация выступает в качестве предпосылки последующей, более прогрессивной. Основными историческими типами государств согласно формационному подходу являются: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства.

Давая общую оценку теории формации как идейного обоснования формационного подхода к типологии государства, Р.А.Ромашов отмечает в качестве безусловного ее достижения четкость и последовательность логических конструкций, вместе с тем обращает внимание на односторонность данного подхода. «Соотношение производительных сил и производственных отношений, безусловно, является важнейшей характеристикой любой социально-политической системы. Вместе с тем попытка объяснения всех проблем, возникающих в сфере общественной жизнедеятельности, опираясь исключительно на экономический инструментарий, изначально не может рассматриваться в качестве универсального средства познания»[12] .

1.2.2. Цивилизационный подход к типологии государства

При цивилизационном подходе критерием отнесения к определенному типу выступает принадлежность того или иного государства к определенной цивилизации. Но вместе с тем данный подход позволяет избежать односторонности, свойственной формационному подходу, в рамках которого преувеличивается роль экономического фактора. Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную - во всем многообразии общественных связей.

Крупнейшим представителем цивилизационного подхода в типологии государств является А.Дж.Тойнби. По мнению ученого, основной единицей человеческой истории является само общество, делящееся на человеческие коллективы «примитивные», неразвивающиеся, и «цивилизации». В рамкахцивилизационной типологии Тойнби тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными культурными факторами.

Пытаясь определить число самостоятельных цивилизаций, Тойнби первоначально выделял около 100 видов, однако впоследствии число сократилось до 21 в 16 регионах. В частности, он «описывал египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и другие виды цивилизаций».[13] В соответствии с указанной градацией мировых цивилизаций осуществляется и типологическая классификация государств

В настоящее время в цивилизационном подходе к типологии государств преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления является «теория стадий экономического роста» У. Ростоу. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Таким образом, можно сделать вывод, что цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые при всем их различии имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.


1.3.Понятие и признаки государства

Все имеющиеся точки зрения, связанные с сущностью государства как социально-политического явления, могут быть сведены в две концепции: организационную и функциональную.

В рамках организационной концепции государство представляет собой форму социальной организации. По мнению В.Е. Чиркина: «Государство - это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая, прежде всего (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи» . [14]

Функциональная концепция понимания государства предполагает его восприятие в качестве системы отношений, состояния упорядоченной политико-правовой реальности. В рамках концепции государство рассматривается как сложившийся в пределах определенной территории и обеспечиваемый при помощи публичных регулятивно-охранительных механизмов порядок управления обществом.

Данный порядок носит нормативный характер и объединяет общезначимые правила поведения, принимаемые от имени всего государственно организованного сообщества относительно небольшим по числу аппаратом управленцев - государственной бюрократией.

Основанием государства - организованного политического порядка является взаимное стремление власти и подвластных к общему благу, а это, в свою очередь, предполагает поиск и нахождение компромисса между публичными, корпоративными и частными интересами субъектов социально-политической организации. Любое государство характеризуется целым рядом признаков. К таким признакам относятся:

- государственная территория,

- институт гражданства,

- публичная политическая власть,

- государственный суверенитет.

1.3.1.Наличие государственной территории

Под государственной территорией принято понимать пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.

Территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нормального функционирования государства.

Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства.

1.3.2.Институт гражданства (подданства)

Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровно-родственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод, как в самом государстве, так и за его пределами.

Гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».

К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от состояния в гражданстве (подданстве) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, право на осуществление определенных видов деятельности, право на занятие ряда должностей в государственном аппарате и др.

1.3.3.Аппарат публичной политической власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев.

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером - властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

1.3.4.Государственный суверенитет

Являясь важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой - означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).

Таким образом, с учетом перечисленных признаков государства можно дать следующее определение: государство - это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

2. Функции государства

2.1.Понятие и признаки функций государства

Сущность государства проявляется через осуществляемые им функции. Наиболее существенными признаками функций государства является то, что:

- функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства;

- в функциях воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политико-правовой системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене;

- функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти;

- функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Исходя из перечисленных признаков, В.Е.Чиркин дает следующее определение функций государства: «Основные направления деятельности государства принято называть функциями государства»[15] . Р.А.Ромашов в своем определении подчеркивает социальную направленность функций: «Функции государства - это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства» [16] .

Таким образом, функции определяются основными задачами государства и могут быть неодинаковыми у разных государств, у одного и того же государства на разных этапах его развития. Функции зависят от социальной природы государства. В условиях рабовладельческого государства функции являются иными, чем в современном демократическом государстве капиталистического общества, а так называемая функция подавления сопротивления эксплуататоров присуща только тоталитарному социалистическому государству диктатуры пролетариата.

От функций государства следует отличать функции государственных органов, которые зависят от задач такого органа. Их функции государственных органов представляют собой лишь часть государственного механизма и нев состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться и как функция государства, и как функция государственного органа - Государственной Думы. Государственная Дума, обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы. Это может сделать только государство в целом. При этом реализация данной функции государства предполагает объединение законотворческих функций нескольких государственных органов, к числу которых наряду с рассмотренной законотворческой функцией Государственной Думы относятся функции Совета Федерации -органа,одобряющего принятый Государственной Думой закон, Президента РФ, подписывающего закон, и государственных средств массовой информации, в изданиях которых данный закон публикуется.

2.2.Классификация функций государства

В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.

Критерии классификации функций государства:

- по сфере государственной деятельности - внутренние, внешние;

- по продолжительности - постоянные, временные;

- по социальной значимости - основные, производные;

- по содержанию государственной деятельности - политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т. п.

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такому подходу функции подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. К внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и другие:

политическая функция включает в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти;

экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой (например, существуют разрешаемые и запрещенные формы предпринимательской деятельности, государство обеспечивает свободу конкуренции и борется против неоправданного монополизма; (в некоторых отраслях экономики в России существуют так называемые естественные монополии: Газпром, железные дороги и др.), занимается планированием или прогнозированием экономического развития, устанавливает государственные цены на некоторые товары и т.д.);

социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в частности, это предоставление социальных услуг обществу в целом и государственная поддержка обездоленных слоёв населения (бедных, инвалидов, престарелых,а,например, в Индии - так называемых зарегистрированных каст и племен, отставших в своем развитии, в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993г. всем гражданам России гарантировано право на достойный образ жизни).

Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления - независимости в международной сфере.

Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства.

Защита государственного суверенитета на международной арене может осуществляться также посредством международного сотрудничества, которое рассматривается как процесс договорных отношений между государствами в целях получения определенных позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Важной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми системами.

В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.

Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция России, к примеру, закрепляет характеристику нрав и свобод человека и гражданина в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.

Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.

2.3.Организационно - правовые основы реализации функций государства

Любая функция реализуется в форме деятельности. Процесс реализации функций государства не является исключением и предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства относят правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность - это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.

Исполнительно-распорядительная деятельность- это деятельность, направленная на реализацию исходящих от государства властных велений. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли воплощены в реальной жизни принимаемые компетентными государственными органами правовые акты или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению государственно-властных предписаний лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Эта повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т. п.

Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правопорядка, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.

Неправовые (организационные) формы охватывают большой объём организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства. Вместе с тем мероприятия организационного характера непосредственно не связаны с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

3. Социальная роль государства

В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

В рамках современного государствоведения широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в обеспечении интересов, касающихся безопасности социума в целом и самого государства как элемента социальной системы в частности. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности обеднял и в известной мере искажал представление о государстве.

Любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т. д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером - менталитетом и т. д.).

Социальная роль современного реального социального государства имеет две стороны. С одной стороны, это предоставление социальных услуг населению. В какой-то мере эти задачи государство выполняло всегда. Возникнув как институт для выполнения "общих дел", организация, вводящая социальные конфликты в определенные рамки, чтобы не допустить анархии и распада общества, государство устанавливало соответствующие правила, создавало средства связи, строило дороги, ликвидировало последствия стихийных бедствий и т.п. Это соответствовало общим интересам всего населения, интересам общества (социума) в целом. В современных условиях услуги государства приобрели иной характер. Наряду с общечеловеческими задачами в них явственно проступает адресная социальная направленность. Обязательное и бесплатное общее образование, бесплатные медицинские услуги (обычно для лиц, признанных бедными), пенсии, установление законом минимального размера оплаты труда, другие меры социального характера — все это гораздо важнее не для богатых слоев населения, а для менее состоятельных граждан. В единичных развитых странах (в отдельных вузах) бесплатным является высшее образование

Не менее, а, пожалуй, более важна вторая сторона социальной деятельности современного государства - обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития. Эта идея в неодинаковых, иногда нечетких формулировках, содержится в конституциях разных стран (Италии, Испании, Португалии др.), в том числе и как целеполагание - в Конституции России 1993 г. (ст. 7). Ст.7 Конституции России гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».[17] Активное вторжение государства в социальные отношения является признаком социального государства.

Элементы социального государства существовали всегда, поскольку оно выполняло некоторые «общие дела», но такие элементы были часто ничтожны, незаметны. В современной литературе понятие социального государства чаще всего связывается с предоставлением социальных услуг государственное образование и стипендии студентам (далеко не во всех странах), государственная медицина (без оплаты за эти услуги со стороны больных), пособия по безработице, пенсии, особая забота об инвалидах, детях, максимальная продолжительность допустимого рабочего времени, минимально допустимый размер оплаты труда (в часах, месяцах и т.д.), обязательные дни отдыха, оплачиваемый отпуск и т.д. За счет государственного бюджета и в иных формах государство поддерживает слои населения, находящиеся в худших экономических условиях (безработных, престарелых и т.д.). В Конституции России 1993 г. названы многие из социальных услуг государства. Государство принимает меры, чтобы сгладить формы социального неравенства, хотя в условиях рыночной экономики даже социально ориентированной, ликвидировать совсем социальное неравенство невозможно. Нужно, однако, учитывать, что все эти меры осуществляются государством в конечном счете на основе того до-стояния, которое создано трудом народа, хотя и государство, регулируя общественные процессы, может стать важной производительной силой.

В настоящее время считается (об этом говорится, например, в объяснительной записке к проекту конституции Перу 1993 г.), что государство должно взять на себя только решение вопросов, относящихся к фундаментальным нуждам людей (безопасность, инфраструктура, здравоохранение, образование народа и др.), но одновременно необходима активность граждан, их собственные усилия для обеспечения жизни и себе и своей семье. Необоснованные социальные льготы большинству или значительной части населения, не обеспеченные реально имеющимися ресурсами, как отмечалось, ведут к кризисным явлениям.

В новых конституциях европейских и некоторых других стран появились положения о социальном партнерстве, социальной справедливости, социально-ориентированной экономике, о роли труда, об особой заботе о трудящихся и обездоленных слоях населения, о том, что частная собственность должна служить интересам общества. Принято обширное социальное законодательство (об ограничении рабочего дня, отпусках и выходных днях, о минимуме заработной платы, прожиточном минимуме, пенсиях, об образовании, здравоохранении и т.д.). Ничего этого было у капитализма Х1Х-начала XX вв. Изменилась и практика, произошло "ограничение рыночных сил и конкуренции". Суды активно ограничивают монополистическую деятельность (примеры с компанией "Майкрософт" известны), государство устанавливает фиксированные цены на некоторые товары, тарифы на услуги. На предприятиях (в том числе частных, обычно с числом работающих более 50) созданы рабочие, заводские советы, советы предприятий, введено некоторое участие работников в акциях и распределении части прибыли частных предприятий . Говорится о "человеческих отношениях" между работодателями и работниками, и действительно в процессе производства и распределения возникают некоторые новые отношения все из них абсолютно "человеческие").

Изменилась сама структура связей в системе: человек – коллектив – государство – общество. На первый план выдвигается поиск компромиссов и консенсуса на основе общечеловеческих ценностей. Человек объявлен высшей ценностью, благодаря современным средствам массовой информации большое значение в решении государственных дел приобрело общественное мнение, партии стали необходимым институтом в управлении делами общества. Общественные объединения (иные, чем партии), которые раньше игнорировались и которые еще в начале XX в. рассматривались судами США как "заговорщические организации", созданные для вмешательства в управление "священной" частной собственностью (речь идет о профсоюзах), стали в тех или иных формах оказывать влияние на государственную власть. Именно с различными объединениями и движениями снизу (в основном неформальными) некоторые авторы связывают теперь "третий путь" вразвитии государственности и демократии. Возникают новые государственные формы (президентско-парламентарные и парламентарно-президентские республики, региональные государства, комбинированные международно-правовые и конституционно-правовые образования (наиболее яркий пример - Европейский Союз)).

Можно привести и иные данные, но, видимо, ясно, что общество и государство в развитых странах Европы, Азии. Северной Америки, Австралии, некоторых других странах стали иными. Современное государство конца ХХ-началаХХ1вв. в развитых странах мало похоже на государство XIX - начала XX вв. Оно существует и действует в условиях существования другого общества, которое исследователи часто называют "открытым", "гражданским", "плюралистическим". Эти характеристики правильно отражают те или иные стороны общества в рассматриваемой группе стран, но не дают его целостной характеристики.

Государство, существующее в таком обществе, - это государство социального капитализма, социально-капиталистическое государство.[18]

Заключение

В настоящее время долговременной тенденцией развития государственности в мире является движение к новой разновидности социально-правового демократического государства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методов деятельности. Это движение опирается на прогресс производства, науки и техники, позитивные сдвиги в человеческих отношениях, изменение менталитета людей (особенно после Второй мировой войны, а затем крушения тоталитаризма в мире на рубеже 80 - 90-х гг.), на новые процессы в развитии права и морали, на восприятие все большим числом людей и государств общечеловеческихценностей.

Основными чертами такого государства являются:

1) выполняющее «общие дела» ограниченное и ответственное государство сочетается с ответственностью граждан и их объединений;

2) степень вмешательства государства в регулирование общественных отношений соответствует уровню саморегулирования общества, они сбалансированы;

3) правление большинства, осуществляемое в демократических формах в соответствии с правовыми нормами, основанными на общечеловеческих ценностях, сочетается с защитой прав меньшинства при пропорциональном учете интересов различных групп меньшинства. Поэтому хотя полной независимости от экономически и политически доминирующих классов и слоев у государства быть не может, оно все же выступает как социально-политический арбитр в обществе на основе общечеловеческих ценностей и права;

4) социальная государственная поддержка наименее обеспеченных слоев населения прежде всего за счет наиболее обеспеченных, причем доля вклада последних в государственный бюджет должна быть такой, чтобы обеспечивался разумный прожиточный минимум для первых.

«Современное государство согласно формирующемуся культурологическому подходу стремится к тому, чтобы быть инструментом социального компромисса, политической организацией целого общества, всех его граждан безотносительно к их классовой принадлежности».[19] Именно как таковое оно выполняет жизненно необходимые для этого общества универсальные функции: обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами, гарантирует условия для реализации прав и свобод граждан, поддерживает надежный и гуманный общественный и международный правопорядок, являясь официальным представителем всех своих граждан в сфере внутригосударственных и международных правоотношений. Только такое понимание государства адекватно отражает складывающиеся сегодня исторические реальности и максимально способствует реализации того богатого потенциала, который заложен в самом институте государства и осуществляемой им власти.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. – М.: Норма-Инфра – М, 2008. - 63 с.

2. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. – М.: Юристъ, 1997. – 716 с.

3. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета - М.: Российское библейское общество, 2002 г. – 1376 с.

4. Клименко А.А. Теория государства и права: Учебное пособие / Клименко А.А., Румынина В.В. - М.:Мастерство, 2002.-224 с.

5. Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С. Кокорев // Государство и право-2005. - № 12. - С.71-79.

6. Кутафин О.Е. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. - 360с.

7. Лукьянова Е.Г. Социальный капитал и его роль в построении гражданского общества в России / Е.Г. Лукьянова // Государство и право – 2006. - №3. – С. 86-89

8. Магницкая Е.В. Правоведение: Учебное пособие / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. - М.: Инфра, 2001. - 245с.

9. Мазуров А.В. Правоведение: Пособие для сдачи экзамена / А.В. Мазуров - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. - 240с.

10. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2005. - 541с.

11. Мачин И.Ф.История политических и правовых учений: конспект лекций / И.Ф. Мачин - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.208.

12. Мушинский В.О. Основы правоведения (учебник для основной школы) / В.О. Мушинский. - 4-е изд.-М.: Междунар. отношения, 1997. - 288с.

13. Основы государства и права: Учебное пособие.- Томский Государственный Университет (Юридический Институт), 1998 г.

14. Ромашов Р.А. Теория государства и права: серия «Краткий курс» / Р.А. Ромашов.-СПб.: Питер, 2008. - 256с.

15. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин [и др.]; Под ред. А.С. Пиголкина.-М.: Юрайт-Издат, 2005.- 613с.

16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. - 384с.

17. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин.-М.: Юристъ, 1999. - 400с.

18. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) / В.Е. Чиркин // Государство и право – 2005. - № 5. – С. 54-60.

19. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961 г.


[1] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г.- С. 25

[2] Мачин И.Ф.История политических и правовых учений: конспект лекций / И.Ф. Мачин - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.51

[3] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета - М.: Российское библейское общество, 2002 г. – С. 1240

[4] Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С. Кокорев // Государство и право-2005.-№ 12.-С.74

[5] Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций / И.Ф. Мачин - М.: Юрайт-Издат,

[6] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.М.: Государственное издательство политической литературы, 1961 г. – C.171.

[7] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.М.: Государственное издательство политической литературы, 1961 г. – С.173.

[8] Клименко А.А. Теория государства и права: Учебное пособие / Клименко А.А., Румынина В.В. - М.:Мастерство, 2002.- С.22

[9] Ромашов Р.А.Теория государства и права: Учебник / Р.А.Ромашов - СПб.: Питер, 2008г. – С.34

[10] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г.- С.27-28

[11] Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С.Кокорев // Государство и право.-2005.-№ 12.- С. 75.

[12] Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник / Р.А. Ромашов - СПб.: Питер, 2008 г. – С. 54.

[13] Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник / Р.А. Ромашов - СПб.: Питер, 2008 г. – С. 55.

[14] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г. - С.48-49.

[15] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г. - С. 100

[16] Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник / Р.А. Ромашов - СПб.: Питер, 2008г. – С. 58

[17] Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. – М.: Норма-Инфра – М, 2008. - С.6.

[18] Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) / В.Е. Чиркин // Государство и право.-2005.-№ 5.- С. 55.

[19] Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С.Кокорев // Государство и право.-2005.-№ 12.- С. 73