Смекни!
smekni.com

Анализ и характеристика денежных реформ России (стр. 3 из 5)

Реформа 1922—1924 гг. имеет и «международное» значе­ние. Она, без преувеличений, является уникальным событием во всей мировой ис­тории денег. Дело не в мере обесценения денег (здесь рекорды у других стран), а в том, что реформа прово­дилась как возврат России к золотому стандарту, был успешно внедрен в оборот червонец с официальным золотым содержанием, равным царской десятке, а важнейшее условие золотого стандарта — беспрепят­ственный и неограниченный обмен бумажных денег на золото — не осуществилось, и ни одного червонца на золотые монеты обменено не было. Россия оказа­лась первой страной, создавшей устойчивое денежное обращение без размена бумажных денег на золото. Дру­гие страны пришли к такому же решению, но спустя 10-15 лет. Именно Россия первой продемонстрирова­ла необязательность золотого стандарта для нормаль­ного денежного оборота.

Но, получив от специалистов такой подарок, как ус­тойчивая валюта, партийно-советская власть занялась революционными преобразованиями. За четыре года червонец пре­вратился в заурядные бумажные деньги, оборот кото­рых был замкнут внутри СССР. Был прекращен его обмен на другие валюты, и началось катастрофичес­кое падение его покупательной способности в связи с возобновившимся в 1928 г. инфляционным ростом цен.

С конца 20-х гг. началась деградация денег в СССР, их превращение в учетно-распределительные талоны.

Правящие круги СССР старались придать своим деньгам внешнюю респекта­бельность и сходство с «настоящими» деньгами. Речь идет о, так называемом, золотом содержании рубля. Почему-то считалось полезным устанавливать такое содержание и даже менять его в зависимости от каких-то непонятных причин. К числу мер, направленных на создание благоприятного «имиджа» советских денег, следует отнести и определение курса рубля к иност­ранным валютам, хотя никакого отношения к золо­ту и к валютам других стран советский рубль не имел.

В конце концов деньги в СССР резко дифференци­ровались на безналичные (банковские), обслуживаю­щие оборот и расчеты между предприятиями, а также распределение финансовых ресурсов, и на наличные, обслуживающие потребности населения. Различия в деньгах соответствовали двухуровневой системе цен, возникшей в 30-е гг. Товары производственного назна­чения в соответствии с принципами затратного цено­образования реализовывались по ценам, включавшим в себя себестоимость и минимальную прибыль, а то­вары для населения реализовывались по ценам, учи­тывавшим объем спроса и включавшим в себя еще и налог с оборота. Безналичные деньги были в основном средством учета и соизмерения (помимо распределения), а наличные использовались главным образом для фор­мирования и регулирования доходов населения.

В таких условиях денежная политика государства имела главной целью регулирование доходов предпри­ятий и населения, а вовсе не устойчивость денег в свя­зи с объемом и структурой денежной массы и прочи­ми «буржуазными» тонкостями. Поэтому и денежные реформы в условиях социалистического хозяйства но­сили своеобразный характер. Они были связаны с од­новременным изменением цен и доходов предприятий и, главным образом, населения. Примером тому явля­ется реформа 1947 г. Главной ее целью было изъятие до­ходов у населения, полученных за счет торговли во вре­мя войны на колхозном рынке. Цены на этом рынке вы­росли в десять раз и возникшие у продавцов доходы счи­тались «неправедными». Обмен наличных денег произвели по соотношению 10 к 1. Были переоценены и крупные вклады в сберкассах, повышены розничные и оптовые цены и введены новые наличные деньги.

Реформа являлась конфискационной, но в то вре­мя большинство населения отнеслось к ней равнодуш­но, так как запасы наличных денег и крупные вклады были у весьма ограниченного круга лиц. Это было комплексное мероприятие по упоря­дочению цен, доходов и денег.

К чисто денежной реформе приближалась деноми­нация, проведенная в 1961 г. Причины ее осуществле­ния остались неясными. В таких размерах (изменение масштаба цен и денег - укрупнение в 10 раз) деноминация обычно не проводится. Был, правда, девальвирован рубль по отношению к золоту и доллару, но эти пока­затели имели чисто пропагандистское значение. Правда, деноминация сопровож­дается выпуском новых денег и, возможно, это послу­жило поводом для ее проведения. Крупные купюры образца 1961 г. существовали до конца 1991 г., а прочие — до 1993 г., когда были введены уже деньги нового государства — Российской Федерации.

В 60-80-е гг. в связи с ростом военных расходов и затрат на поддержку «братских партий» и «прогрессив­ных» режимов образовался огромный дефицит това­ров для населения. Повышать цены на эти товары тог­дашние руководители боялись и возникла замаскиро­ванная карточная система.

Рыночные реформы резко изменили роль денег, сделав их мощным фактором экономического разви­тия и принятия хозяйственных решений. К сожале­нию, создать нормальное денежное хозяйство рефор­маторам не удалось.


ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Денежная реформа 1992-1993 гг.

Среди специалистов нет единства во мнении, относить или не относить денежную ре­форму 1992-1993 гг. к разряду денеж­ных реформ. Есть две противоположные позиции. С одной стороны, это позиция ученых, точку зрения которых наиболее емко представляет подход главного специали­ста, д.э.н. О.Л. Роговой (Институт экономики РАН). По ее мнению, понятие «денежная реформа» применимо лишь к процессам, протекающим в устоявших­ся, развитых рыночных экономиках. То, что произошло в 1992—1993 гг. в денеж­ном обращении России, денежной рефор­мой не является, так как предпринятые меры не содержали оценки перспективы развития денежного обращения, устойчи­вости рубля или антиинфляционной политики, а преследовали лишь чисто ло­кальные цели.

Иную точку зрения высказывают заслужен­ный деятель науки РФ, профессор Л.Н. Красавина (Финансовая академия при Правительстве РФ) и д.э.н. С.А. Андрюшин (Институт экономики РАН), аргу­ментировавшие диаметрально противопо­ложную позицию на содержание денеж­ной реформы 1992-1993 гг. Они утверж­дают, что в России в эти годы была проведена настоящая денежная реформа, преобразившая основы денежной систе­мы страны. Ее началом, по мнению Л.Н. Красавиной, следует считать 1992 г., когда был опубликован Закон «О денеж­ной системе Российской Федерации». На основании этого закона в стране были из­менены основные принципы функциони­рования денежной системы: в частности, введена новая денежная единица, отменены золотое содержание руб­ля и казначейские билеты, измене­но обеспечение банкнот, установ­лены виды законных платежных средств и принципы эмиссии де­нег и проч. [8]

В ходе проведения денежной ре­формы 1992-1993 гг. в обращение вместо советского рубля был вве­ден российский рубль, который стал выполнять следующие функции: масштаба цен, средства обращения и средства накопления. Российский рубль стал официальной счетной единицей, отражающей на внутрен­нем рынке пропорции обмена то­варов и услуг через паритет поку­пательной способности, а на внеш­нем — через валютный курс. Одно­временно рубль выступил офици­альным средством, с помощью которого в Российской Федерации стали собираться налоги, начислять­ся и выплачиваться проценты.

Основное расхождение двух вы­шеназванных позиций вызвано не самим содержанием денежной реформы 1992-1993 гг. (институциональными основами — критериями построе­ния денежной системы), а форма­ми реализации этого содержания на практике. В то же время можно пол­ностью согласиться с замечаниями О.Л. Роговой, что в результате осуществленных в эти годы действий в сфере денеж­ного обращения появилось недове­рие к рублю и редчайшая в миро­вой экономике дифференциация доходов по группам населения (в 13-14 раз).

Однако это произошло не вслед­ствие неправильного изложения институциональных принципов функционирования денежной сис­темы Российской Федерации, а по­тому, что эти принципы в последу­ющей денежно-кредитной полити­ке страны не всегда соблюдались. Например, Законом «О денежной системе Российской Федерации» запрещается, за редкими исключе­ниями, осуществлять внутренние расчеты не в национальной валюте. Но в условиях масштабной долла­ризации российской экономики, как отмечает профессор Л.Н. Кра­савина, этот запрет повсеместно нарушается.