регистрация / вход

Марксизм о рынке труда

Содержание Введение 1. История возникновения марксистского учения. 2. Трактовка и основные положения теории марксизма о рынке труда. 3. Выводы из трудовой теории марксизма.

Содержание

Введение

1. История возникновения марксистского учения.

2. Трактовка и основные положения теории марксизма о рынке труда.

3. Выводы из трудовой теории марксизма.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Важным этапом в развитии экономической мысли явилось возникновение в 40-х гг. XIX ст. марксистского экономического учения. Его основатели - К.Маркс и Ф.Энгельс создали экономическую теорию, которая знаменовала собой революционней переворот в политической экономии. Сущность этого переворота, положившего начало новому этапу в развитии этой науки – этапу революционной смены парадигм в экономической теории, состояла в создании нового направления политической экономии, которое выражало интересы рабочего класса. Марксистская трактовка о рынке труда совершила переворот в капиталистической экономике. Возникновение марксизма было подготовлено всем предшествующим развитием капиталистического общества и общественной мысли, имело решающие социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки.

1.История возникновения марксистского учения.

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось крушение феодализма и быстрое развитие капитализма в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке. Промышленный переворот, существенно ускорившийся в первые десятилетия Х1Хв., ознаменовал небывалое на протяжении всей предшествующей истории развитие производительных сил, означал создание адекватной капитализму материально-технической базы в форме крупной малинной индустрии и достижения нового уровня обобществления производства и труда. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом, испытал удары первых глубоких кризисов. Этот процесс сопровождался обострением общественных противоречий, нарастанием конфликта между трудом и капиталом. Социальной базой генезиса марксизма явилось появление на исторической арене в качестве самостоятельной общественной силы рабочего класса. В рассматриваемый период времени происходил рост рабочего движения, которое прошло путь от незрелости и стихийности до организованности и самостоятельности. Наиболее известными проявлениями революционной активности рабочего класса были восстания лионских ткачей в 18311 и 1834 гг. во Франции, силезских ткачей в 1844 г. в Германии, а также чартистское движение 30-40 гг. в Англии. Наряду с революционными выступлениями рабочего класса важное значение в подготовке возникновения марксизма имело развитие общественной мысли. Его идейно-теоретическими предпосылками явились немецкая классическая философия, классическая английская политическая экономия и французский утопический социализм. Именно в них состояли идейные истоки марксизма, под влиянием которых и сформировались три его составных части, в том числе марксистское экономическое учение. Унаследовав ряд важнейших положений классической школы, марксизм вместе с тем критически переработал ее идейно теоретическое наследие, используя его научные элементы и отбрасывая ненаучные и незрелые положения и выводы.

Важным этапом в становлении марксистского экономического учения явились 40-50 гг. XIXв. Именно в этот период начали научную и политическую деятельность Карл Генрих Маркс (1818г-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). В течение этого периода были заложены основы экономического учения нового типа – пролетарской политической экономии. Первым этапом в становлении экономических взглядов Маркса и Энгельса явились 40-е годы XIXв. В этот период ими были написаны произведения в которых были созданы основы научного пролетарского мировоззрения, подвергнута критике классовая ограниченность буржуазной политэкономии. Первую попытку в этом направлении сделал Ф.Энгельс, который в 1844 г . в альманахе "Немецко-французский ежегодник" опубликовал статью «Наброски к критике политической экономии» . В этой работе он рассматривал экономические проблемы, затрагивающие интересы общественных классов. В частности, он выступил с критикой частной собственности, монополия которой, по его мнению, является причиной кризисов и обнищания, противостояния в производстве, на рынке и в обществе. С ее устранением будут решены проблемы противоречий в обществе. В этой работе Энгельс рассмотрел также вопросы стоимости, цены, конкуренции, монополии и заработной платы. Его взгляды на эти экономические категории существенно отличались от их определений другими экономистами. В том же 1844 г . К.Маркс написал работу "Экономическо-философские рукописи" . В этой работе он обратился к проблеме отношений между трудом и капиталом, как к основной в общественных отношениях. Капитал он рассматривал как накопленный труд. Все формы доходов, существующие в обществе, имеют эксплуататорскую природу и только заработная плата является результатом усилий наемного работника. Первыми совместными работами К.Маркса и Ф.Энгельса явились написанные в 1845 и 1846 гг . книги "Святое семейство" и "Немецкая идеология", которые продемонстрировали единство их взглядов на экономические закономерности и перспективы развития капитализма. Будучи по существу философ сними, эти работы содержат ряд выводов относительно зависимости общественного строя от господствующей формы собственности. А эволюцию этих форм они связывали с развитием производительных сил общества. Отсюда следовал вывод, что общественное разделение труда ведет к ускорению прогресса производительных сил и, как следствие, к формированию соответствующих производственных отношений, которые всегда должны соответствовать уровню развития этих сил. Противоречие между уровнями их развитие является источником развития общества. Когда эти противоречия достигают наибольшей остроты, тогда их разрешение возможно лишь путем революционного переустройства общества. Обе совместных работы Маркса и Энгельса были важным этапом осуществления революционного переворота как в философии, так и в политической экономии. В них сформулированы основные идеи исторического материализма – методологической основы пролетарской политической экономии. В них также рассматривались важные вопросы, относящиеся непосредственно к экономической теории: характеристика различных форм собственности и нетрудовых доходов, стадий развития капитализма. В 1845 г . Энгельс опубликовал работу "Положение рабочего класса в Англии" в которой была дана характеристика положения английского пролетариата после завершения промышленного переворота. В этой работе нашли свое отражение такие вопросы как роль промышленного переворота в возникновении рабочего класса, влияние крупного машинного производства на положение рабочих, роль промышленной резервной армии для капитализма, промышленные кризисы т.е. общие закономерности развития капитализма. Вся работа пронизана идеей противоположности интересов рабочего класса и буржуазии. Рабочий класс, подчеркивал Энгельс – это не только страдающий, но и борющийся класс.

В 1847 г . была опубликована работа К.Маркса – “Нищета философии” , которая знаменовала собой начало нового этапа в разработке марксистской политической экономии. В этом произведении Маркс, полемизируя с мелкобуржуазным экономистом П.Прудоном, автором книги "Философия нищеты", рассмотрел ряд экономических категорий: стоимость, заработная плата, рента и пр. и доказал, что эти экономические явления объективно обусловлены формой собственности и, следовательно, их нельзя произвольно создать или отменить. В целом данную работу следует оценивать как произведение, в. котором Маркс завершил разработку метода исследования экономических процессов, который был впоследствии применен в его экономическом учении. Не случайно, поэтому работу "Нищета философии" рассматривают как начало работы Маркса над "Капиталом". В частности здесь он начал разработку своей теории трудовой стоимости и заложил основы учения о прибавочной стоимости. Дальнейшее развитие экономические идей, изложенных в "Нищете философии", получили в книге "Наемный труд и капитал" , вышедшей в 1847г. В этой работе Маркс вновь возвращается к проблеме заработной платы и капитала, исследует влияние капитала на положение рабочего класса, влияние различных факторов на уровень цен, раскрывает механизм действия закона стоимости. Он описывая факторы, влияющие на величину заработной платы, высказывает мысль о том, что наемное рабство превращает работника в товар, который имеет свою цену, выступающую в форме заработной платы, которая изменяется под влиянием спроса и предложения. В этом же произведении Маркс анализирует капитал и впервые указывает, что он есть общественное отношение капиталистического производства. При этом он подчеркнул, что при капитализме существует антагонистическое противоречие между трудом и капиталом. Здесь же он характеризует процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса, формулирует закон капиталистического накопления. Особое место в теоретическом наследии Маркса и Энгельса занимает опубликованная в 1848 г . работа "Манифест Коммунистической партии'' . В этом, программном по своему назначению документе была дана развернутая характеристика капитализма, определена его прогрессивная историческая роль, раскрыты присущие ему противоречия. В 1850г. Маркс начал подготовку к созданию фундаментального научного произведения, в котором намеревался изложить свое экономическое учение. Исходным пунктом в реализации этого замысла, явилась его обширная «Черновая рукопись» 1857-1858 годов . Хотя эта рукопись не предназначалась для публикации, тем не менее, она содержала изложение тех принципов, которыми Маркс руководствовался в своей последующей научной деятельности. Это дает основание считать эту рукопись первым вариантом будущего "Капитала''. Работая над рукописью, Маркс составил план последующей научно-исследовательской работы. Основная его идея состояла в том, чтобы обосновать теорию капитала с позиций анализа прибавочной стоимости, исследовать все экономические явления присущие капитализму, а также те условия, которые необходимы для возникновения и функционирования капитала. Приступая к работе над экономическим произведением, предназначенным для печати, Маркс в 1859 г . опубликовал в виде отдельной книги содержание двух первых выпусков своей рукописи, озаглавив ее "К критике политической экономии". В первой главе этой книги, названной "Товар" была рассмотрена теория трудовой стоимости и подвергнуты критике взгляды по данной проблеме Петти, Смита и Рикардо. Во второй главе "Деньги или простое обращение" был дан анализ сущности и функций денег. Эта книга явилась новым этапом, в экономических изысканиях Маркса. К своим исследованиям в области экономической теории Маркс вернулся после небольшого перерыва и в период 1861-1863 гг . закончил рукопись под названием "К критике политической экономии" , которая была по существу вторым черновым вариантом "Капитала". Сюда наряду с рассмотренными в первой рукописи вопросами, вошли теория воспроизводства, превращение прибыли в среднюю прибыль, а стоимости – в цену производства, проанализированы источники абсолютной ренты. В данной рукописи также было почти полностью изложено содержание будущего четвертого тома "Капитала''. Третий рукописный вариант "Капитала" созданный в 1864-1865 гг ., предназначался для печати, и поэтому содержавшийся в нем материал был изложен в более систематизированном виде. Содержание его явилось основательным теоретическим анализом капиталистического производства. Экономическая теория Маркса, изложенная им в Капитале, основана на труде. Труд, по мнению Маркса, есть товар, который продает рабочая сила, и который покупает капиталист. Недоплата этого труда есть основа прибыли. Эта недоплата ведет к постоянному дефициту восполнения затраченного труда, ведет к чрезмерному износу работника, его вырождению.

2.Трактовка и основные положения теории марксизма о рынке труда.

По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и уто­пического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения за­кона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых — идеи диалектики и материализма, у тре­тьих — понятие классовой борьбы, элементы социологического ус­тройства общества. Первоначальная разработка целостного мировоззрения освещена Марксом в труде «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе - идея отчуждения человека. В отличие от Гегеля и Фейербаха, рассматривающих духовное отчуждение, по Марксу главным является экономическое отчуждение, или отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный). Маркс рассматривает его в четырех аспектах.

Во-первых , рабочий использует материалы, которые, в конечном счете, взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы. Ни то, ни другое лично ему не принадлежит. Природа делается для рабочего только средством труда, а создаваемые вещи - средствами жизни, так как он получает за них деньги.

Во-вторых , сам процесс труда для рабочего принудителен, поскольку рабочий не может иначе обеспечить свое существование. Рабочий и в процессе труда остается подчиненным: контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому только вне труда рабочий сам распоряжается собой и чувствует себя свободным.

В-третьих , подневольный труд вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь», под которой Маркс подразумевает неразрывную деятельную связь с природой, когда труд - это естественная потребность. Рабочий же относится к природе как к чуждому, даже враждебному.

В-четвертых , подневольный труд порождает конкуренцию и отчуждение Марксистское учение ставит труд в основу преобразования общества

между людьми. Для практической реализации идеалов, описанных в философской картине «целостного человека», недоставало понимания того, как достичь этих идеалов. Ответ на эти вопросы был получен на путях разработки и обоснования нового философского мировоззрения. Домарксовский философский материализм лишь констатировал зависимость человека и его деятельности от природы. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной сущности человека. Развитие этой мысли определило направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. В «Тезисах о Фейербахе» утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически изменяет ее. Еще раньше Маркс заключил, что трудовая деятельность является подлинно человеческой. В обществе отчуждения она искажена. Поэтому философам подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к творчеству и культуре, а практическая жизнь людей трактовалась как что-то враждебное разуму и высшим философским ценностям.

По мнению К.Маркса ор­ганизация производства играет решающую роль, предопределяя со­циальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочи­ми и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса друго­му». По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в XVI веке», исключает гумманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплу­атация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может само­реализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существо­вания в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свобод­ного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме.

В действительности именно труд как преобразование природы и одновременное преобразование людьми самих себя и составляет бытие человека в обществе. Таким образом, практика является основной характеристикой человеческого общества. Согласно марксистской теории возникшее стихийно и исторически меняющееся качественное естественное различие видов полезного труда в обществе относительно самостоятельных товаропроизводителей развилось в многочисленную систему пожизненных профессий, с помощью которых человек добывает себе средства к существованию. Это исторически меняющееся естественное качественное различие видов полезного труда, обусловленного товарным производством и обменом, а соответственно ограничение индивидуума сферой определенной профессии , и называется в марксизме общественным разделением труда. Свою наиболее развитую форму общественное разделение труда приобрело при капитализме. Разделение труда и развитие товарно-денежного обмена разделило общество на богатых и бедных, на ненавидящие друг друга классы. Опасность гибели общества в борьбе классов повлекла за собой необходимость образования государства и власти, а вместе с ними необходимость дальнейшего разделения труда на труд по управлению трудом и труд управляемый. Согласно марксистскому учению, общественное разделение труда, а вместе с ним деление общества на классы, преодолевается в ходе революционных коммунистических преобразований. На смену закону общественного разделения труда, по его мнению, должен придти закон перемены общественного труда. «Перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего… ».

Маркс убедительно обосновал необходимость смены закона общественного разделения труда законом перемены общественного труда. Он разъяснял, что сама крупная промышленность ставит задачу ликвидировать безработицу, заменить резервного рабочего (безработного) всесторонне развитой личностью для исполнения (в условиях действия закона перемены общественного труда) различных общественных функций в интересах всех. «Но если перемена труда, - писал Маркс, - теперь прокладывает себе путь только как непреодолимый естественный закон и со слепой разрушительной силой естественного закона, который повсюду наталкивается на препятствие, то, с другой стороны, сама крупная промышленность своими катастрофами делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих, всеобщим законом общественного производства, к нормальному осуществлению которого должны быть приспособлены отношения. Она, как вопрос жизни и смерти ставит задачу: чудовищность несчастного резервного рабочего населения, которое держится про запас для изменяющихся потребностей капитала в эксплуатации, заменить абсолютной пригодностью человека для изменяющихся потребностей в труде; частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности »[1] . Касаясь преодоления общественного разделения труда и воспитания всесторонне развитой личности, Маркс разъяснял: «Очевидно, что составление комбинированного рабочего персонала из лиц обоего пола и различного возраста, будучи в своей стихийной, грубой капиталистической форме, когда рабочий существует для процесса производства, а не процесс производства для рабочего, зачумленным источником гибели и рабства, – при соответствующих условиях неизбежно должно превратиться, наоборот, в источник гуманного развития ». Маркс пишет далее, что «зародыши воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с преподаванием и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей »[2] . Он критиковал составителей Готской программы за выдвинутое ими требование полного запрещения детского труда не зависимо от возраста. Он указывал: «Полное запрещение детского труда несовместимо с существованием крупной промышленности и поэтому является пустым благочестивым пожеланием. Проведение этой меры,- если бы оно было возможно,- было бы реакционно, так как при строгом регулировании рабочего времени сообразно с различным возрастом и при прочих предупредительных мерах для защиты детей раннее соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества ».

Марксистское учение исходит из того, что преодоление разделения труда должно начинаться с планомерного устранения противоположности между городом и деревней. Объединение в единый механизм промышленного и сельскохозяйственного производства путем создания агропромышленных комплексов с автоматизацией производственных процессов и строительством небольших современных городов с соответствующей инфраструктурой устраняет разделение городского и деревенского труда, различия в жизни городского и сельского населения. И вообще тогда производство приближается к местам добычи сырья и топлива, что уменьшает необходимость их перевозки. Равномерное рассредоточение промышленности и населения по небольшим городам с объединенным аграрным и промышленным производством разрешает противоречия между городом и деревней, устраняет неравенство в условиях быта, решает проблемы защиты окружающей среды и гигиены.

Маркс и Энгельс считали, что «концентрация в городах является основным условием капиталистического производства ».Согласно марксистским исследованиям, «уничтожение противоположности между городом и деревней не только возможно, - оно стало прямой необходимостью для самого промышленного производства, как и для производства сельскохозяйственного, и, сверх того, оно необходимо в интересах общественной гигиены. Только путем слияния города и деревни можно устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы…

Капиталистическая промышленность уже стала относительно независимой от узких рамок местного производства необходимых ей сырых материалов…

Следовательно, уничтожение разрыва между городом и деревней не представляет собой утопию также и со стороны, с которой условием его является возможно более равномерное распределение крупной промышленности по всей стране… »Согласно классической марксистской теории коммунизма преодоление действия закона общественного разделения труда при условии развившихся производительных сил начинается с устранения различий в городском и деревенском труде. Одновременно устраняются различия в умственном и физическом труде. Происходит их чередование. Постепенно закон общественного разделения труда сменяется коммунистическим законом перемены общественного труда. От общественного разделения труда, опосредствованного товарно-денежными отношениями, следует отличать специализацию.

Специализация - это разделение видов полезного труда в зависимости от предмета. Не будучи, опосредствованной товарным производством и обменом, т.е. отношениями частной собственности, специализация теряет содержание общественного разделения труда. Специализация непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие видов труда соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с развитием человека.

В классовых обществах с товарно-денежными отношениями под воздействием закона разделения труда узкая специализация приобретает уродливые формы пожизненно оплачиваемых профессий, с помощью которых человек вынужден добывать средства к существованию. Если в таких обществах человек из эксплуатируемых классов, как узкий специалист включается в экономические отношения как рабочая сила, то в бесклассовом коммунистическом обществе каждый человек с широкой специализацией будет включаться в общественные отношения как личность. При коммунизме на смену узкой специализации индивида должна придти специализация широкая. В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена К. Маркс предложил свою трактовку таких понятий, как товар и его стоимость, труд. Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Любой товар имеет две стороны: потребительную ценность и меновую ценность. Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия. Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Величина данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Как потребительные ценности товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они - продукты труда. В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность

или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. Маркс говорит о двойственном характер труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это всегда определенный конкретный труд, и в этом качестве он создает конкретную потребительную ценность. Но всякий труд, независимо от его конкретного вида, есть затрата человеческой энергии, мускулов, нервов, и это делает продукты труда сравнительными. Труд, рассматриваемый в таком плане, Маркс называет абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость товара, проявляющуюся в меновой ценности (или меновой стоимости), т. е. пропорции, в которой товар обменивается на другой товар.

Почему цена товара больше, чем издержки на заработную плату рабочего, производящего этот товар, ведь ценность этого товара создается исключительно его трудом? Этот вопрос, на который не дал ответа Д,Рикардо, был разрешен К. Марксом посредством теории прибавочной ценности, которая является, наряду с учением о двойственном характере труда, оригинальным вкладом "основоположника научного социализма" в основную область исследования (проблема цены и ценности) классической политической экономии. Разницу между ценой товара и его (удельными) издержками присваивает капиталист, непосредственно организующий его производство через найм рабочей силы. Эта разница как раз и была названа К. Марксом прибавочной ценностью. Маркс полагал, что рабочее время делится на необходимое и прибавочное. В течение необходимого рабочего времени работник окупает "ценность рабочей силы", т.е. объем благ (в ценностном выражении), необходимых для обеспечения его нормальной трудовой деятельности. В течение прибавочного рабочего времени работник "работает на капиталиста". Капиталист пытается увеличить прибавочную ценность за счет увеличения абсолютной прибавочной ценности (т.е. путем абсолютного удлинения рабочего дня) и за счет увеличения относительной прибавочной ценности (т.е. путем увеличения производительности труда, которое позволяет произвести эквивалент "ценности рабочей силы" в течение меньшего промежутка времени). При этом повышается норма прибавочной ценности - ее отношение к затратам капиталиста на использование труда. Реализация товара позволяет капиталисту трансформировать произведенную и накопленную прибавочную ценность в прибыль. Прибыль и прибавочная ценность - разные категории в теории К. Маркса! Прибыль (как и цена товара по отношению к его ценности) является "превращенной формой" прибавочной ценности. Аналогичным образом, цена рабочей силы или денежная заработная плата - не что иное, как "превращенная форма" ценности этой рабочей силы. В течение рабочего дня рабочий должен прежде всего произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс именует необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда (или, что то же самое, прибавочного и необходимого рабочего

времени) характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами или норму

прибавочной стоимости:

Отсюда легко получить массу производимой прибавочной стоимости. Масса

производимой прибавочной стоимости равна прибавочной стоимости, доставляемой рабочим днем отдельного рабочего, помноженной на число применяемых рабочих. Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации: прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня и изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного или даже сокращенного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости. Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм.

Удлинение рабочего дня за те границы, в которых рабочий был бы в состоянии

произвести только эквивалент стоимости своей рабочей силы, и присвоение этого прибавочного труда капиталистом – вот в чем состоит производство абсолютной прибавочной стоимости. Она образует всеобщую основу капиталистической системы и исходный пункт производства относительной прибавочной стоимости (рабочий день уже с самого начала разделена на 2 части: необходимый и прибавочный труд). С увеличением прибавочного труда сокращается необходимый труд. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто без понижения жизненного уровня работников при удешевлении средств существования рабочих за счет роста производительности труда.

Маркс вводит деление капитала на постоянный (представленный в виде средств

производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). Та часть капитала,

которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою

стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того

избыток, прибавочную стоимость, которая, в свою очередь, может изменяться,

быть больше или меньше. Из постоянной величины эта часть капитала непрерывно

превращается в переменную (переменный капитал). Та часть капитала, которая

превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные

материалы и средства труда в процессе производства не изменяет величины своей

стоимости (постоянная часть капитала).

Выражение стоимости продукта в относительных долях продукта

Капитал распадается на две части: денежную сумму С, израсходованную на

средства производства; и другую денежную сумму V, израсходованную на рабочую

силу.

С – часть стоимости, превращенная в постоянный капитал.

V – часть стоимости, превращенная в переменный капитал.

Стоимость = С + V + m. Распад продукта – результат процесса производства на

три части: на количество продукта (труд, заключенный в средства

производства); другое количество, представляющее только необходимы труд,

присоединенный в процессе производства, или переменную часть капитала, и

третье – прибавочный труд, присоединенный в этом самом процессе или

прибавочную стоимость.

В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила, как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения. Ни один из подходов не дает полного и адекватного представления о механизме функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

3.Выводы из трудовой теории марксизма.

1. В основе деления общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых лежит закон общественного разделения труда.

2. Под общественным разделением труда в марксизме понимается исторически меняющееся качественное естественное различие видов полезного труда в обществе и соответственно ограничение индивидуума сферой определенной профессии, обусловленной товарным производством и обменом.

3. Постепенно общественное разделение труда наряду с экономической областью охватило все другие сферы общества, в том числе сферу управления. Свою наиболее развитую форму общественное разделение труда приобрело при капитализме.

4. Вместе с разделением труда появилось и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом.

5. Коммунизм идет на смену капитализму через преодоление противоположности между городом и деревней, между промышленным и сельскохозяйственным трудом, умственным и физическим трудом, трудом творческим и рутинным, управленческим и управляемым путем соединения умственного и физического труда, замены действия закона общественного разделения труда законом перемены общественного труда.

6. Согласно марксистскому учению общественное разделение труда, опосредствованное товарным производством и обменом, в ходе мировых революционных коммунистических преобразований преодолеваются путем:

а) дальнейшего развития производительных сил, информатизации производства и управления, формирования всесторонне развитой личности с широкой специализацией, ликвидации пожизненных оплачиваемых профессий;

б) слияния городского и сельского труда и как следствие ликвидации товарного производства и обмена;

в) ликвидации различий в условиях жизни в больших, средних и малых городах, развития не больших, а малых и средних городов, приближенных к источникам сырья;

г) ликвидации разделения управленческого и управляемого труда.

7. Марксизм стремится только к дальнейшему развитию производительных сил в тех направлениях, эффективность которых доказана капитализмом, включая и персональную деловую инициативу, и свободу выбора места работы, например. Единственное ключевое отличие от капитализма, на котором настаивает марксизм, состоит в исключении возможности порабощать чужой труд, используя в личных интересах капитал, являющийся накопленным этим трудом общественным достоянием. Если же некоторые методы организации общественного производства не противоречат названному отличию и доказали свою эффективность при капитализме, то марксизм только приветствует их дальнейшее развитие.

Заключение.

В доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных прин­ципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости. Его экономические, политические, философские воззрения оказали столь значительное воздействие на умы людей, как прошлого, так и настоящего века, что отказать Марксу в значительности его трудов невозможно. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой —всеобщего духовного опыта человечества. Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям, которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в способах и методах осуществления социальных перемен. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Список используемой литературы

1. Кузнецова Л.А. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. Чгу. 1994.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Политиздат.

3.. Костюк B.H. История экономических учений. М.: ЛЮН.1990 г.

4. Рынок труда/ под редакцией Буланова В.С, Волгина Н.А. –М:ИНФРА-

М,2000г.

5. Василевский Е.Г. История экономических учений. Ч.1 – Москва: МГУ, 1989.


[1] . Маркс. К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 23. С. 498-499).

[2] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 23. С. 500-501).

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий

Другие видео на эту тему