Смекни!
smekni.com

Право собственности 7 (стр. 1 из 6)

Введение

Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.

Существование человеческого общества немыслимо без экономических отношений собственности, которые, в свою очередь, не могут существовать в развитом обществе без их правого закрепления. Когда экономические отношения по принадлежности (присвоенности) материальных благ, прежде всего, средств производства, и в связи с этим по владению, пользованию и распоряжению этими благами закрепляются и охраняются правом в данном обществе, собственность выступает в юридическом смысле, то есть как право собственности.[1]

Поэтому, можно сказать, что в системе права любого классового общества право собственности является основным институтом, характеризующим всю данную систему права.[2]

Оно не только закрепляет существующую в обществе систему распределения материальных благ, но и опосредствует юридически, наряду с другими правовыми институтами, общественные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.[3]

Таким образом, право собственности, как центральный институт любой системы права, в той или иной степени регулирует все экономические отношения, входящие в основу общества.

Государственная собственность существует в разных странах мира в неодинаковых объемах. В России исторически доля государственной собственности была велика. Нынешний ее объем остается достаточным, но множество нареканий вызывают размытая структура государственной собственности и низкий уровень управления ею.

Данная работа посвящена рассмотрению законодательного и экономического регулирования института права государственной собственности. Для раскрытия темы, хотелось бы рассмотреть понятие государственной собственности как экономической категории, его соотношение с понятием права государственной собственности и то, как это урегулировано законодательством на данном этапе развития правовой системы Российской Федерации.


Содержание и понятие права собственности.

В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи. В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором в субъективном смысле или о субъективном праве собственности.

Чтобы определить право собственности в объективном смысле, необходимо выявить специфические признаки, присущие субъективному праву собственности. Выявление указанных признаков позволит отразить их в определениях права собственности как в объективном, так и в субъективном смысле.

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом незаконно владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом. Чтобы раскрыть содержание права собственности, необходимо дать определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий. Начнем с владения.

Сложность в конструировании понятия собственности состоит в том, что закон употребляет два различных понятия собственности: “охватывающее”, т. е. имеется в виду принадлежность вещи лицу (1); “натуралистическое” — вещь является собственностью (2).[4]

Е. А. Суханов выделяет две стороны юридических отношений собственности:

1) отношения собственника к принадлежащему ему имуществу как к своему;

2) отношения между собственником и всеми третьими лицами, обязанными не препятствовать собственнику в осуществлении его правомочий (выражение абсолютного характера права собственности.

Мне представляется возможным выделить и третью сторону отношений собственности — собственник и государство, охватывающую налоговые отношения, защиту и гарантии собственности, правила государственной регистрации и ограничения оборота определенных видов имущества.

В плане правового регулирования право собственности представляет собой комплексный правовой институт. К обоснованию комплексности права собственности существует два различных подхода[5]:

1. Каждая отрасль права влияет на ту или иную сторону права собственности, и наоборот, право собственности входит в предметы различных правовых отраслей.


Правомочие владения это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

Владение вещью может быть законным и незаконным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а потому является беститульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное.

Незаконные владельцы в свою очередь подразделяются на добросовестных и недобросовестных. Владелец добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать. В соответствии с общей презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей следует исходить из предположения о добросовестности владельца[6].

Деление незаконных владельцев на добросовестных и недобросовестных имеет значение при расчетах между собственником и владельцем по доходам и расходам, когда собственник истребует свою вещь с помощью виндикационного иска, а также при решении вопроса, может ли владелец приобрести право собственности по давности владения или нет.

Правомочие пользования это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления. Нередко одна и та же вещь может использоваться как в целях личного потребления, так и в производственных целях. Так, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и на сторону за плату. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и не владея ею. Например, ателье по прокату музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит в помещении ателье, скажем, в определенные дни и часы. То же и при пользовании игровыми автоматами.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее в наем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество ила товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнее юридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или когда вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи (например, Вы съедаете яблоко или сжигаете дрова в камине), то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

Ныне действующее гражданское законодательство, как и то, которое ему предшествовало, ограничивается перечислением принадлежащих собственнику правомочий (иногда способов их осуществления), не определяя ни одно из них. А это отрицательно сказывается не только на раскрытии содержания права собственности, но и на практике применения законодательства. Трудно, в частности, ответить на вопрос, какое содержание вкладывает законодательство в понятие права владения и кого можно считать владельцем вещи. В этом вопросе можно было последовать примеру либо римского права и разграничить понятия владения и держания, либо законодательств германской группы и закрепить институт двойного владения с выделением фигуры владеющего слуги. К сожалению, ни одного из этих вариантов законодатель не избрал. Затруднительно поэтому ответить на вопрос, продолжает ли собственник оставаться владельцем вещи при сдаче ее внаем или владельцем вещи на период найма признается только наниматель.