Смекни!
smekni.com

Уголовное и уголовно-процессуальное уложение императора Карла V (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение......................................................................................................... стр.3
1. "Салическая правда" - как свод законов у Франков………………….. стр.5
1.1. "Салическая правда" как историко-правовой документ…………… стр.5
1.2. Преступления и система наказаний по "Салической правде"……… стр.7
1.3. Суд и судебный процесс у Франков по "Салической правде"……... стр13
2. "Каролина" - Уголовно-судебное Уложение Германии……………….стр.21
2.1. Общая характеристика "Каролины". Структура,
основные положения……………………………………………………….стр.21
2.2. Отражение в судебнике принципов уголовного права.
Основные виды преступлений и наказаний………………………………стр.23
2.3. Суд и процесс по "Каролине". Состязательный и
инквизиционный процесс………………………………………………….стр.27
Заключение.....................................................................................................стр.35
Список использованных источников и литературы……………………...стр36

Введение

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII века и с VIII по середину IX века). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.
Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является "Салическая правда". Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале VI века еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.
"Салическая правда" более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Это первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, - "Салического закона" (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли "салическими", т.е. "приморскими" франками). Но на протяжении VI-IX веков франкские короли делали все новые и новые дополнения к "Салической правде" поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в целом. Важный вклад в создание общегерманских принципов уголовного права был внесен в 1532 году изданием уголовного и уголовно-процессуального уложения Карла V ("Каролины"). На основе "Каролины" образовалось общее немецкое уголовное право. Несмотря на указанный процесс унификации германского права, нормы "общего германского права" имели в основном рекомендательный характер и зависели от степени их "признания" в германской земле.
Целью работы является изучение норм феодального уголовного и уголовно-процессуального права по "Салической правде" и "Каролине". Объектом работы является сравнительно-правовой анализ "Салической правды" и "Каролины" их влияние на формирование права в целом и на создание в дальнейшем общегерманских принципов уголовного права и судебного процесса.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть становление и развитие "Салической правды" у франков;
- Проанализировать систему преступлений и наказаний по "Салической правде", а также существовавший на то период судебный процесс;
- Дать общую характеристику Уголовно-судебного Уложения Германии;
- Рассмотреть отражение в судебнике принципов феодального уголовного права и судебного процесса по "Каролине".
Данная работа состоит из введения, 2 главы разбитой на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.



1. «Салическая правда».

§ 1. «Салическая правда» как источник права у франков.

В IV-V вв. Европа пережила великое переселение народов. В движение пришли десятки варварских племен: гунны, германцы, славяне, арабы, сарматы. Возникали и распадались союзы племен, бесследно исчезали целые народности.
После падения Западной Римской империи салические франки во главе с королем Хлодвигом в начале VI в. заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. К концу VIII в. они подчинили себе германские племена аллеманов, тюрингов, саксов, баваров, лангбардов. Для управления племенами необходимо было создания каких либо законов.
Наиболее известный свод законов- Салическая правда (по точному наименованию — «Салический закон» — Lex Salica), составленная в V-VI веках.н. эры.
«Правдами» принято называть указанные кодификации по аналогии с известной Русской правдой, названной так ее составителями. В Древней Руси слово «правда» означало то же, что мы сейчас называем «правом».
Наше преимущественное внимание мы сосредоточим на Салической правде, самой древней. Временем ее возникновения принято считать конец V столетия — момент расселения франков на завоеванных землях.
Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Мы видим, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это — седая старина. Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, — это уже новое. «Огороженное место» неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса.
Было бы, однако, преждевременным полагать, что огороженная земля стала частной собственностью. Против этого говорит следующее многозначительное правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается).
Не случайно и то, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли.

Германское средневековье сохранило очень сложные и, конечно, старинные формы перехода недвижимости, под которой понималась земля — единственный вид собственности, который «не может погибнуть в огне». Малейшая ошибка в обряде вела к потере права. Из этого следует, что исключительное положение земельной собственности, вызвавшее к жизни манципацию, не было специфическим свойством одной только римской истории. Переход земли из рук в руки (например, от одной общины к другой) был, конечно, возможен и в эпоху Салической правды. Условия его нам неизвестны.

§ 2. Преступления и наказания по Салической правде.

Данный памятник права свидетельствует об упадке родовых обычаев, его статьи фиксируют неравенство в положении членов франкского общества VI в. Он предусматривает повышенную ответственность за покушение на жизнь, здоровье, достоинство короля, его приближенных, церковной знати. В Салической правде ярко отражено верховенство короля и его приближенных. Король является верховным судьей франков. Суд отправляется «по законам короля». Лица, стоящие под непосредственным покровительством короля, занимают особое по?ложение в обществе. Это отражается и на величине вергельда, уплачиваемого за убийство: обычный вергельд за убийство свободного крестьянина утраивается при убийстве знатного человека.
В научном понимании Салическая правда не является ни кодексом, ни сводом законов. В ней записаны нормы обычного права. В большей части она содержит предписание о сумме штрафа за различные преступления: за грабеж, воровство, поломку изгороди, телесные повреждения и оскорбления, злостную клевету, кражу чужой жены и т. д. Подробно указана ответственность тех, кто в драке откусит нос своему противнику, выколет глаз, оторвет ухо и т. д. За оторванный нос франка полагалось платить столько, сколько стоила жизнь лита.Особый интерес представляют статьи о наказаниях за убийство. Основным видом наказания был штраф (вергельд), исчисляемый в солидах (в то время годовалый бык стоил один солид). Вергельд, уплачиваемый осужденным как выкуп за нанесенную потерпевшему обиду, распределялся так, что две трети его шли в пользу обиженного, одна треть — в пользу графа — судьи. Убийство раба расценивалось в 35 солидов, но иногда учитывалось ремесло убитого. Штраф шел его хозяину как возмещение ущерба. Убийство раба из челяди наказывалось так же, как воровство быка (30 солидов). Штраф за убийство полусвободного лита, римлянина составлял 100 солидов, свободного франка — 200, графа, королевского чиновника, слуги (сотрапезника), если он был даже римлянином — 300, чиновника короля — 600 солидов. Убийство священника-600, епископа-900 солидов. За убийство графа скопищем в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивался. Неравенство в штрафе свидетельствует о наличии классового общества.
Салическая правда не содержит статей о смертной казни. Однако в другом памятнике — Саксонской правде (начало IX в.) - со ссылкой на закон франков, смертная казнь предусматривалась за участие в заговоре против короля, применялась к грабителям, убийцам и даже за кражу имущества на сумму свыше 3 солидов. За убийство женщины вергельд взыскивался в тройном размере — 600 солидов. Женщина занимала высокое положение. Ее жизнь, честь и достоинство усиленно охранялись, что косвенно подтверждает существование пережитков матриархата.
Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного положения. Указанная возможность была широко использована государством.
Прежде всего короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг — администрации, дружинников, всех «верных» вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд.
Всякий же, кто стоит ниже свободного франка — римлянин или полусвободный, — защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой лишь возмещение его рыночной стоимости.
С особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.
Правда не знает, например, «кражи птиц». Они назначает особые штрафы за кражу ястреба, петуха, курицы, голубя, журавля и т. д. Если говорится о краже свиней, то не иначе как с различенном их возраста.
Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну.
Во всем этом не было намеренной дискриминации женщин. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде.
Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение;
Эдиктом короля Хильперика (561-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет — брат или сестра умершего, но не «соседи», как это было раньше.
Салический закон не был общим установлением германцев. Обычаи вестготов допускали женщин к наследованию наравне с мужчинами. У саксов наследство переходило к сыну, но если сына не было, дочери получали все.
Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им.
Ко времени Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы завяли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданое. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.).
Среди разного рода сделок особое место принадлежит займу. Долгового рабства Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.
У всех народов земли с незапамятных времен существовал (а кое-где существует и до сих пор) обычай кровной мести.
Объяснение ее не так просто, как может показаться, но несомненно одно: в до государственном обществе защита жизни, имущества и чести может осуществляться только членами того коллектива (рода или племени), к которому принадлежит или принадлежал пострадавший.
Несмотря на различия в формах осуществления и способах мести, свойственных разным народам, общим является убеждение в том, что без мести нет вечного покоя убитому. Традиции и соответствующее воспитание поставили кровную месть выше всех других человеческих чувств. Для нее не существует препятствий, и никакая опасность не может ее остановить.
Возникнув как средство самозащиты, кровная месть надолго переживает эпоху и условия, сделавшие ее необходимой.
Ничто не доказывает так ярко, как кровная месть, что обычай, возникнув из определенных материальных условий, обладает такой степенью самостоятельности, такой способностью оторваться от своей причины, что оказывается возможным передавать его в качестве священного завета многим будущим поколениям, живущим в других условиях.
Подобно тому, как всякий, кто принадлежал к одному роду, мог сделаться мстителем, так всякий, кто принадлежал к другому роду, мог сделаться жертвой мщения.
Составленная пятью столетиями раньше, Салическая правда, конечно, содержит указания на кровную месть. Если преступник настолько беден и настолько «безроден», что не может собрать денег для своего выкупа, «он должен уплатить своей жизнью».
Тем не менее Салическая правда скорее запрещает, чем поощряют месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит, и вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба.
Новая эпоха в системе наказаний открывается с накоплением богатств внутри рода, а затем и семьи. На смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречались нескрываемым презрением. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором.
Соглашение о штрафе прикрывалось разнообразными формами примирения сторон. Центральным пунктом его становятся унизительные формы «покоры», обязательные для виновного. Германская форма покоры производила большое впечатление. Могила убитого оставалась раскрытой. Рука его отрезалась и хранилась в семье. Виновный трижды просил прощения. Только после этого ему отдавали руку. На нем лежала обязанность бросить ее в могилу и закопать тело.
В самое раннее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого.
Исключение из этого правила делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали на дереве, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.
Оберегая возникающее частное хозяйство, Салическая правда устанавливает ответственность за потраву, вызванную нерадением пастуха и хозяина или бывшую результатом вражды и произвола: кто разберет чужую ограду и пустит скот на поле, если будет уличен (со свидетелями), уплатит пострадавшему убыток и сверх того 30 солидов штрафа (что составляет по приблизительному расчету цену 15 быков). Вместе с тем пострадавшему запрещается самовольное уничтожение или калечение захваченного им чужого скота, сокрытие захвата и пр. (гл. IX).
По общему правилу, воровство влекло за собой уплату штрафа, величина которого зависела от различных обстоятельств. Кто украдет годовалого поросенка, платит его стоимость и сверх того 3 солида ; если угонит все стадо, уплатит (помимо стоимости и возмещения убытков) 62,5 солида; если же «там были еще свиньи и остались неукраденными» — 35 солидов . Кража в доме карается строже, чем кража вне дома; кража со взломом считается более опасной, чем кража простая. Кража, совершенная рабом , влечет за собой (помимо возмещения убытков и возвращения похищенного имущества) тяжелое телесное наказание(120 ударов плетью, кастрирование).
Салическая правда выделяет в особый состав подстрекательство, подкуп другого лица для совершения кражи и назначает за это повышенный штраф, а также организацию преступного скопища для совершения убийства, усиливая наказание инициатора.